Поэзия — ГОЛОС БОГА (пер. с древнегреч.). Сегодня уже никто не сомневается в том, что поэтами не становятся — поэтами только рождаются. Стихи поначалу пишутся только для себя, ради интереса. Душа поэта хочет выговориться, изучить свое “Я” на бумаге.
Желание написать не возникает само собой, оно провоцируется какими-то обстоятельствами. И уже эти обстоятельства определяют настроение поэта. Обстоятельства могут быть различными, например, прочитанная книга, затронувшая чувствительные струнки души, нахлынувшее внезапно воспоминание о чем-то приятном и грустном, что-нибудь другое…
Все это производит впечетление на душу поэта, образует его НАСТРОЕНИЕ. НАСТРОЕНИЕ рождает АССОЦИАЦИЮ. И все это вместе образует ВДОХНОВЕНИЕ. Так кратко рождается начало творческого процесса. СЛОВО
поэта передает его НАСТРОЕНИЕ, АССОЦИАЦИЮ и МЫСЛЬ, что
и определяет его талант. Неумение обнаруживает ляписы и многочисленные ошибки.
Поэт, лепя слово к слову, лепит свои стихи, руководствуясь своими нормами нравственности и морали. Поэт соизмеряет свои поступки с этими законами (можно — нельзя). Поэзия должна руководствоваться десятью заповедями христианского учения. АССОЦИАЦИЯ всегда стремительна и неуловима, и зиждется глубоко в подсознании человека. И это НЕЧТО живет вне времени и пространства. АССОЦИАЦИЯ это ДУХ, вечный и нетленный. И именно этот Дух направляет человека к гармонии и совершенству. ПОЭЗИЯ чем-то подобно религии, но намного проще
ее и доступней.
Поэзия чем-то религии подобна,
Намного проще, более удобна…
Задача поэта сложна, потому что НАСТРОЕНИЕ, МЫСЛЬ и АССОЦИАЦИЮ он должен передать простым СЛОВОМ.
Поэзия часто глупа.
Всегда мы будем помнить это.
Дурак — возможно может быть поэтом,
Но — дураком останется наверняка.
“Поэзия — это лучшие слова в лучшей последовательности, — сказал Кольридж”.
Понимание внутренних законов поэзии приходят в большинстве случаев не через
радость и счастье, а исключительно через боль и страдание. Поэт стремиться проникнуть в самую суть вещей и облечь это проникновение в понятную для большинства оболочку. Поэт не задумываясь, спешит выхватить из забвения миг и передать его при помощи слов, не расплескать важное чувственное между словами. Он балансирует между чувствами, магией звучания и смыслом. Слово цепляется за слово, рифма за рифму… Поэзия — это по большему счету НЕПРЕКРЫТОЕ ОБЩЕНИЕ ДУШ. Если в процессе этого общения слово вызывает у нас доверие — непроизвольно открывается наша душа. Поэзия — мощное из всех видов искусства и способна очищать души людей до первозданной чистоты. Поэзия — это магия, это некое священнодействие, которое имеет дар: выводит из глубин нашего подсознания призраки… Поэзия — это высшая магическая форма языка (по Иосифу Бродскому). Если в нашей жизни присутствует эта “высшая форма языка”, то и жить становится легче.
Наш мир постоянно меняется с помощью различных рычагов : денег, власти, культуры и т. д. Поэзия предлагает изменения мира в самом изменении внутреннего мира людей.
И процесс этот намного сложнее, чем процессы изменения нашего общества. Идет постоянная бескомпромиссная война в незримом мире: в человеческой душе. По одну строну души лень, гордость, наслаждения, по другую — боль, отчаянье, нежелания покоя.
Поэзия — это ПОПЫТКА ПРИКОСНУТЬСЯ К НЕИЗВЕДАН-НОМУ/ НЕНАЗВАННОМУ. И все это неизведанное спрятано в самом поэтическом языке. Но спрятано не в словах, а ЗА СЛОВАМИ И МЕЖДУ СЛОВАМИ. Одной из “психологических настроек” этого неизведанного языка является сдвиг сознания. Корни же и слова этого “немого” языка находятся не в самом сознании, а скорее всего в подсознании(но, не исключено пребывание этого “немого” языка за пределами разума).
Человечество практически не имеет представление о действительной, истинной сложности СЛОВА. Все слова имеют не один, а как минимум несколько смыслов. Мы, в большинстве случаев, понимаем/различаем нашим мозгом только один смысл. Для понимания иных смыслов языка необходимо изменение всего мировос-приятия человека: сдвиг его сознания. Тот, кто смог “сдвинуть” и удержать в сдвинутом состоянии сознание, попадает в ИНУЮ РЕАЛЬНОСТЬ, которая своей величественностью превышает все представления о ней. В этой реальности есть все: тревоги, мучения, внутренняя боль. Но, духовный опыт, который приобретает человек, будет просто неоценимый.
Язык поэзии — не язык сознания! Сознание к творчеству имеет лишь только некоторое (совсем небольшое) отношение. Творчество освобождает наше перегруженное подсознание от излишней информации, и человек, изливший таким образом душу, терапевтически излечивается.
Чтоб не было тоски,
Отчаянья и грусти
Надо писать, писать стихи…
Ведь когда пишешь, то тогда душа выговаривается. А выговорившись, становится легче. Надо писать стихи, писать постоянно. “Ведь: чем меньше пишешь, тем меньше хочется”, — говорит Цветаева. Стихи для меня — это все! Стихи для меня — это второй воздух!
Ведь даже в смерти
Есть некий подъем,
Виденье иное живущим.
Поэт — верю я, на своем
По праву, месте насущном…
По настоящему, хорошие стихи рождаются, когда они идут от сердца, когда в них вложено все сердце… Когда вдохновение находит, надо успеть выложить его на бумагу. Вдохновение — это неуловимый миг, который, как внезапно появляется, так внезапно и исчезает. Нужно успеть запечетлить этот миг — “осколок вечности”.
Миг этот не имеет слов. Он — за словами, он — между слов, он — за всем… В этом миге — неизведанное/неназванное… В нем — тайна (забытый “голос Бога”)!
Я попытался передать эту “тайну” словами, хотя словами это передать крайне трудно, почти невозможно. Тайна сия велика! Лучше всего самому окунуться в неизведанное, чтобы пережить эту тайну… Это — подобно некому озарению, просветлению… Это — подобно тому, что когда знал… Настоящая поэзия — это забытый ГОЛОС БОГА!
Небо — молния пронзила.
Миг! Все снова как и было…
И еще одно стихотворение.
“Каждый стих — дитя любви* ”,
Если в сердце он рожденный.
Он, любовью окрыленный —
Голос, что звучал вдали.
Поэзия — это прежде всего взаимосвязь слов. Слова, появившиеся стихийно, не вписываются в стихотворение фонетически и образуют лишь осадок.
В поэзии всегда присутствует некая тайна. Творчество — это возможность свободно выражать себя. Творить — погружаться в некую тайну (в неизвестность).
Поэт — это не тот, кто только пишет стихи, а тот, кто ощущает по особенному (очень тонко) этот мир.
=========
Магическая поэзия пишется всегда сердцем и читается всегда сердцем. Поэзия — это всегда самая тонкая связь с человеком, разговор доверительный глаза в глаза, душа в душу. Нередко духовная поэзия звучит в храмах на богослужениях. Иеромонах Владимир (Шикин) читал духовную поэзию исповедникам в Троицком соборе в Дивеево.
Никогда-никогда себялюбцем не будь:
За себя помолясь, ты других не забудь.
Помолись, чтоб Господь и тебя воскресил,
И еще помолись, чтоб Господь все простил**…
Отец Владимир о поэзии говорил, что кроме высокого поэтического мастерства есть еще высокий уровень самого сердца.
_____________
*Марина Цветаева
** В моей обработке 3, 4 строчки
=========
Слово — это не просто набор букв или звуков, слово — это неизведанная бездна. Поэзия — это некий способ заклинания этой бездны.
Понимание немого языка даст людям ключ к пониманию Истины, сделает человека свободным. Общение человека с неизведанной бездной низринет его в бездну. Бездна место обитания темной силы (демонов). Бездна в переводе церк. слав. неизмеримая глубина (глубина без меры), пропасть (без дна); ад, преисподняя.
Мир поэтического воображения заглушает духовное чутье, заглушает интуицию, пробуждает тонкое сладострастие, создает мир чувственности, мир красоты, но красоты не небесной — земной. В отвлеченных ярких и чувственных образах душа не может найти Бога.
Душа должна решиться,
Отбросить все, решиться
Из мрака сделать шаг
Навстречу небу в зори.
Тесное сближение с немым языком, в его углубление, может привезти человека, в лучшем случае, в психиатрическую лечебницу.
=========
Заказ у поэта — заказ про поэта (т. е. заказ про самого себя). Все мы выполняем заказ времени: кто — свой, кто — только чужой.
Все мы воспеваем словом (но — часто так небрежно!).
Не обходись небрежно и легкомысленно со словом. К слову нужно благоговеть. Вся наша жизнь связана со словом.
Послужить времени — через себя сказаться, пропустить через себя время, оставаясь как бы сторонним наблюдателем.
Новый день — всегда что-то новое. Всегда новые возможности. Каждый прожитый день несет всегда как что-то хорошее, так и что-то плохое, но думать об этом заранее не стоит. То, что должно произойти — произойдет тогда, когда мы будем меньше всего этого ждать, поэтому всегда следует быть готовым ко всему.
Страстные поиски того, что мы ищем, не всегда означают, что мы действительно этого хотим и имеем к этому какую-то склонность. Исполнение даже самого заветного желания не обязательно должно нас избавить от внутреннего беспокойства.
Познание исходит из сердца. Познание — это голос сердца. И вы убеждены в том, что вы действительно это знаете. И, если вы просто это знаете — это знание является вами.
Современность в искусстве — воздействие лучших на лучших, которое обратно пропорционально воздействию худших на худших. Быть современным — идти в ногу со-временем, быть всегда во-времени, причем во времени настоящем.
Современник только творит свое время, а не отражает его.
Я со временем на “ты”,
Не на “вы”.
Не боюсь его молвы.
Мы для счастья рождены,
Хоть и временны…
Поэт должен идти в ногу со-временем, а в некоторых моментах — опережать время.
Я чувствую священный аромат.
Священный трепет мне пронзает тело.
Живой родник, тебе всегда я рад!
Я пью тебя решительно и смело!
“Священные Книги”