Афганистан болит в моей душе. Глава 44

Александр Смирнов 6
                44

                «Афганистан болит в моей душе»


         И вот, в назначенный день к назначенному часу Илья и поспешил на станцию метро
 "Каширская", где и созвонился и встретился с Юрием Сидоркиным. Им оказался молодой,
 худощавый, белокурый парень, с заметным шрамом на лбу.
        - Прикладом от автомата получил, - пояснил он Илье, заметив вопросительный
взгляд того. - С Духами в рукопашную сошлись... Память об Афгане. Есть там такой город
- Джелалабад. Слышал о таком?
        - Конечно, знаю, - ответил Илья, очень довольный, что в кабине КамАЗа ему уютно,
 и двигатель автомобиля урчит так ровно и чувствуется его мощь, и дорога хорошая, и вид
 из окна прекрасный.
        - Ты что - тоже там был? - удивился Юрий.
        - Не-ет! Я - только по карте, по географии... из газет, по радио слышал, -
 улыбнулся Илья. - Я служил в России. Там - не довелось. Но один знакомый мой... был.
Без вести пропал. Четыре года, как война кончилась, а о нём до сих пор никаких вестей.
 Никто ничего не знает. Может, ты как-нибудь пересекался, или слышал что-нибудь о Никите
 Гринёве?
        Юрий ответил не сразу.
        - Нет... Жаль парня. Один был у родителей?
        - Нет, сестренка ещё осталась. Но мать слегла. Года два как похоронили. Михаил
 Иванович, отец его, ещё держится, бодрится, но... А человек такой хороший!
        - Да... - вздохнул Юрий. - А сейчас и войны нет - а люди теряются сплошь и рядом!
 И найти не могут, и следов никаких... И искать некому. Вот, этим летом, тесть у меня...
 Он на дачу всё на велике ездил, всё хвастался, что ни бензина, ни "Прав" не надо. А тут
 - прямо из сарая велик украли! Пошёл он заявлять о краже, а над ним там посмеялись: у
 нас, говорят, Мерседесы воруют, и найти не могут, а ты со своим великом припёрся! Да кто
 ж тебе его искать будет? Даже заявление не взяли... Людей ни живых, ни мёртвых найти
 невозможно, а он... Такие, вот, времена, Илюха, настали: жить стало лучше, жить стало
 веселее! Ещё товарищ Сталин, кажется, так говорил... Да, Илюха, а ты чего под пули-то
 полез? Неужели не слышал, как танки бабахают, постреливают?..
        - А ты чего свой лоб под приклад Духа подставил? - неожиданно вопросом на вопрос
 ответил Илья.
        - Ну, ты сказанул! Я ж - солдат, меня Родина послала! - и удивился и засмеялся Юрий.
        - Я тоже... "вечный солдат", - задумчиво ответил Илья. - Меня тоже Родина
 послала. Мне не всё равно, что с моей Родиной делают. Кровью моих предков полита земля и
 на Куликовом поле, и на Бородинском... и по всей России от края и до края. И мне совсем
 не всё равно, что будет завтра с нами, с моим сыном и дочерью... Извини, что приходится
 такими словами говорить, но... другими словами и не скажешь.
        - Да-а… - задумался Юрий, и улыбаться перестал. - Ты, наверное, стихи пишешь?
        - Нет, уже не пишу, - на этот раз засмеялся Илья.
        - Жаль. А я бы писал, но не умею, - повеселел и Юрий. - Вокруг столько всего
 происходит! Так бы и написал о чём-нибудь. Бывают случаи - из жизни, а как - анекдоты,
и не разберёшься: то ли смеяться - то ли плакать.
        - У меня, вот, сосед - украинец, - начал рассказывать Юрий. - Ещё года два назад
 никого и не интересовало: какой кто нации. Так ведь, Илья? Вот и Николая все только
из-за фамилии - хохлом называли, он - Полтавченко. А дело в том, что он родом из
 Винницкой области, что на западной Украине. Там родился, там батя его и мать и сейчас
 живут, и родные его братовья, и сестричка. А он в своё время учился в Москве, и так и
 остался здесь жить, женился, работает. А тут, на днях, повёз он жену показать своей
 родне... да через неделю уже и вернулись они. Так он до сих пор в ступоре и чуть ли
 головой об стенку не бьётся и всё плачет... Побили его тамошние ребята... чуть ли не
 братья родные... Так с синяками и вернулся в Москву. "Москаль, - говорят, - ты"! И всё
 тут! Плевать им, что родился там, а раз живёшь в России - значит "Москаль, и катись в
 свою Московию"!  И накостыляли ему по первое число...
        - Я гляжу - ты не очень-то разговорчивый, - заметил Юрий Илье. - А кто ж меня
 ночью развлекать будет, чтоб не спал я? Да, а ты что - не куришь?               
        - Нет. Недавно бросил. Манит временами, но терплю, не начинаю снова.
        - Молодец! И не начинай. А то: какой смысл был - бросать? Я, вот, тоже - если бы
 задался такой целью - бросить курить - то непременно бросил бы! Я могу! Лишь бы твёрдая
 цель была. Но пока такую задачу перед собой не ставил. Курю - да курю... Ничего, что при
 тебе дымлю?
        - Да - на здоровье! Если можно так сказать... - засмеялся Илья, ему было легко
и хорошо с Юрием. Они были почти ровесники, но очень чувствовалось, что Юра опытнее,
 увереннее, как-никак - а парень прошёл войну и "хлебнул всей её прелести".
        - Это всё - политика... по большому счёту, - как бы рассуждая сам с собой, сказал
 Илья. - Политика ненависти... Сколько ненависти и нетерпимости в людях накопилось - это
 ж просто ужас! Даже Германия попросила у всех прощения за прошлые грехи свои, а эти...
 всё лютуют, "героями" называют тех, кто с фашистами, добровольно  людей жёг живьём и
 расстреливал... Я историей увлекаюсь, читаю, что найду интересного, - пояснил Илья. - 
И в Афгане наши ребята гибли за политику... И сейчас в Москве стрельба и кровь - это
 чистой воды - политика. Не зря ж говорят, что Политика - это кукольный балаган, а мы все
 в нём актёры. И какой-то Карабас Барабас, который живёт в каждом из нас, - и дёргает нас
 за эти... верёвочки. Я, вот, сейчас посчитал в уме - и получилось, что на моём участке -
 на работе - вместе со мной работают люди тринадцати национальностей. Но мы об этом
 вспоминаем только... по какому-нибудь случаю, например - на празднике, когда собираемся
 за одним столом и угощаем друг друга какими-нибудь национальными блюдами. И... мы
 стараемся не разъединяться, а наоборот - ещё крепче держаться друг за дружку. Может...
 это от того, что в Сибири привыкли так, потому что иначе выживать было трудно? И, честно
 сказать, мы очень болезненно реагируем на все эти "западные ветра", что дуют отсюда...
 из Москвы и из Европы.
         - А я вот о чём думаю, - сказал Юрий, - мы-то с тобой ещё счастливчики. А вот
-  каково тем, кто в одночасье по воле трёх алкашей два года назад проснулся однажды в
 городах, которые они строили - оккупантами, а Мать-Родина стала им мачехой, а они для
 неё - не сыновьями и дочерями, а беженцами, изгоями? А это же - миллионы!.. миллионы
 живых человеческих судеб! А ещё говорят, что августовский переворот прошёл бескровно;
 льётся, льётся кровушка, и ещё долго будет литься... Родились мы в одной стране, росли
в ней, в школу ходили, в армии служили, присягу ей давали, даже повоевать за неё успели
и не все домой вернулись, а жить, вот, приходится совсем в другом государстве, с другими
 законами и другими ценностями. И этим "ценностям" глубоко наплевать на нас... Далеко не
 у всех хватит сил "перестроиться", - задумчиво закончил он.
         Несколько минут ехали молча, каждый думал о своём.
        - У каждого своя правда - это точно, и ничего тут не поделаешь, - согласился
 Юрий.  - А я, вот, потом... после Афгана - три месяца в госпитале, в Душанбе загорал.
 Оттуда и демобилизовался. И кореш мой... Вместе всё прошли и вместе в Душанбе были. У
 него обе ступни... на обоих ногах - миной оторвало... Но как людей гражданка меняет! -
 покачал Юрий головой, даже языком пощёлкал. - Никогда не думал, что так могут...
 человеки меняться! - рассказывал и возмущался он. - Когда там были, вместе всё это
 "дерьмо" хлебали - Иван совсем другим был! Я как на себя мог на него положиться.
 Надёжнее брата родного! А дома, сейчас - не узнать человека! Будто подменили: совсем
 упал духом... Ну - никакой стал! Я ему сколько раз говорил: протезы же можно хорошие
 заказать, на телемастера выучиться, чтоб ходить меньше, ноги натруждать... Да мало ли
 чему выучиться?! Даже дома можно что-нибудь мастерить. Сейчас же всё разрешается...
 можно любое своё дело открыть. И продавать. И все помогут... и я со всей душой!..
 Маресьев, вон, в войну - без ног воевал, на самолёте летал! А мы - чем хуже? А он…
- Юрий даже рукой махнул в отчаянии, а Илья внимательно слушал, не перебивал.
        - А всё - жалость проклятая! Она - всё виновата! Вот он и раскис, и смяк. Ну как
 же - инвалид, калека! Как же не пожалеть! И мама с папой пожалели, и дружки пожалели. А
 где жалость - там и стопочка, а то и - бутылочка водяры. А ещё лучше - самогона, в
 деревне же. Антоновка деревня. Мы - заедем к нему, увидишь всё сам. Я думаю - до ночи
 успеем... Я в последний раз недели две назад у него был. Ох, и разозлился ж я тогда!
 Всех дружков его, всю компанию их пьяную разогнал! До того меня злость взяла! Да - за
 жену его... - так жалко её стало! Бабёнка такая хорошая: умница, домашняя, дождалась его
 с армии, замуж за него пошла, не посмотрела, что он... калека. А тут - как не приеду -
 она всё в слезах, а он всё - пьяненький, или совсем валяется, да ещё на неё огрызается!
  Ну и... сорвался я: разогнал его дружков, и его пару раз хорошо встряхнул, чтоб мозги
 на место встали... Может - подействует. Сколько ж можно... сопли распускать?! Но... ты,
 Илюха, не поверишь! Я сам до сих пор... в шоке, в ступоре! Все его родственнички, вся
 деревня, даже мать с отцом - всё так окрысились на меня!.. будто это я - враг народа!
и это я послал его на ту проклятую войну, и не уберёг его там! Оказывается: это я во всём
 виноват, во всех его несчастьях! Сам, своими ушами слышал, как они на меня... за спиной
 у меня: "Это, мол, тот самый Сидоркин, бывший корешь их дитяти, и чтоб ему... ни дна, ни
 крышки!" - Юрий ещё долго возмущался, а потом молчал, и думал о чём-то...
         Уже в сумерки они и впрямь свернули с трассы и километров через пять въехали в
 большое поселение - Антоновку. От долгой езды ноги у Ильи изрядно затекли, и он был рад
 остановке, чтоб размять их, походить по земле; так далеко и долго он ещё ни разу не
 ездил на автомобиле. Они прошли через калитку в тёмный двор сельского дома, в одном из
 окон которого слабо горела электрическая лампочка за белыми занавесками. Юрий постучал
 по стеклу этого окна. Скоро из двери сеней к ним вышла молодая женщина в чёрной косынке
 на голове, и в тёмном платье. Но, не смотря на столь невзрачный наряд и плохое
 освещение, достаточно было одного взгляда на хозяйку чтоб заметить её необычную, редкую
 красоту: немного вытянутое лицо, высокий, открытый лоб, высокая причёска из чёрных
 волос, которые не смогла скрыть даже косынка, и большие чёрные глаза. "Как Нефертити!"
- невольно подумал Илья с восторгом. Было видно, что девушка нисколько не удивилась столь
 поздним гостям.
       - Юра?.. Проходите, - пригласила она в избу поздних гостей.
        Дом был старенький, с низким потолком. И лампочка в прихожей - или в кухне? -
 светила так слабо, что вся обстановка, и все вещи - тоже казались старыми, тёмными.
        - Здравствуйте! - поздоровался Илья, но никто ему не ответил и он нерешительно
 остановился у порога.
        - Что - опять он?.. – начал, было, Юрий, но молодая хозяйка так посмотрела на
 него, что он осёкся и замолчал.
        - Нет... Нету больше Ивана... - тихо ответила хозяйка и заплакала, закрыла лицо
 руками и отвернулась.
        - Как - нету?.. Куда ж он подевался? - не сразу понял Юрий, а потом побледнел
и медленно опустился на табурет у стола.
        Только через несколько минут Ирина - так звали молодую вдову - немного
 успокоилась и смогла рассказать события последних дней. Она накрыла стол на скорую
руку и угостила гостей остатками вчерашнего поминального обеда.
        - Ты же с ним... прошлый раз... серьёзно поговорил, - рассказывала она, присев
к ним за стол, но ни к чему не притрагиваясь из еды. - Я тебя, Юра, нисколечко не виню...
 Ты тут совсем ни при чём... Чему быть - того не миновать. Он в последнее время уже
 всякую меру потерял... никого не слушал... только пил всё с дружками... он уже не мог
 без этого... не мог - чтоб не пить... ему каждый день уже надо было... Он без лечения...
 кодировки - не встал бы на ноги. Споили его... кореша его... да и родственнички всё
 жалели его... и мамаша с батей... Он сопротивляться уже не мог... А после того, как ты
 побывал последний раз... он и затаился... разговаривать ни с кем не стал... целыми днями
 - молчком. А тут... прихожу с работы - его дома нет. Думаю - у дружков пьёт опять. Пошла
 искать. А они - не видели его с утра! Я - к свекрови. А их со свёкром - тоже дома нет,
в город с утра уехали, автобусом... Ихний-то Запорожец - совсем уж на ладан дышит, почти
 уж и не ездит. Только двигатель ещё тарахтит помаленьку... И тут мне как в голову кто
 стукнул! Я - в гараж, где Запорожец-то стоит. Ворота прикрыты плотно, но не запертые.
А там - вонище от газа - не продохнуть! Но двигатель уже не работает - бензин весь
 кончился. А Иван... сидит в машине... и весь - синий! Задохнулся уже... Уже ничего не
 смогли сделать... В Афгане смерти не нашёл, так дома... Знать - тому и быть. А, главное,
 Юра, родители его... В их глазах - я во всём виновата... во всех смертных грехах, и что
 он на себя руки наложил... Мне и так не сладко и душа вся изболелась, а они мне...
такое говорят! Такое говорят!.. Руки на себя наложить хочется...
        - Да-а, ребята... - почему-то пробормотал еле слышно Юрий, а потом на долго
 задумался. - Вот так вот жизнь крутит и нас не спрашивает, - продолжил он после
 молчания.
         Была задумка у Юрия - поужинать, отдохнуть и поспать пару часов у друга его
 Ивана, чтоб дальше в ночь ехать было легче, но после таких новостей... не стал он
 задерживаться в Антоновке и поехали они с Ильёй дальше. Оба к еде, что им предложила
 Ирина, почти не притронулись, поэтому после полуночи Илья не то что почувствовал, но
 даже услышал - как урчит у него живот. Но предложить Юрию остановиться и перекусить
 немного - он не посмел; да и дорога была пустынная, хорошая и КамАЗ бежал быстро, и Юрий
 был так сосредоточен не то на дороге, не то на своих каких-то мыслях, что отвлекать его
 не хотелось. Ехали молча, хотя ещё при выезде из Москвы, Юрий предупреждал Илью, что тот
 должен будет ему всю ночь рассказывать анекдоты, и чем смешнее - тем лучше, чтоб он не
 смог задремать за рулём на ходу, но теперь... обоим было не до анекдотов. А встречные
 машины попадалось всё реже и реже, дорога становилась всё пустыннее, однообразнее,
а ночь всё темнее...
        И вдруг Илья услышал... и ушам своим не поверил - Юрий пел песню! Тихо, будто
 только для себя одного, но так задушевно!
        - Плыл по городу запах сирени-и...
          До чего ж ты была красива-а!
          Я твои целовал  колени-и
          И судьбе говорил спасибо...
        "Ай-да Юрка! Ай-да сукин сын! Да я бы с ним не то что в разведку - в самую
 преисподнюю пошёл бы, не раздумывая! - с восторгом подумал Илья, что даже сон у него
 пропал. - Какая ж у него душа светлая! А, ведь, он войну прошёл... Но она его не
 сломала! В чём же он силу берёт? Почему он такой живучий?.. Наверное, он кого-то
очень-очень любит, так любит, что и сломаться себе не позволяет. Какой молодец!"
        Хорошо, что было темно, и Юрий был сосредоточен на каких-то своих мыслях и не
 смотрел на Илью, и не видел его заблестевших от слёз глаз. "Что-то я стал такой...
 чувствительный, сентиментальный!" - удивлялся Илья сам себе, а душа его пела и плакала,
 и млела от счастья, что он тоже живой... и любит, и есть у него силы и жить и любить.
 "Скорей бы к Даше и детям! - начал мечтать он. - Как они там без меня?.."
        Но вот - в четвёртом часу ночи - Илья всё чаще и чаще стал ловить себя на том,
 что он временами спит, будто отключается. То же он стал замечать и за Юрием: тот всё
 чаще тёр глаза, чаще моргал ими, чаще прикладывался к бутылке с водой, даже раза два
 просил Илью полить ему на руку воды, и потом мокрой рукой растирал себе лицо. И всё
это на ходу, не останавливая машину.
       - Всё - больше не могу! - наконец сказал он и заглушил двигатель, и съехал на
 обочину. - Хотел до посёлка дотянуть, чтоб в степи одному не стоять, но чувствую, что
 сейчас совсем усну... и перевернёмся с тобой в кювет. Нет! Надо хотя бы с полчасика
 вздремнуть. Совсем - невмоготу! - и он положил и уставшие руки, и отяжелевшую голову
на руль, и тут же засопел тихо и ровно. Илья тоже уселся как можно удобнее - и тут же
 заснул.


                45

              "Потерпи, костлявая, - мы ещё поживём".