Венок воспоминаний о поэте, публицисте и краеведе

Ирина Юлина
    О М.В. Ногтевой (1936- 2013)


                Людмила Олеговна  Солодова.
 Ведущий инженер-сотрудник Музея истории предприятия  "ОАО Красногорский  завод       им. С.А. Зверева", пенсионер в настоящее время.


     В сердце боль утраты, но такие люди как Маргарита остаются жить вечно. Пока помним она жива.  Вы стараетесь,  чтобы ее помнило как можно больше людей и о ней узнавали все новые и новые.

   Мои воспоминания очень многогранны, но сегодня пришли на память  наши встречи и совместные поездки. Может они будут построены не совсем в хронологической последовательности. Думаю, это не важно.

    Цивилизованного человека всегда отличают активный интерес к истории материальной культуры, пристальное внимание к предметному миру и техническим  достижениям прошлого, бережное отношение к традициям ремесла.  А Маргарита Васильевна  была цивилизованным человеком. Ее интересовали и вчера, и сегодня, и завтра.

   Очень хорошо помню день. Ее с горящими глазами в ДК  "Салют" у газетчиков.  Маргарита Васильевна вернулась из Нижнего Новгорода.  Дом, в котором она жила с родителями  в  Нижнем Новгороде поставили на капитальный ремонт. Все видела в последний раз: свое детство и юность. Потом все внешне будет похоже ,но не то.

     Открыла пакет и стала бережно доставать какие-то планочки, тряпочки, веточки."Вот по этому паркету ходили мои ножки, это моя крестильная рубашечка, это веточка дерева, которое стучало ночами в окно моей комнаты" . Это что, возрастная  сентиментальность? Нет,  сразу разговор заходит о выдающемся литературоведе, ее учителе Георгии  Васильевиче Краснове:  "Собирайтесь в Коломну. Дам почитать его письма ко мне. Пригодятся. Он последнее время жил и работал в Коломне".

    Раздается звонок где-то около восьми утра."Кто ходит в гости по утрам, тот поступает мудро..."-веселым задорным голосом приглашает к себе прямо сейчас Маргарита Васильевна: " Если не завтракала, то позавтракаем вместе".  У  нее разговор и наш любимый карп. Ну как тут устоять. Прибегаю и начинаем смотреть фото и читать письма.

    Маргарита Васильевна занялась сбором информации по своей родословной очень активно. Ей в этом очень помогала внучка Катюша. Именно она помогла освоить компьютер своей бабушке.
     Разговор плавно переходит на кошку ,которую подарила Катя. Кошка была названа Марго и ей уже было посвящено стихотворение шутливое и милое, отражающее  чувства. 
               
                КОШКЕ МАРГОШКЕ

            С Веласкесом и Веронозе
            В садах и во дворцах Мадрида
            Маргошка в прошлой жизни
            Было инфантой Маргаритой.
                Красой не отличаясь броской,
                С большими тусклыми глазами,
                Она попала рыбой плоской
                В сеть королевских притязаний.
                Как жаль, что не хватило Босха
                Который жил столетьем ранее,
                Зато инфанта стала кошкой
                И в том нашла свое призвание.            
                Сентябрь 2010г.

     Как-то при очередной встрече зашел разговор о том, что не плохо было бы организовать экскурсии о жизни и творчестве поэтов серебряного века. Организовали.
Она "..не имеющая золотого запаса, но живущая серебряным веком..(слова из автографа) с таким воодушевлением поехала( для души ),была тихой и старалась быть незаметной, а глаза выдавали особую заинтересованность своими всполохами.  Сеятельница  просвещения осталась довольна. После цикла экскурсий дарит мне томик М.Цветаевой "Рябину рубили..." со своим автографом:"Л.О.-Человеку моего 2002 года! С наступающим Новым, который должен пройти под знаком укрепления нашей дружбы" 25.12.2002г.

     "Я увлеклась сравнительным литературоведением (благодаря Ф.С.Наркирьеву),  когда любое художественное произведение рассматривается в рамках одного исторического процесса"- так определила сама Маргарита Васильевна одну из граней своего творчества.  И сразу последовали  поездки в Шаховскую  и Талдом.

   Очередной звонок. Фонтан информации. Разговор  о Сергее Тимофеевиче Тихомирове. О ее знакомстве с сыном писателя. Строим планы о поездке в Шаховскую. Поднять завесу всем, многим. Позиция Маргариты Васильевны  ясна. Она заботится о воспитании патриотических чувств, призывая задуматься о том,  как увековечить память славного крестьянского самородка. См.  последний абзац ее книги" Лев Николаевич Толстой и Сергей Терентьевич Семенов".

   А Сергей Клычков (Талдом ). "До слез любя страну родную..." - первая строчка стихотворения   С. Клычкова.  Нужно о нем тоже поведать многим. Включайте в программу по Талдому!  Целую кипу литературы на стол.  Читайте! Переваривайте!  У Вас получится ! И получилось.
   Понятно, что ее страсть, ее жизнь - это литература. Но может ли быть поэт хорошим, если его не интересует все вокруг.

   Едем в Приокско-Террасный заповедник.  Маргарита Васильевна,  как всегда, шутит, что 30 лет не встречалась с зубрами и бизонами. Со своим фотоаппаратом Т.М. Чебыкина.                Прекрасная осенняя пора. Шуршащие под ногами листья, величественные  животные мирно пасутся, с  презрением поглядывая на экскурсантов. Эта поездка была подарком к ее дню рождения. Свой день рождения Маргарита Васильевна праздновала  ежегодно с  09.10 по 30.10,  чтобы все  себя чувствовали удобно, когда вспоминали.

     Дня через 2-3 собрались у нее на рюмку чая праздновать и Т.И. Чебыкина преподнесла ей портрет, который сделала во время экскурсии. Маргарита тут же на обороте пишет:
                Я любила с юных пор
                Потягаться с Зубром,
                Из меня тореадор
                Выйдет очень мудрым.
                В красной куртке, как в плаще,
                Вышла на куртины в заповеднике,
                Где все выглядели мило,
                Как сама Людмила.               
                Губайлово.  13.10.2009г.
                На фото М.В. Ногтева  в розовой куртке.

  На обороте буклета, действительно 30летней давности, пишет мне:

                Посетила я зубрятник,
                Изучила рацион,
                И признаться - озадачил
                Закусон на много тонн,
                Тридцать лет прошло, и снова
                По зубрятнику хожу
                И на зубров чистокровных
                С аппетитом я гляжу.
                Не открою я Америк,
                Но клянусь самой природой,
                Зубр из прерий - тоже пленник
                Государственных угодий.

       А парк Птиц, что в селе Воробьи! Мы Маргаритой Васильевной  первый раз в полном восхищении бродили по парку упиваясь разнообразием и красотой птичьего мира. От кур, голубей до павлинов и казуаров.  Ее любознательность всегда поражала меня. "Поедем еще ", -  уверенно заявила она. Через несколько дней отдает пачку материалов по экзотическим птицам. Просит включить в текст экскурсии, мол сама интерес когда-то проявляла, пусть послужит людям.

   Птицы птицами, а прогресс нас окружает. При возвращении, перед  въездом на Окружную  дорогу  стоим в пробке. Маргарита Васильевна тут же рассказывает мне, что совсем недавно она побаловалась,  в 542 автобусе, стоя в такой же пробке у Снежкома: " В  автобусе мало народа , сижу. Прогресс окружает со всех сторон. Я в эпицентре прогресса"...

                Успеем мы или просрочим,
                Доедем мы иль не доедем,
                Что дорого ,а что - не очень,-
                Я не останусь без обеда.
                Я не останусь без прогресса,
                Без бляшек-флешек, примиряясь
                С потерей рощи или леса,
                Но без прогресса не останусь.
                Я каждый час страшусь прогресса,
                Как будто чудища земного,
                Прогресс не отличим от беса,
                От Люцифера с Казановой.
                Прогресс прилизан и причесан,
                Как Рибентроп с проклятым пактом,-
                Не посылает даже к черту,
                А отсылает к БАНКОМАТУ!

    Я еще работала в музее завода. На улице лето. Жара. У нас холодно. Полуподвал, знаете. Заходит к нам Маргарита Васильевна . Нужно найти какие-то фотографии к ее очередной публикации. Нашли. Уходит. На рабочем столе бумажка, какое-то извещение о замене окон.  На обороте очередной экспромт:

                От парникового  эффекта
                Скорей бы убежать  к префекту,
                Знай, там сидят в  его предбаннике
                Пред ним дрожащие начальники.

   Маргарита Васильевна побывала в Израиле. Встречаемся. Обмениваемся впечатлениями. Решаем посетить Новый -Иерусалим, чтобы еще раз, потрогав, убедиться, что храм Вознесения внутри точная копия храма Гроба Господня. На обратном пути резюме :

                Живем мы не в пустыне.
                У нас свои святыни,
                У нас свои пророки,
                У нас свои чертоги.
                Ведут дороги к Богу
                не только в Израиле,
                Но в нашем русском Мире !