О поэзии

Вячеслав Верный
        Поэзия — ГОЛОС БОГА (пер. с древнегреч.). Сегодня  уже  никто не сомневается в  том, что поэтами  не  становятся — поэтами  только  рождаются.  Стихи  поначалу пишутся только для  себя,  ради  интереса. Душа  поэта  хочет выговориться, изучить свое “Я” на бумаге.
       Желание  написать  не   возникает   само  собой,  оно провоцируется  какими-то   обстоятельствами.  И  уже   эти   обстоятельства   определяют   настроение   поэта.  Обстоятельства  могут  быть  различными,  например,  прочитанная  книга, затронувшая чувствительные струнки души,  нахлынувшее внезапно воспоминание о чем-то  приятном  и грустном, что-нибудь другое…
Все это  производит  впечетление  на  душу  поэта,  образует  его  НАСТРОЕНИЕ.   НАСТРОЕНИЕ   рождает  АССОЦИАЦИЮ. И все  это  вместе   образует ВДОХНОВЕНИЕ.  Так кратко рождается  начало  творческого  процесса.  СЛОВО
поэта  передает  его  НАСТРОЕНИЕ,  АССОЦИАЦИЮ  и  МЫСЛЬ, что
и определяет его талант.  Неумение  обнаруживает  ляписы  и  многочисленные  ошибки.
       Поэт, лепя слово к  слову,  лепит  свои  стихи,  руководствуясь  своими  нормами нравственности  и  морали.  Поэт  соизмеряет  свои  поступки   с  этими   законами (можно — нельзя). Поэзия должна руководствоваться десятью заповедями  христианского  учения. АССОЦИАЦИЯ  всегда стремительна  и  неуловима,  и зиждется  глубоко  в  подсознании  человека.   И  это  НЕЧТО  живет   вне  времени  и   пространства. АССОЦИАЦИЯ это ДУХ, вечный и нетленный. И именно этот Дух направляет человека к гармонии и совершенству. ПОЭЗИЯ чем-то подобно религии, но намного проще
ее и доступней.

                Поэзия чем-то религии подобна,
                Намного проще, более удобна…

       Задача   поэта   сложна,   потому   что   НАСТРОЕНИЕ,   МЫСЛЬ  и АССОЦИАЦИЮ он должен передать простым СЛОВОМ.

                Поэзия часто глупа.
                Всегда мы будем помнить это.
                Дурак — возможно может быть поэтом,
                Но — дураком останется наверняка.
        “Поэзия — это  лучшие  слова  в  лучшей   последовательности, — сказал  Кольридж”.

       Понимание внутренних законов  поэзии  приходят в  большинстве  случаев  не  через
радость и счастье, а исключительно через боль и страдание. Поэт  стремиться  проникнуть в самую суть  вещей и облечь это проникновение в понятную для большинства оболочку. Поэт не задумываясь, спешит выхватить из  забвения  миг и  передать  его  при  помощи  слов,  не расплескать важное чувственное между словами. Он балансирует  между  чувствами,  магией  звучания и  смыслом.  Слово  цепляется  за  слово,  рифма  за  рифму…  Поэзия — это  по большему  счету  НЕПРЕКРЫТОЕ  ОБЩЕНИЕ  ДУШ.  Если в процессе  этого общения слово вызывает у нас доверие — непроизвольно  открывается  наша душа. Поэзия — мощное из всех видов искусства и  способна  очищать души  людей  до первозданной  чистоты.  Поэзия — это магия, это некое священнодействие, которое имеет  дар:  выводит  из  глубин нашего подсознания призраки…  Поэзия — это высшая магическая форма языка (по Иосифу Бродскому).  Если в нашей жизни  присутствует  эта “высшая  форма языка”, то и жить становится легче.
       Наш мир постоянно меняется с помощью различных рычагов : денег, власти, культуры и т. д. Поэзия предлагает изменения мира в  самом  изменении  внутреннего  мира  людей.
И процесс этот намного сложнее, чем процессы изменения  нашего  общества. Идет постоянная бескомпромиссная война в незримом мире: в человеческой душе. По одну  строну души лень, гордость, наслаждения, по другую — боль,  отчаянье,  нежелания  покоя.
       Поэзия — это ПОПЫТКА ПРИКОСНУТЬСЯ К НЕИЗВЕДАН-НОМУ/ НЕНАЗВАННОМУ.  И  все  это  неизведанное  спрятано в  самом  поэтическом  языке. Но спрятано не в словах, а ЗА СЛОВАМИ И МЕЖДУ СЛОВАМИ.  Одной  из “психологических настроек” этого неизведанного  языка является сдвиг сознания. Корни же и слова этого “немого” языка находятся не в самом сознании, а  скорее  всего в подсознании(но, не исключено пребывание этого “немого” языка за  пределами разума).
       Человечество  практически   не  имеет  представление  о  действительной,  истинной сложности СЛОВА. Все слова имеют не один, а как минимум несколько  смыслов.  Мы, в большинстве случаев, понимаем/различаем нашим мозгом только один смысл. Для понимания иных смыслов языка необходимо изменение всего  мировос-приятия человека: сдвиг его сознания. Тот, кто смог  “сдвинуть” и  удержать  в  сдвинутом  состоянии  сознание,  попадает  в ИНУЮ РЕАЛЬНОСТЬ, которая своей величественностью превышает все представления о ней. В этой реальности есть все: тревоги, мучения, внутренняя боль. Но, духовный опыт, который приобретает человек, будет просто неоценимый.
       Язык поэзии — не язык сознания!  Сознание к творчеству  имеет  лишь  только  некоторое (совсем  небольшое)  отношение.  Творчество  освобождает  наше   перегруженное подсознание от излишней информации, и человек, изливший  таким образом душу, терапевтически излечивается.

                Чтоб не было тоски,
                Отчаянья и грусти
                Надо писать, писать стихи…

       Ведь  когда  пишешь,  то  тогда  душа  выговаривается.  А  выговорившись, становится легче. Надо писать стихи, писать постоянно. “Ведь: чем меньше пишешь, тем меньше хочется”, — говорит Цветаева. Стихи для меня — это все! Стихи для меня — это второй воздух!

                Ведь даже в смерти
                Есть некий подъем,
                Виденье иное живущим.
                Поэт — верю я, на своем
                По праву, месте насущном…

       По настоящему, хорошие стихи рождаются, когда они идут от сердца, когда в них вложено все сердце… Когда вдохновение находит, надо успеть выложить его на бумагу. Вдохновение — это неуловимый миг, который, как внезапно появляется, так внезапно и исчезает. Нужно успеть запечетлить этот миг — “осколок вечности”.
Миг этот не имеет слов. Он — за словами, он — между слов, он — за всем… В этом миге — неизведанное/неназванное… В нем — тайна (забытый “голос Бога”)!
       Я попытался передать эту “тайну” словами,  хотя  словами  это  передать  крайне трудно, почти невозможно. Тайна сия велика! Лучше всего самому окунуться в неизведанное, чтобы  пережить  эту  тайну…  Это — подобно  некому  озарению,  просветлению…  Это — подобно тому, что когда знал…  Настоящая поэзия — это забытый ГОЛОС БОГА!


                Небо — молния пронзила.
                Миг! Все снова как и было…

       И еще одно стихотворение.
          

                “Каждый стих — дитя любви* ”,
                Если в сердце он рожденный.
                Он, любовью окрыленный —
                Голос, что звучал вдали.

       Поэзия — это прежде всего взаимосвязь слов. Слова, появившиеся стихийно, не вписываются в стихотворение фонетически и образуют лишь осадок.
       В поэзии всегда присутствует некая тайна. Творчество — это возможность свободно выражать себя. Творить — погружаться в некую тайну (в неизвестность).
       Поэт — это не тот, кто только пишет стихи, а тот, кто ощущает по особенному (очень тонко) этот мир.

               
                =========
       
Магическая поэзия пишется всегда сердцем и читается всегда сердцем. Поэзия — это всегда самая тонкая связь с человеком, разговор  доверительный  глаза в  глаза,  душа  в душу. Нередко духовная поэзия звучит в храмах на  богослужениях.  Иеромонах Владимир (Шикин) читал духовную поэзию исповедникам в  Троицком  соборе в Дивеево.

                Никогда-никогда себялюбцем не будь:
                За себя помолясь, ты других не забудь.
                Помолись, чтоб Господь и тебя воскресил,
                И еще помолись, чтоб Господь все простил**…

       Отец Владимир о поэзии говорил, что кроме высокого поэтического мастерства есть еще высокий уровень самого сердца.


  _____________
  *Марина Цветаева
  ** В моей обработке 3, 4 строчки
               
               
                =========
 
       Слово — это не просто набор букв или звуков, слово — это неизведанная бездна. Поэзия — это некий способ заклинания этой бездны.
       Понимание немого языка даст людям ключ к пониманию  Истины, сделает  человека свободным. Общение человека с неизведанной бездной  низринет  его  в  бездну.  Бездна  место обитания темной силы (демонов). Бездна в переводе церк. слав. неизмеримая глубина (глубина без меры), пропасть (без дна); ад, преисподняя.
       Мир  поэтического  воображения  заглушает  духовное  чутье,  заглушает  интуицию, пробуждает тонкое сладострастие, создает мир чувственности, мир  красоты, но  красоты  не небесной — земной. В отвлеченных ярких и чувственных  образах  душа не  может  найти Бога.
                Душа должна решиться,
                Отбросить все, решиться
                Из мрака сделать шаг
                Навстречу небу в зори.

Тесное сближение с немым языком, в его углубление, может привезти человека, в лучшем случае, в психиатрическую лечебницу. 


                =========

       Заказ у поэта — заказ про поэта (т. е. заказ про самого себя). Все мы выполняем заказ времени: кто — свой, кто — только чужой.
       Все мы воспеваем словом (но — часто так небрежно!).
       Не обходись небрежно и легкомысленно со словом. К слову нужно благоговеть. Вся наша жизнь связана со словом.
       Послужить времени — через себя сказаться, пропустить через себя время, оставаясь как бы сторонним наблюдателем.
       Новый день — всегда что-то новое. Всегда новые возможности.  Каждый  прожитый день несет всегда как что-то хорошее, так и что-то плохое, но  думать  об этом  заранее  не стоит. То, что должно произойти — произойдет тогда, когда мы будем меньше  всего  этого ждать, поэтому всегда следует быть готовым ко всему.
       Страстные поиски того, что мы ищем, не всегда означают, что мы действительно этого хотим и имеем к этому какую-то склонность. Исполнение даже самого заветного желания не обязательно должно нас избавить от внутреннего беспокойства.
       Познание исходит из сердца. Познание — это голос сердца. И вы убеждены в  том, что вы действительно это знаете. И, если вы просто это знаете — это  знание  является вами.
       Современность  в  искусстве — воздействие  лучших  на  лучших,  которое  обратно пропорционально воздействию  худших  на  худших.  Быть  современным — идти  в  ногу  со-временем, быть всегда во-времени, причем во времени настоящем.
       Современник только творит свое время, а не отражает его.

                Я со временем на “ты”,
                Не на “вы”.
                Не боюсь его молвы.
                Мы для счастья рождены,
                Хоть и временны…

       Поэт должен идти в ногу со-временем, а в некоторых моментах — опережать время.

                Я чувствую священный аромат.
                Священный трепет мне пронзает тело.
                Живой родник, тебе всегда я рад!
                Я пью тебя решительно и смело!
                “Священные Книги”