Тема 14. Лек. 1. Формы общественного сознания

Юрий Шпилькин
Лекция 1. Мораль, искусство, религия.
Формы общественного сознания – различные способы духовного освоения действительности. Соответственно различно и их содержание. Из многообразия различных форм общественного сознания выделим девять форм: экономическая, экологическая, политическая, правовая, нравственная, эстетическая, религиозная, философская и научная.
1.1. Философия морали. В истории философии используются близкие по смыслу понятия: мораль, нравственность, этика. Науку, которая была призвана изучать данные этические добродетели, выявлять достоинство того или иного характера человека, Аристотель назвал этикой. Таким образом, уже изначально эти два понятия означали разное, хотя в разговорном языке они порой совпадали (и по сей день некоторые авторы не делают различия между понятиями «этика», «мораль» и «нравственность»). Однако все же необходимо различать мораль (нравственность) как объект ее изучения, а этику как определенную часть, отрасль философского знания.

Мораль – (от лат. moralis — нравственный), особая форма общественного сознания и вид общественных отношений (моральные отношения); один из основных способов регуляции действий человека в обществе с помощью норм. Термин «мораль» - и по содержанию, и по истории возникновения - латинский аналог термина «этика». В латинском есть слово «mos» (множественное слово – «mores»), соответствующее древнегреческому этосу и обозначавшее нрав, обычай, моду, устойчивый порядок. Цицерон образовал прилагательное «моральный» (moralis). Уже позднее, приблизительно в IV веке, появляется слово «мораль» (moralitas). В отличие от простого обычая или традиции нравственные нормы получают идейное обоснование в виде идеалов добра и зла, должного, справедливости и т. п. В отличие от права исполнение требований морали санкционируется лишь формами духовного воздействия (общественной оценки, одобрения или осуждения). Наряду с общечеловеческими элементами мораль включает исторически преходящие нормы, принципы, идеалы. Мораль изучается специальной философской дисциплиной — этикой.
Нравственность  - понятие образовано от слова нрав – обычай. В русском языке есть термин «нравственность», являющийся эквивалентом греческого слова «этика» и латинского слова «мораль». Понятие «нравы» характеризует все те формы поведения людей, которые бытуют в данном обществе и могут быть подвергнуты нравственной оценке.

Проблема морали в истории философии  . Античная этика была, прежде всего, учением о добродетелях, о добродетельной личности. Она исходила из убеждения, что нравственное совершенство личности доступно ей самой. Она показала, что мораль или нравственность выступает как совокупность нравственных качеств человека, как максимальное развитие возможностей личности, которое служит основой социальной гармонии. Таким образом, целью этики провозглашалось преобразование личности, ее нравственное возвышение. Добродетели, согласно Аристотелю, воспитываются. Но человек, совершенно не предрасположенный к восприятию этического знания, будет глух к учению. Так, например, для людей неопытных в житейских делах, а также для людей невоздержанных, в частности для юношества, изучение этики принесет мало пользы. Ибо тот, кто не умеет управлять своими страстями, склонностями, тот тем более не сможет управлять ими хорошо, правильно. Аристотель в целом исходит в своей этической концепции из эвдемонического тезиса. Он считает, что стремление к счастью это самое простое и понятное желание человека. Путь к счастью указывает этика: «Человеческое благо представляет собою деятельность души сообразно добродетели, а если добродетелей несколько - то сообразно наилучшей и наиболее полной (и совершенной)». Человек, согласно античному мыслителю, должен контролировать свою чувственность, стремиться избежать сильных страстей, так как они уводят от должной меры и приближают к пороку, т.е. к крайности  . На этику Средневековья наибольшее влияние оказала религия. Поэтому возможно рассматривать ее как этику христианскую (Августин, Аквинат) и этику восточного перипатетизма (Аль-Фараби).
Элементы морали - нравственное сознание, нравственное чувство, нравственные нормы, нравственные оценки.

Нравственные чувства – это чувства любви, сострадания, благоговения, стыда, совести, ненависти, злобы и др.  Нравственные чувства отчасти являются врождёнными, т.е. присущими человеку от рождения, данные ему самой природой, а отчасти они поддаются социализации и воспитания. Уровень развития нравственных чувств субъекта характеризует нравственную культуру данного субъекта.  Нравственные чувства человека должны быть обострёнными, чутко и правильно реагирующими на происходящее. Выдающийся моралист XX века Альберт Швейцер писал, например, о совести, что «чистая совесть есть изобретение дьявола» . Вл. Соловьёв в качестве субъективной основы морали принимал три чувства, которые считал врождёнными у человека, и уже потому общечеловеческими - это стыд, сострадание и благоговение.
Нравственное сознание – это совокупность определённых чувств, воли, норм, принципов, идей, через которые субъект отражает мир ценностей добра и зла.  В нравственном сознании обычно выделяют два уровня: психологический и идеологический.  При этом необходимо сразу же выделить различные виды нравственного сознания: оно может быть индивидуальным, групповым, общественным. Но в истории общества требования морали часто вступали в противоречие с устремлениями индивида. В нравственном сознании это отразилось в виде мысли об извечном конфликте между склонностью и долгом, практическим расчетом  и возвышенном мотивом, что послужило основой для формирования ригористической традиции, в русле которой находятся этические концепции  стоицизма, кантианства, христианства, восточных религий.

Нравственная норма – это правило действий человека, сформулированное его разумом на основе тех или иных моральных ценностей.  Нормы рассматриваются в этике как один из важнейших элементов нравственности в целом.  И это связано с регулятивной функцией морали как её важнейшей социальной функцией.  Однако нормы играют важную роль не только в морали, но и в праве, в политике, в религии и в других сферах деятельности. Каково соотношение между нравственными и юридическими нормами как основными видами социальных норм? С формальной стороны нравственные и правовые нормы могут и не различаться. В структуре нравственной нормы, как и в правовой норме, выделяются, во-первых, диспозиция, выражающая содержание и характер требования, во-вторых, гипотеза, которая указывает на условие исполнения нормы, в-третьих, санкция, выражающая способы или средства обеспечения её дееспособности. В основе норм лежат те или иные ценности. Собственно, норма – это определённое требование к поведению субъекта по реализации той или иной ценности. Количество нравственных норм и принципов не ограничено. В течение жизни они могут изменяться, дополняться, уточняться.
Нравственная оценка.  Моральная оценка должна быть максимально объективной, т.е. учитывать все компоненты поступка в их взаимосвязи и по возможности конкретной, т.е. основанной на анализе условий, в которых совершено оцениваемое действие. Кроме того, отдельный поступок следует оценивать в контексте всей нравственной предыдущей деятельности для того, чтобы понять является ли конкретный поступок типичным для субъекта, вытекающий из его ценностных ориентаций. Безусловно, любая моральная оценка предполагает субъективную эмоциональную сопричастность, что может повлиять на объективность анализа. Причем дисгармоничность эмоционального и рационального не всегда свидетельствуют о неправильности оценки. Интуитивная, эмоциональная реакция нравственно развитой личности  может быть более адекватной, чем рациональный анализ ситуации.  Чаще всего в своей оценке субъект опирается на собственный опыт как единственно достоверную для него реальность. Поэтому никто не застрахован от заблуждений и неверных моральных оценок. Объективная оценка морального поведения другого – показатель собственной моральной зрелости.

5.1.2. Этика – учение о нравственности (от ethos — обычай, нрав, характер), философская дисциплина, изучающая мораль, нравственность  . Как обозначение особой области исследования термин впервые употребляется Аристотелем. Аристотель пишет: «Свое название, если нужно исследовать истину исходя из буквы (а это, пожалуй, нужно), этическая добродетель получила вот откуда: слово ethos нрав, происходит от слова ethos, обычай, так что этическая добродетель называется так по созвучию со словом привычка. Уже отсюда ясно, что ни одна добродетель внеразумной части души не возникает в нас от природы: что существует от природы, то уже не изменится под влиянием привычки»  . В дальнейшем Аристотель образовал от этого слова прилагательное «этический», чтобы обозначить им группу добродетелей (качеств), относящихся к характеру человека - мужество, умеренность, щедрость, доброжелательность и т.п.
От стоиков идет традиционное деление философии на логику, физику и этику, которая часто понималась как наука о природе человека, т. е. совпадала с антропологией: «Этика» Б. Спинозы — учение о субстанции и ее модусах. Этика — наука о должном в системе И. Канта, который развил идеи т. н. автономной нравственной этики как основанной на внутренних самоочевидных нравственных принципах, противопоставляя ее этике гетерономной, исходящей из каких-либо внешних по отношению к нравственности условий, интересов и целей. В 20 в. М. Шелер и Н. Гартман в противовес кантовской «формальной» этике долга разрабатывали «материальную» (содержательную) этику ценностей. Центральной для этики продолжает оставаться проблема добра и зла.

Категории этики. В истории этики сложилась система категорий, которые отражают в своем содержании нравственные ценности общества. В число основных категорий включены: добро и зло, долг, совесть, честь, достоинство, счастье, любовь, дружба, смысл жизни. Эти категории являются не только теоретическими понятиями этики, но и основными понятиями морального сознания, которыми пользуется человек, оценивая те, или иные поступки людей, и через которые общество осуществляет моральную регуляцию поведения людей.
Мир моральных ценностей – это ценности добра и зла - как ценности справедливости, свободы, достоинства, любви, насилия, эгоизма, злобы и т.д.  И здесь сразу же возникают такие кардинальные вопросы для этики, как вопросы: «Что есть добро?» и «Что есть зло?», «Какова природа отрицательных моральных ценностей?». Это всё традиционные для этики вопросы, на которые мыслители во все времена пытались и пытаются  найти нетрадиционные ответы.
Счастье. Это такое состояние человека, которое соответствует наибольшей внутренней удовлетворенности условиями своего бытия, полноте и осмысленности жизни, обозначает наиболее полное воплощение человеческого предназначения. Еще в древнегреческой этике делали различие между эвтихией -  благосклонностью судьбы - и эвдемонией - способностью чувствовать эту благосклонность, чувством счастья. Эвтихия - ценность, основанная на отношении вещей, а эвдемония - ценность блага, относящаяся к внутреннему состоянию. Обе ценности этического значения не имеют. Чувство счастья зависит не от достижения определенных благ, а от внутренней способности человека быть счастливым. Но способность быть счастливым относится к ценности личности, ибо способный быть счастливым благодаря своему примеру повышает ценность жизни.

Это гармоничное сочетание всех проявлений жизни, обладание наилучшими и наибольшими благами, устойчивое состояние эмоционального подъема и радости. Счастье – это высшая, трудная, но, тем не менее, достижимая цель. «Высшее из возможных в мире, - и являющееся конечной целью наших стремлений физическое благо,- писал Кант в «Критике способности суждения», - это счастье, при объективном условии согласия человека с законами нравственности - это достоинство быть счастливым». Понятие счастье не просто характеризует определенное конкретное объективное положение или субъективное состояние человека, а выражает представление о том, какой должна быть жизнь человека, что именно для него является блаженством. Счастье является чувственно-эмоциональной формой идеала. Состояние полного, высшего удовлетворения, идеал, осуществить который стремятся путем разумного и совместного действия. Поэтому понятие счастья имеет нормативно-ценностной характер. Одно из первостепенных выражений счастья заключается в удовлетворенности человека тем, как складывается у него жизнь. Но это вовсе не значит, что счастье субъективно. За субъективным чувством и представлением о счастье обязательно стоит какой-то образец счастья. Не случайно А.Толстой писал: «Счастье есть ощущение полноты физических и духовных сил в их общественном применении».
Формула счастья. Английские ученые «вывели» формулу счастья. Ученые опросили тысячу человек. На основе ответов на вопросы они открыли формулу: Счастья = Р + (5хЕ) + (3хН). Р – означает «личностную характеристику» (сюда входит мировоззрение, способность адаптироваться к новым условиям, способность переносить невзгоды), Е – это «бытие» (в это понятие разработчики вложили состояние здоровья, финансовую стабильность, дружбу и пр.), а Н – это индекс «высших стандартов» (самоуважение, амбиции и даже чувство юмора). Насколько эта формула соответствует реальному счастью каждый может подсчитать самостоятельно, однако счастье не только не поддается математической формализации, но и ускользает от строгой философской рефлексии в мир, не поддающихся однозначным определениям чувств, образов, тончайших оттенков индивидуального мироощущения. В истории культуры сформировалась прикладная этическая дисциплина о счастье – фелицитология.

1.2. Философия искусства - отрасль философии, которая исследует сущность и смысл искусства на основе науки об искусстве, литературе, музыке, учитывая при этом функции искусства внутри культуры и всей сферы ценностей. Философия искусства распадается на две основные области: объяснение видов искусства и методов художественного изображения и действия;  изучение отношений искусства к этике, религии, метафизике и мировоззрению.
 Искусство - творческая деятельность, в процессе которой создаются художественные образы, отражающие действительность и воплощающие эстетическое отношение к ней человека. Существуют различные виды искусства, отличающиеся особой структурой художественного образа. Одни из них прямо изображают явления жизни (живопись, скульптура, графика, художественная литература, театр, кино). Другие же выражают порождаемое этими явлениями идейно-эмоциональное состояние художника (музыка, хореография, архитектура).
Искусство - первоначальное обозначение всякого мастерства более высокого и особого сорта (искусство мышления, искусство ведения войны). В общепринятом специальном смысле - обозначение мастерства в эстетическом плане и созданных благодаря ему произведений - произведений искусства, которые отличаются, с одной стороны, от творений природы, с другой - от произведений науки, ремесла, техники, причем границы между этими областями человеческой деятельности очень нечетки, так как в величайших достижениях в этих областях участвуют также и силы искусства. Искусство - это форма отражения действительности в сознании человека в художественных образах. Отражая окружающий мир, искусство помогает людям познавать его, служит могучим средством политического, нравственного и художественного воспитания. Искусство - художественное творчество в целом — литература, архитектура, скульптура, живопись, графика, декоративно-прикладное искусство, музыка, танец, театр, кино и другие разновидности человеческой деятельности, объединяемые в качестве художественно-образных форм освоения мира. В истории эстетики сущность искусства истолковывалась как подражание (мимезис), чувственное выражение сверхчувственного и т. п. Это явление неоднородное, трудно определяемое, и при первом подходе к выяснению его сущности, ясно только одно - представление об искусстве изменилось, меняется, и мы вкладываем в это понятие совсем не тот смысл, чем люди прежних эпох. В этой связи, перед исследователем встает проблема прояснения генезиса самого явления и генезиса понятия "искусство", обозначающего данное явление. Среди элементов системы духовной жизни человечества, таких как: религия, философия, наука - искусству принадлежит особое место, ибо оно в той или иной мере входит в повседневную жизнь каждого человека: является ли он ученым, или простым служащим, верующим, или атеистом, философом, или обывателем.

Разнообразие явлений и событий действительности, а также различие способов их отражения в художественных произведениях вызвали к жизни различные виды и жанры искусства: художественную литературу, театр, музыку, кино, архитектуру, живопись, скульптуру. Важнейшая особенность искусства состоит в том, что оно в отличие от науки отражает действительность не в понятиях, а в конкретной, чувственно воспринимаемой форме - в форме типических художественных образов. Создавая художественный образ, выявляя общие существенные черты действительности, художник передает эти черты через индивидуальные, зачастую неповторимые характеры, через конкретные явления природы и общественной жизни. При этом чем ярче, ощутимее выступают индивидуальные черты художественного образа, тем притягательнее этот образ, тем значительнее сила его воздействия. Искусство появилось еще на заре человеческого общества. Оно возникло в процессе труда, практической деятельности людей. На первых порах искусство непосредственно переплеталось с их трудовой деятельностью. Свою связь с материальной, производственной деятельностью, хотя и более опосредствованную, оно сохранило и по сей день. В процессе труда у людей развивались эстетические чувства и потребности, понимание ими прекрасного в действительности и в искусстве. Отыскать прекрасное в действительности, обобщить, типизировать его, отразить в художественных образах и донести до человека, удовлетворяя тем самым его эстетические потребности и воспитывая в нем эстетические чувства, - такова одна из важных особенностей и задач искусства.

Функции искусства. 1) Общественно-преобразующая функция (искусство как деятельность). Все планы искусства как деятельности в совокупности обеспечивают общественно - преобразующее воздействие искусства на деятельность. Искусство - действие, преображения творения в соответствие с идеалами художника. 2) Познавательно-эвристическая функция (искусство как знание и просвещение). Оно является средством просвещения (передача опыта, фактов), образования (передача опыта, навыков мышления, обобщения, системы взглядов на факты и людей). Познавательная информация, содержащаяся в искусстве огромна. Она наполняет наши знания о мире. Искусство служит и средством познания мира, и способом самопознания личности. 3) Информационная и коммуникативная (искусство как сообщение и обобщение). Искусство - художественная коммуникация, и его родство с языком неоднократно подчеркивалось в истории эстетики. На коммуникативном плане основывается его современное рассмотрение как знаковой системы, несущей информацию, как специфического канала служащего делу обобщения индивидуального опыта отношений и индивидуализации общественного опыта. 4) Воспитательная функция (формирование целостной личности). Если воспитательное воздействие других форм общественного сознания носит частный характер: мораль формирует нравственные нормы, политика - политические взгляды, философия - мировоззрение, наука готовит из человека специалиста, то искусство воздействует комплексно на ум и сердце. 5) Внушающая функция (воздействие искусства на подсознание). Внушение определенного строя мысли и чувств, своеобразное, почти гипнотическое воздействие художественного произведения на человеческую психику.
6) Эстетическая функция (искусство как формирование творческого духа и ценностных ориентаций). Эстетическая функция - ничем не заменимая специфическая способность искусства: формировать эстетические вкусы, способности и потребности человека и тем самым ориентировать ценностно его в мире;  пробуждать творческий дух, творческое начало личности.
7) Гедонистическая функция (искусство как наслаждение). Во-первых, это  свободное владение художником сложным и многообразным жизненным материалом. Во-вторых, это обязательная соотнесенность всех явлений, рассматриваемых художником, с человечеством - выявление их эстетической ценности. В-третьих, это гармония формы и содержания. В-четвертых, это упорядоченный художественный мир, построенная реальность по законам красоты. В-пятых, это радость приобщения к творчеству, к великим порывам вдохновения. В-шестых, это игровой аспект художественного творчества.

2.1. Виды искусства. Виды искусства делятся: на пространственные, временные и синтетические. Пространственные виды искусства – архитектура, скульптура, живопись, фреска, графика, фотография.
Архитектура (от греч. architekthon — строитель) (зодчество), искусство проектировать и строить здания и др. сооружения (также их комплексы), создающие материально организованную среду, необходимую людям для их жизни и деятельности, в соответствии с назначением, современными техническими возможностями и эстетическими воззрениями общества. Как вид искусства архитектура входит в сферу духовной культуры, эстетически формирует окружение человека, выражает общественные идеи в художественных образах. Историческое развитие общества определяет функции и типы сооружений (здания с организованным внутренним пространством, сооружения, формирующие открытые пространства, ансамбли сооружений), технические конструктивные системы, художественный строй архитектурных сооружений. Архитектурная организация пространства населенных пунктов, создание городов и поселков, регулирование систем расселения выделились в особую область — градостроительство. В архитектуре взаимосвязаны функциональные, технические, эстетические начала (польза, прочность, красота). Назначение, функции архитектурного сооружения определяют его план и объемно-пространственную структуру, строительная техника — возможность, экономическую целесообразность и конкретные средства его создания. Образно-эстетическое начало архитектуры связано с ее социальной функцией и проявляется в формировании объемно-пространственной и конструктивной структуры сооружения. Выразительные средства архитектуры — композиция, тектоника, масштаб, пропорции, ритм, пластика объемов, фактура и цвет материалов, синтез искусств и др. Во 2-й пол. 19-20 вв. социальные и научно-технические сдвиги вызвали появление новых функций, конструктивных систем, художественных средств архитектуры, индустриальных методов строительства.
Скульптура (от sculpo — вырезаю, высекаю), ваяние, пластика, вид изобразительного искусства, произведения которого имеют объемную, трехмерную форму и выполняются из твердых или пластических материалов. Скульптура изображает главным образом человека, реже животных, ее главные жанры — портрет, исторические, бытовые, символические, аллегорические изображения, анималистический жанр. Художественно-выразительные средства скульптуры — построение объемной формы, пластическая моделировка (лепка), разработка силуэта, фактуры, в некоторых случаях также цвета.
Различаются круглая скульптура (статуя, группа, статуэтка, бюст), осматриваемая с разных сторон, и рельеф (барельеф, горельеф). Монументальная скульптура (памятники, монументы) связана с архитектурной средой, отличается значительностью идей, высокой степенью обобщения, крупными размерами. Монументально-декоративная скульптура включает все виды убранства архитектурных сооружений и комплексов (атланты, кариатиды, фризы, фронтонная, фонтанная, садово-парковая скульптура); станковая скульптура, не зависящая от среды, имеет размеры, близкие к натуре или меньшие, и конкретное углубленное содержание. Материалы скульптуры — металл, камень, глина, дерево, гипс и др.; методы их обработки — лепка, высекание, литье, ковка, чеканка и др.
Живопись - вид изобразительного искусства, произведения которого создаются с помощью красок, наносимых на какую-либо поверхность. Живопись — важное средство художественного отражения и истолкования действительности, воздействия на мысли и чувства зрителей. Идейный замысел произведений живописи конкретизируется в теме и сюжете и воплощается с помощью композиции, рисунка и цвета (колорита).
Жанры живописи: исторический, бытовой, батальный, портрет, пейзаж, натюрморт и другие. Различаются монументально-декоративная живопись (стенные росписи, плафоны, панно, декоративно-прикладное искусство), станковая живопись (картина), декорационная живопись (театральные и кинодекорации), декоративная роспись предметов обихода, иконопись, миниатюра (иллюстрирование рукописей, портрет), диорама и панорама. Основные технические разновидности живописи: масляная живопись, живопись водяными красками по штукатурке, темпера, клеевая живопись, восковая живопись, эмаль, живопись керамическая, силикатными, синтетическими красками, мозаика, витраж; акварель, гуашь, пастель, тушь часто также служат для исполнения живописных произведений.
Фреска (от итал. fresco — свежий), живопись по сырой (свежей) штукатурке разведенными на чистой или известковой воде красками; а также техника стенных росписей, позволяющая создавать монументальные композиции, органически связанные с архитектурой. Сохранению фрески способствует очень тонкая прозрачная пленка карбоната кальция, образующаяся при высыхании краски и закрепляющая ее. Фресковая живопись известна со 2-го тыс. до н. э., ее использовали в эгейском искусстве. С первых веков нашей эры такого рода росписи появились у народов Востока (Индия, Средняя Азия и др.). Античные художники применяли многослойные шлифованные грунты с добавлением мраморной пыли; заканчивали фреску по сухой штукатурке, используя темперу. С помощью темперы работали в Византии и Древней Руси (10-12 вв.; в 13-14 вв. — Феофан Грек, Андрей Рублев, Дионисий), в Грузии, Болгарии, Италии, Франции и других странах Европы. Выдающимися мастерами фресковой живописи были художники эпохи Возрождения: Джотто, Мазаччо, Рафаэль, Микеланджело и др.
Графика (от grapho — пишу), вид изобразительного искусства, включающий рисунок и печатные художественные изображения (гравюра, литография, монотипия и др.), основанные на искусстве рисунка, но обладающие собственными изобразительными средствами и выразительными возможностями. На грани живописи и графики стоят акварель, гуашь, пастель. Графика делится на станковую (рисунок, не имеющий прикладного назначения, эстамп, лубок), книжную и газетно-журнальную (иллюстрация, оформление и конструирование печатных изданий), прикладную (промышленная графика, почтовые марки, экслибрисы) и плакат. Стилистические средства графики разнообразны — от беглых, непосредственных, быстро исполненных набросков, этюдов, эскизов до тщательно разработанных композиций — изобразительных, декоративных, шрифтовых. Благодаря возможности лаконичного, резко заостренного выражения, способности быстро откликаться на события, удобству печатного размножения, создания циклов и серий графика широко используется в агитационных и сатирических целях (плакат, карикатура).
Временные виды искусства – художественный образ раскрывается постепенно: литература, музыка
Литература [лат. lit(t)eratura, букв. — написанное], произведения письменности, имеющие общественное значение (напр., художественная литература, научная литература, эпистолярная литература). Чаще под литературой понимают художественную литературную продукцию (художественная литература; соответствие в 19 в. — «изящная словесность»). В этом значении литература — явление искусства («искусство слова»), эстетически выражающее общественное сознание и в свою очередь формирующее его. Материальный носитель образности в литературе — речь — позволяет ей необычайно широко осваивать и активно истолковывать жизненные процессы во всей их сложности, в т. ч. внутренний мир людей и их общение, воплощаемые в высказываниях (см. Монолог и Диалог). Художественная литература как вид искусства возникает на почве мифологии и устно-поэтического народного творчества. Художественная литература хранит, накапливает и передает от поколения к поколению эстетические, нравственные, философские, социальные ценности. Литература представляет собой формирующуюся на протяжении тысячелетий динамическую систему литературных родов (эпос, лирика, драма), жанров, мотивов, сюжетов, образов, стиховых и прозаических форм (см. Проза и Поэзия), изобразительных средств языка (см. Речь художественная), приемов композиции. Существуют виды письменных произведений, смыкающиеся с художественной литературой, — мемуарная, эпистолярная, документальная литература. Древнейшие произведения писались в стихах, проза — относительно более поздняя область художественной литературы. Только в 18-19 вв. эти две области сравнялись по значению. Для 20 в. характерны связи художественной литературы с другими преимущественно новыми видами искусства — кино, радио, телевидением. Творчество выдающихся деятелей художественной литературы знаменует важнейшие фазы развития мировой и национальной культуры. Литература изучается филологией, по преимуществу литературоведением.
Музыка (от греч. musike, букв. — искусство муз), вид искусства, в котором средством воплощения художественных образов служат определенным образом организованные музыкальные звуки. Основные элементы и выразительные средства музыки — лад, ритм, метр, темп, громкостная динамика, тембр, мелодия, гармония, полифония, инструментовка. Музыка фиксируется в нотной записи и реализуется в процессе исполнения. Принято разделение музыки на светскую и духовную. Основная область духовной музыки — культовая (древнейшая из сохранившихся ныне — музыка буддистского ритуала). С европейской культовой музыкой (обычно называемой церковной) связано развитие европейской музыкальной теории нотного письма, музыкальной педагогики. По исполнительским средствам музыка подразделяется на вокальную (пение), инструментальную (см. Музыкальные инструменты) и вокально-инструментальную. Музыка часто сочетается с хореографией, театральным искусством, кино. Различают музыку одноголосную (монодия) и многоголосную (гомофония, полифония). Музыка подразделяется: на роды и виды — театральная (опера, и т. п.), симфоническая, камерная и др.; на жанры — песня, хорал, танец, марш, симфония, сюита, соната и др. Среди представителей казахстанской оперной сцены прославленные артисты Бибигуль Тулегенова, Ермек Серкебаев, Алибек Днишев.

Синтетические виды искусства – хореография, цирк, театр, кино, телевидение: художественный образ создается элементами нескольких видов искусства.
Хореография (от греч. choreo — танцую), вид искусства, в котором основное средство создания художественного образа — движения и положения тела танцовщика. Танец (польск. taniec, от нем. Tanz), танцевальное искусство — одно из древнейших проявлений народного творчества. Танец непосредственно связан с музыкой. У каждого народа сложились свои национальные традиции танца. Профессиональный танец, достигнув высокого развития, стал основой европейского классического танца - первоначально — запись танца, затем — искусство сочинения танца, балета, с конца 19 — начала 20 века танцевальное искусство в целом. На этой основе сформировался сценический танец – балет (франц. ballet, от итал. balletto), вид сценического искусства, содержание которого раскрывается в танцевально-музыкальных образах. Балет начал формироваться в Европе в 16 в. Расцвет его связан с романтизмом. В России 19 в. высшие достижения балета связаны с балетмейстерами Ш. Дидло, М. Петипа и Л. Ивановым. Наиболее известные русские артисты 19 в.: А. Истомина, Е. Андреянова, Е. Санковская, М. Кшесинская, О. Преображенская и др. Нач. 20 в. ознаменовано реформаторской деятельностью балетмейстеров М. Фокина, А. Горского. Огромное влияние на мировой балет оказали «Русские сезоны» за границей, организованные С. П. Дягилевым. В Казахстане в 20 в. сформировалась своя хореографическая школа. Всемирную известность получила студия Б.Аюханова «Молодой балет Алматы».
Театр (от греч. Theatr on — место для зрелищ, зрелище), род искусства, специфическим средством выражения которого является сценическое действие, возникающее в процессе игры актера перед публикой. Истоки театра — в древних охотничьих и сельскохозяйственных игрищах, массовых народных обрядах. В Др. Греции существовали различные виды театра со своими традициями, сценической техникой. Богатые и разнообразные формы зрелищ были созданы в странах Др. Востока, в Индии, Китае, Индонезии, Японии и др. В средние века носителями народного театрального творчества являлись западноевропейские бродячие актеры — гистрионы, жонглеры, скоморохи. Первый профессиональный европейский театр эпохи Возрождения — итальянская народная комедия масок (комедия дель арте, 16-17 вв.). С эпохи Возрождения театр становится литературным, тяготеет к оседлому существованию в городских культурных центрах. Произведение театрального искусства — спектакль — создается на основе драматических или музыкально-сценических произведений в соответствии с замыслом режиссера (в балете — балетмейстера и дирижера, в опере, оперетте — режиссера и дирижера) и под его руководством совместными усилиями актеров, а также художника. В Казахстане театр формировался под влиянием лучших традиций российского театра. В годы Великой отечественной войны в Казахстан были эвакуированы знаменитые актеры и режиссеры. Например, на сцене Чимкентского драмтеатра работали выдающиеся актеры как Василий Меркурьев, Олег Стриженов, Ольга Аросева, Ия Саввина и другие мастера сценического искусства.

Кинематография. Понятие кинематограф появилось впервые в его французском варианте — «синематограф», обозначавшем систему создания и показа фильма, разработанную братьями Луи Жаном и Огюстом Люмьер. Официально считается, что кинематограф берёт своё начало 28 декабря 1895 года. В этот день в индийском салоне «Гран-кафе» на бульваре Капуцинов (Париж, Франция) состоялся публичный показ «Синематографа братьев Люмьер». В 1896 году братья совершили мировое турне со своим изобретением. Хотя пробные (даже публичные) демонстрации фильмов начались с 1888 года. А в 1895 году проходило уже достаточное количество сеансов «движущейся фотографии», но их изобретатели обычно не знали друг о друге, что послужило потом причиной бесконечных споров о первопроходцах кино. Публичные же платные сеансы братьев Люмьер просто оказались наиболее популярны и успешны с коммерческой точки зрения. Поэтому их принято считать родителями кинематографа.
Киноискусство многогранно по жанрам, но для современного кино характерна тенденция к их взаимопроникновению, реализующаяся в основном посредством новаторских устремлений и приемов. Степень новаторства зависит от уровня творчества кинорежиссера и всех участников творческого коллектива, от качества и совершенства технических средств.  За последние десятилетия мировой кинематограф обогатился не только новыми художественными направлениями, но региональными, национальными школами, которым присущи и прогрессивный взгляд на мир, и глубокий гуманизм, и тонкая лирика. Конкурировать с кинематографом может только телевидение, и по доступности к зрительской аудитории, и по комплексу выразительных средств. В целом культуре XX в. присуще многообразие ликов, различие способов отношения к миру и к себе подобным, но при этом она едина в своем многообразии, так как развитие культуры как целостности — необходимое условие ее существования.
Телевидение. Телевизионное искусство, совокупность видов художественной деятельности, связанных с появлением телевидения. Делая массовым зрелищем самые разнообразные явления, телевидение репродуцирует (транслирует) события действительной жизни, а также готовые формы, созданные ранее или создаваемые др. видами искусства в момент трансляции (концерты, театральные спектакли, кинофильмы). Уже эта функция телевидения сообщает телевизионному зрелищу эстетическое качество, основанное на единстве творческого и коммуникативного процессов.

Телевидение не только синтезирует художественно-эстетические принципы кино, театра, литературы, музыки, изобразительного искусства, эстрады, но и располагает возможностью как репродуцирования, так и качественно нового использования готовых форм «старших» искусств в создании собственных продуктивных форм. Обладая фотографической изобразительностью, позволяющей достоверно воссоздавать любые картины действительности, искусством монтажа, телевидение располагает и такими возможностями, как телевизионная приближенность, позволяющая зрителю наблюдать то, чего не видно на киноэкране и на театральной сцене; масштаб изображения требует иной по сравнению с кинематографом и театром манеры изложения визуального материала. Телевидение, кроме того, эстетически использует ту высшую степень творческого зрительного сопереживания, которая возникает благодаря восприятию зрителем происходящего на телеэкране у себя дома. Телевидение привлекает особое внимание аудитории иллюзией интимного обращения непосредственно к конкретному человеку, к конкретной семье. Домашние условия просмотра определили также закономерность возникновения многосерийных форм телевизионного искусства.
Роль искусства в обществе. Значение искусства для жизни общества огромно. Оно помогает устанавливать общественную связь между людьми различных поколений, объединяя их вокруг определенных идей и идеалов. Л.Н. Толстой в трактате «Что такое искусство» пишет о том, что искусство - это способность быть средством человеческого общения и объединения на основе чувства «симпатии» и «солидарности» - передавать испытанные художником чувства с помощью движений, линий, красок, звуков, образов, выраженных словами и «заражать» этими чувствами других людей. Влиянию искусства на формирование личности придавали большое значение античные мыслители, которые рассматривали искусство как важнейшее средство воздействия на нравственный мир человека, как средство исправления и воспитания характеров, создания определенной психологической настроенности личности.
Н.Г.Чернышевский называл искусство учебником жизни, который все читают с удовольствием, ибо оно является и средством познания и способом воспитания, и средством стимулирования творческих способностей личности. Истинно художественное произведение, с точки зрения Чернышевского, будит в человеке художника, и подлинная сила искусства заключается не только в тех чувствах и мыслях, которые вложены в произведение, но и в чувствах, которые оно способно вызвать при соприкосновении с ним. В данном случае сила эстетического воздействия не исчезает с прекращением непосредственного контакта с произведением искусства, а наоборот, только начинается, исподволь, постепенно оказывая влияние на все сферы жизнедеятельности личности, на его мотивы, цели, и, в конечном счете, на поведение личности.

2.3. Эстетика – наука о прекрасном.  Эстетика (от греч. aisthetikos — чувствующий, чувственный), философская наука, изучающая сферу эстетического как специфического проявления ценностного отношения между человеком и миром, и область художественной деятельности людей. Термин «эстетика» для обозначения «науки о чувственном знании» ввел в 18 в. А. Баумгартен, у И. Канта эстетика — наука о «правилах чувственности вообще». Наряду с этим в немецкой классической эстетике 18 — нач. 19 в. развивается понимание эстетики как философии искусства, закрепляется у Г. Гегеля. В своих лекциях по эстетике Гегель отмечал, что «точным обозначением нашей дисциплины служит выражение философия искусства». В СССР было подготовлено академическое издание по истории эстетики  .
Для первобытной культуры характерен синкретизм общественного сознания и деятельности - первобытное искусство тесно слито с моралью и религией, представлявшей собой сложный синтез тотемизма, анимизма, фетишизма и магии. Искусство являлось отражением природы, окружающей человека, его трудовой деятельности - охоты, земледелия, собирательства. Сначала, очевидно, возникли первые постройки, позднее превратившиеся в архитектурные сооружения, появился танец, представлявший собой магические телодвижения, имеющие целью задобрить или устрашить духов, родилась музыка и мимическое искусство, ставшее позднее театром. Из эстетической имитации процессов и результатов труда постепенно развилось изобразительное искусство, направленное на умилостивление духов. Литература рождалась из религиозных мифов, гимнов и молитв, скульптура из потребности дерево или камень превратить в изображения духов и богов, архитектура - из строительства храмов.
Основные категории эстетики.
Прекрасное - центральная категория эстетики, характеризующая явления, обладающие высшей эстетической ценностью. Прекрасное тесно связано с понятием эстетического идеала.
Возвышенное - категория эстетики, характеризующая внутреннюю значительность, величие предметов и явлений. Получила распространение в эстетике 18 — нач. 19 вв.
Трагическое - философско-эстетическая категория, характеризующая неразрешимый общественно-исторический конфликт, развертывающийся в процессе свободного действия человека и сопровождающийся его страданием, гибелью. Трагическое неотделимо от идеи достоинства и величия человека, проявляющихся в самом его страдании. Предмет специфического вида драмы — трагедии.
Комическое - (греч. komikos — веселый, смешной, от komos — веселая ватага ряженых на сельском празднестве Диониса в Др. Греции), категория эстетики, означающая смешное. Восходит к игровому, коллективно-самодеятельному смеху, например в карнавальных играх. В ходе развития культуры обособляются виды комического — ирония, юмор, сатира. Различаются высокие виды комического (напр., образ Дон Кихота у Сервантеса) и забавные, шутливые виды (каламбур, дружеские шаржи и т. п.). Для комического, отражающего противоречия реальности, важна игра на утрировке величины предметов (карикатура), на фантастических сочетаниях (гротеск), сближении далеких понятий (острота). На комическом основан один из главных видов драмы — комедия.
Безобразное - эстетическая категория, противоположная прекрасному. Однако следует различать безобразное и уродливое. Уродливое, так же как и ужасное, низменное или некрасивое не всегда могут обладать эстетическими функциями и часто остаются за пределами собственно эстетического. Безобразное потому несет в себе эстетическое. Потому что выражает невозможность, отсутствие совершенства и представляет собой контраст по отношению к положительному эстетическому идеалу.

1.3. Философия религии. Вопросы религии интересовали философию с давних времен. Философское осмысление сущности религиозного комплекса, представляющего собой целостное единство религиозного сознания, религиозной деятельности и религиозных организаций всегда было в центре внимания философии.
Религия (от лат. religio — набожность, святыня, предмет культа), мировоззрение и мироощущение, а также соответствующее поведение и специфические действия (культ), основана на вере в существование бога или богов, сверхъестественного. Исторические формы развития религии: племенные, национально-государственные (этнические), мировые (буддизм, христианство, ислам).
Существуют различные типы человеческих представлений о богах: политеизм (язычество) представление о множестве богов, персонифицирующих какую-либо из сторон человеческой жизни; пантеизм - вера в Бога, тождественного природе и миру в целом; деизм - идея Бога - Творца универсума, не вмешивающегося в человеческую историю; монотеизм или теизм (эти понятия часто используют как синонимы) - вера в единого Бога - высшее Бытие, личное и моральное, Творца, ответственного за свое творение.
Философствовать о религии может не только верующий, но и атеист, и агностик. Философия религии принадлежит философии, а не теологии. Это такое философское мышление, которое проясняет сущность и способ бытия религии, отвечает на вопрос: Что есть религия как таковая?
Первобытные формы религии. К первобытным формам религии относятся такие религии как фетишизм, тотемизм, анимизм, магия, табу, шаманизм, культ животных и предков, Вуду и сантерия. Эти формы религии имеют следующие особенности: 1) Древние люди поклонялись непосредственно материальным предметам, природным явлениям, животным и растениям, которые наделялись сверхъестественными свойствами и качествами. Почитание сводилось к их невидимости, неосязаемости или неуязвимости; 2) Смешение жизни и культа: неукоснительное соблюдение обрядов, правил и предписаний; 3) Каждое племя имело свои собственные религиозные культы: одни поклонялись животным, а другие верили в чудодейственную силу умерших предков. В настоящее время не менее 100 млн. человек: из них 80 млн. от этого числа живут в Африке, 18 млн.  – в Азии и Латинской Америке и около 2 млн. в Австралии и Океании.
Фетишизм  (от франц. fetiche — идол, талисман), культ неодушевленных предметов — фетишей, наделенных, по представлениям верующих, сверхъестественными свойствами. Был распространен у всех первобытных народов. Сохранившиеся черты — вера в амулеты, обереги, талисманы.
Тотемизм - комплекс верований и обрядов первобытного общества, связанных с представлением о родстве между группами людей (обычно родами) и т. н. тотемами (на языке оджибве ототем — его род) — видами животных и растений (реже явлениями природы и неодушевленными предметами); каждый род носил имя своего тотема. Его нельзя было убивать и употреблять в пищу.
Анимизм - (от лат. anima, animus — душа, дух), вера в существование душ и духов, обязательный элемент всякой религии. Культ предков -  одна из ранних форм религии, поклонение духам умерших предков, которым приписывалась способность влиять на жизнь потомков. Инициация (от лат. initiatio — совершение таинств), посвятительные обряды общества, связанные с переводом юношей и девушек в возрастной класс взрослых мужчин и женщин. Некоторые из обрядов инициации, утратившие первоначальное значение, совершались над лицами более молодого возраста.
Магия (от греч. Mageia - колдовство, волшебство), обряды, связанные с верой в сверхъестественную способность человека (колдуна, мага) воздействовать на людей и явления природы. Магия возникла в первобытном обществе и стала элементом обрядов. Виды магии: вредоносная, лечебная, военная, любовная, метеорологическая,  производственная.
Табу - (полинезийск.), в первобытном обществе система запретов на совершение определенных действий (употребление каких-либо предметов, произнесение слов и т. п.), нарушение которых карается сверхъестественными силами. Табу регламентировали важнейшие стороны жизни человека. Обеспечивали соблюдение брачных норм. Послужили основой многих позднейших социальных и религиозных норм. У некоторых народов Центральной Азии до сих пор существуют различные формы табу, например, запрет свекру садиться на постель невестки, употреблять в пищу свиное мясо, женщине появляться  без платка на голове и другие запреты.
Язычество (от слова «языки» — народы) — весьма неопределенный термин, который в свое время возник в церковной среде для обозначения всего нехристианского. В религиоведении под «язычеством» понимают разнообразные религиозно-мифологические представления, обряды и культы, которые существовали у различных народов планеты до обращения их в мировые религии. Таким образом, язычество представляет собой естественное явление, необходимый этап эволюции религии. В этом процессе язычество в принципе отвечает этапам первобытных и национально-госу¬дарственных религий. Но чаще всего им обозначают верования тех народов, которые не имели собственных государств, а, создав их, сразу приняли одну из мировых религий, обходя стадию длительного раз¬вития собственной национально-государственной религии. В этих случаях язычество представляет собой целостную пеструю смесь пер¬вобытных и национально-государственных религиозных форм. По¬этому хронологические рамки язычества чрезвычайно широки — своими корнями оно уходит в каменный век, а его пережитки могут сохраняться до XIX—XX в.в.
Шаманизм (от эвенкийск. шаман, саман — возбужденный, исступленный человек), ранняя форма религии - одна из наиболее ранних форм язычества, возникшая по всей вероятности еще в каменном веке в безгосударственных обществах, хозяйство которых базировалось на охоте. Для мировоззрения шаманистов характерен анимизм - одухотворение всего, что окружает человека - предметов, растений, животных; вера в многочисленных злых и добрых духов, способных влиять на жизнь и смерть человека, вызывать у него болезни, обеспечивать удачу и обрекать на несчастья.  Основывается на представлении об общении шамана с духами во время камлания (ритуал, приводящий в экстатическое состояние; сопровождается пением и ударами в бубен). Основная функция шаманства — «лечение» больных. Известно многим народам Африки, Сев. и Вост. Азии, индейцам и др. Шаманизм для многих азиатских народов является древнейшей религией. Шаманство было открыто в Сибири в XVII–XVIII вв., после чего были найдены свидетельства существования этого явления во всем мире. По разным данным, религия появилась от 10 до 50 тыс. лет назад. Шаманизмом антропологи называют архаический магически-религиозный феномен, в котором главным является искусство вхождения в состояние экстаза. Шаманов считают проводниками в мир духов, поэтому почитают.

Мировые религии. Наиболее значимые из религий являются мировые религии: буддизм, христианство и ислам.
Буддизм - древнейшая мировая религия, истоки которой восходят к деятельности индийского мудреца Будды Шакьямуни, проповедовавшего в городах долины Ганга примерно в 5 в. до н. э. Буддизм никогда не знал ни единой церковной организации (даже в рамках одного государства), ни других централизующих социальных институтов. Единственным общим для всех буддистов правилом является право хранить три Драгоценности (три-ратна): Будду, Дхарму и сангху, — что и передавалось из поколения в поколение практически по всем странам Южной, Восточной и Центральной Азии, а в 20 в. — Северной Америки, Европы, России. Согласно этому правилу,  1) Есть Будда - просветленное, всеведущее существо, достигшее духовных вершин естественным образом через развитие ума и сердца в длинной последовательности перерождений (сансара). Главными из этих вершин являются Просветление (бодхи) и Успокоение (нирвана), которые знаменуют окончательное освобождение (мокша) и достижение высшей цели духовных устремлений в индийской и других восточных культурах, что недоступно ни богам, ни святым других религий.  2) Есть Дхарма — Закон, открытый Просветленным, смысловое ядро Вселенной, определяющее все процессы, происходящие в мире, взаимосцепленность и взаимозависимость всего. Этот Закон Будда постиг и сообщил ученикам в виде Слова, текста сутр (проповедей, бесед). Буддизм начинался как движение нищих и отверженных в условиях распада родо-племенных отношений и становления раннегражданского общества. Таким образом, жизнь на обочине общества, в общине (сангхе), монастыре становилась самым подходящим местом для совершенствования ума и психики человека.

Христианство - самая распространенная мировая религия, насчитывающая в своих рядах более 2 млрд. человек (минимальные данные — 1,4—1,5 млрд.). Оно сформировалось в начале I в. н. э. в Палестине — исторической области в Западной Азии, на территории которой располагаются современные государства Израиль, Сирия и Иордания. Христианство, одна из трех т. н. мировых религий (наряду с буддизмом и исламом). Имеет три основных направления: православие, католицизм, протестантизм. В основе — вера в Иисуса Христа как Богочеловека, Спасителя, воплощение 2-го лица триединого Божества (см. Троица). Приобщение верующих к Божественной благодати происходит через участие в таинствах. Источник вероучения христианства — Священное предание, главным в нем является Священное писание (Библия); а также «Символ веры», решения вселенских и некоторых поместных соборов, отдельные творения отцов церкви. Христианство возникло в 1 в. н. э. среди евреев Палестины, сразу же распространилось у других народов Средиземноморья. В 4 в. стало государственной религией Римской империи. К 13 в. вся Европа была христианизирована. На Руси христианство распространилось под влиянием Византии с 10 в. В результате схизмы (разделение церквей) христианство в 1054 г. раскололось на православие и католицизм. Из католицизма в ходе Реформации в 16 в. выделился протестантизм. Общее число христиан превышает 1,5 млрд. человек.

Католицизм - одно из основных направлений в христианстве. Католики составляют большую часть верующих в Италии, Испании, Португалии, Франции, Бельгии, Австрии, в латиноамериканских государствах, среди верующих католики преобладают в Польше, Венгрии, Чехословакии. Последователи католицизма имеются в Прибалтике (главным образом в Литве), в западных областях Белоруссии, Украины. Разделение христианской церкви на католическую и православную произошло в 1054-1204; в 16 в. в ходе Реформации от католицизма откололся протестантизм. Организация католической церкви отличается строгой централизацией, иерархическим характером; центр — папство, глава — римский папа, резиденция которого — Ватикан. Источники вероучения — Священное писание и Священное предание. Особенности католицизма (по сравнению, в первую очередь, с православием): добавление к «символу веры» (в догмат Троицы) филиокве; наличие догматов о непорочном зачатии девы Марии и ее телесном вознесении, о непогрешимости папы; резкое разграничение между клиром и мирянами; целибат. С 60-х гг. в католицизме проводится модернизация догматики, культа, организации и политики. Ок. 900 млн. приверженцев (1990).

Православие - одно из основных и старейших направлений в христианстве. Возникло с разделением в 395 Римской империи на Западную и Восточную. Богословские основы определились в Византии в 9-11 вв. Окончательно сложилось как самостоятельная церковь в 1054 г. с началом разделения христианской церкви на католическую и православную. Постепенно разделилось на нескольких автокефальных церквей. На Руси с кон. 10 в. (см. Крещение Руси), с 1448 г. Русская православная церковь. В Российской Федерации православные составляют большую часть верующих.

Протестантизм - (от лат. protestans, род. п. protestantis — публично доказывающий), одно из основных направлений в христианстве. Откололся от католицизма в ходе Реформации 16 в. Объединяет множество самостоятельных течений, церквей и сект (лютеранство, кальвинизм, англиканская церковь, методисты, баптисты, адвентисты и др.). Для протестантизма характерны отсутствие принципиального противопоставления духовенства мирянам, отказ от сложной церковной иерархии, упрощенный культ, отсутствие монашества, целибата; в протестантизме нет культа Богородицы, святых, ангелов, икон, число таинств сведено к двум (крещению и причащению). Основной источник вероучения — Священное писание. В 19-20 вв. для некоторых направлений протестантизма характерно стремление дать рационалистическое толкование Библии, проповедь «религии без бога» (т. е. только как нравственного учения). Протестантские церкви играют главную роль в экуменическом движении. Протестантизм распространен главным образом в США, Великобритании, Германии, Скандинавских странах и Финляндии, Нидерландах, Швейцарии, Австралии, Канаде, Латвии, Эстонии. Общее число приверженцев протестантизма ок. 325 млн. человек.

Ислам (араб., букв. — покорность), монотеистическая религия, одна из мировых религий (наряду с христианством и буддизмом), ее последователи — мусульмане. Возник в Аравии в 7 в. Основатель — Мухаммед. Ислам складывался под значительным влиянием христианства и иудаизма. В результате арабских завоеваний распространился на Ближнем и Ср. Востоке, позднее в некоторых странах Дальнего Востока, Юго-Вост. Азии, Африки. Главные принципы ислама изложены в Коране. Основные догматы — поклонение единому богу — всемогущему Богу-Аллаху и почитание Мухаммеда пророком — посланником Аллаха. Мусульмане верят в бессмертие души и загробную жизнь. Пять основных обязанностей (колонны ислама), предписанных приверженцам ислама: 1) вера в то, что нет Бога, кроме Аллаха, а Мухаммед есть посланник Аллаха (шахада); 2) пятикратное ежедневное совершение молитвы (салат). В Казахстане в последние годы интенсивно (не без помощи государства) расширяется сеть для отправления религиозного культа. В Республике насчитывается свыше полутора тысяч мечетей. Больше всего их в Южно-Казахстанской области – около500  ; 3) милостыня в пользу бедных (закат); 4) пост в месяце рамадан (саун); 5) паломничество в Мекку (хадж), совершаемое хотя бы единожды в жизни. Число последователей ислама оценивается в 880 млн. (1990). Почти во всех странах с преобладающим мусульманским населением ислам является государственной религией. Основные направления — суннизм и шиизм.

Сунниты - в буквальном смысле этого слова - мусульмане, которые руководствуются «сунной» - сводом правил и устоев, основанных на примере жизни пророка Мухаммеда, его поступках, высказываниях в том виде, в каком они переданы сподвижниками пророка. Суннизм - доминирующая ветвь ислама. «Сунна» объясняет священную книгу мусульман - Коран - и дополняет ее. Потому традиционные последователи ислама считают следование «сунне» главным содержанием жизни каждого истинного мусульманина. Причем речь часто идет о буквальном восприятии предписаний священной книги, без каких-либо модификаций. В некоторых течениях ислама это приобретает крайние формы. Например, при талибах в Афганистане уделялось особое внимание даже характеру одежды и размеру бороды у мужчин, каждая деталь быта регламентировалась в соответствии с требованиями «сунны».

Шииты представляют собой вторую по значению и численности сторонников ветвь ислама. Само слово в переводе означает «приверженцы» или «партия Али». Так называли себя сторонники передачи власти в Арабском халифате после смерти пророка Мухаммеда одному из его родственников - Али бин Аби Талибу. Они считали, что Али имеет священное право быть халифом как ближайший родственник и ученик пророка. Раскол произошел практически сразу после смерти Мухаммеда. Борьба за власть в халифате в итоге привела к убийству Али в 661 году. Его сыновья Хасан и Хусейн также были убиты, причем гибель Хусейна в 680 году у города Кербелы (современный Ирак) до сих пор воспринимается шиитами как трагедия исторических масштабов. В наше время, в так называемый день ашуры (по мусульманскому календарю - в 10-й день месяца махаррама) во многих странах шииты проводят траурные процессии, сопровождающиеся бурным проявлением эмоций, когда участники процессии наносят себе удары цепями и саблями.

Современное состояние религии. Кризис традиционного теизма проявляется в различных формах. Наиболее ранние формы кризиса – ереси и атеизм. В современном теизме все больше проявляются такие кризисные формы как клерикализм и фундаментализм.
Ереси (от греч. hairesis — особое вероучение), в христианстве течения, отклоняющиеся от официальной церковной доктрины в области догматики и культа. Наибольшего развития достигли в средние века. Среди наиболее значительных: ереси павликиан, катаров, вальденсов, лоллардов, таборитов; в России — стригольников. В переносном смысле — отклонение от чего-либо принятого в обществе за неоспоримое; заблуждение.
Догматика христианской апологетики уже на ранних ее этапах подвергалась критике. Одними из первых ересеархов были Арий из Александрии и Несторий из Константинополя.
Атеизм (франц. atheisme, от греч. безбожный) — исторически разнообразные формы отрицания религиозных представлений и культа и утверждение самоценности бытия мира и человека, отрицание существования каких-либо сверхъестественных сил, например, Бога, богов, духов, других внематериальных существ, или отсутствие веры в их существование. Находил выражение в вольнодумстве, свободомыслии и др. Современный атеизм рассматривает религию как иллюзорное сознание.
Как правило, в странах с высокими экономическими показателями уровень религиозности относительно низок, единственное исключение — США. Совершенно иная ситуация в развивающихся странах: как правило, чем беднее страна, тем важнее для населения религия. В исламских странах, таких как Иран, Судан, Пакистан и Саудовская Аравия религиозно-правовой нормой является шариат, по которому отказ от ислама расценивается как измена и наказывается смертной казнью. Больше всего атеистов в Чехии (от 49% до 55% по разным данным) и в Нидерландах. Некоторые организации проводят исследования распространённости атеизма в разных странах. На 2005 год первое место в списке 50 самых атеистических стран мира, составленным американским колледжем Питцер, занимает Швеция (45-85% жителей являются атеистами). За ней следует Вьетнам (81%), Дания (43-80%), Норвегия (31-72%), Япония (64-65%), Чехия (54-61%), Финляндия (28-60%), Франция (43-54%), Южная Корея (30-52%) и Эстония (49%). В целом все меньше людей, относят себя к верующим, и в этом плане религиозные организации пытаются усилить свою деятельность. Но всё чаще слышны заявления о необходимости противостоять клерикализации общества.

Клерикализм (лат. clericalls - церковный) - общественно-политическое направление в западных странах, которое пытается усилить позиции религии и церкви в различных сферах общественной жизни. Для того чтобы укрепить влияние церкви на массы, современный клерикализм создает свои партии, профсоюзные, крестьянские, молодежные, женские и другие массовые объединения. Используя эти организации, церковные лидеры пропагандируют идеи «социального мира». Клерикализм пользуется влиянием в Италии, ФРГ, Испании и ряде др. стран. В странах СНГ предпринимаются попытки оживить влияние клерикализма.
В 2007 г. 10 академиков Российской АН направили открытое письмо Президенту о попытке РПЦ ввести изучение основ православия в школах и вузах, что вызвало общественную дискуссию на эту тему. Академики по-научному точно поставили диагноз: клерикализм. Особую тревогу академиков вызвали решения Всемирного русского народного собора (ВРНС), который на последних заседаниях попытался оспорить понятие прав человека, ввести понятие «конфессионально ориентированной науки», а также внедрить в принудительном порядке основы Православия в школы. Наука не может быть конфессионально ориентированной. Не может быть «православной физики», «иудейской математики», «мусульманской химии» и т.п. Наука может быть либо истинной, либо ложной. Академики приводят документ РПЦ: «В циркуляре Алексия II от 9 декабря 1999 г. сказано: «Если встретятся трудности с преподаванием «Основ православного вероучения», назвать курс «Основы православной культуры», это не вызовет возражений у педагогов и директоров светских учебных заведений, воспитанных на атеистической основе». Из процитированного текста следует, что под видом «Основ православной культуры» нам пытаются ввести (и вновь в обход Конституции) «Закон Божий». Содержание этого курса подтверждает правоту академиков, да и на местах, например, в Воронеже, между управлениями образования и РПЦ заключаются договоры, где вещи называются своими именами: «О сотрудничестве в области организации преподавания основ православного вероучения».

Фундаментализм (основание) — общественное идеологическое религиозное или политическое движение, провозглашающее приверженность исходным идеям, принципам, идеалам определенных учений или доктрин, выдвигающее требования преодоления появившихся в ходе их развития извращений, уклонов, ересей и «возвращения к истокам», возрождению ритуалов и обычаев. Фундаментализм близок к различного типа ортодоксии. Он возникает в условиях кризиса какого-либо движения и, как правило, противостоит, в том числе насильственными средствами, процессу перемен, обновлению (модернизму). В 1970-х годах фундаментализм потерял своё влияние и популярность. В настоящее время популярен термин "исламский фундаментализм" - идеология, следуя которой мусульманам необходимо жить в соответствии с самыми ортодоксальными требованиями Корана и по законам Шариата.  По мнению профессора из Кембриджа Э.Геллнера современный ислам, так же как и христианство претерпевает серьезные деформации, в том числе и в сфере прав человека . Возможно, следует различать две разновидности правителей: традиционалисты (Саудовская Аравия, северная Нигерия) и модернисты, т. е. «новые мамлюки», выпускники военных и технических школ на Западе.
Аятолла Хомейни в своей книге утверждает: «Ислам – религия непримиримых личностей, стремящихся к правде и независимости. Это школа борьбы против империализма. Но слуги империализма представили Ислам в совершенно в ином свете. Они создали в умах людей неверное понятие об Исламе». Хомейни считает, что ислам извратили в том, что представляют его религией, лишающей человека свободы действий, что законы ислама мешают развитию общества, что он не имеет своей формы правления, что он устанавливает лишь правила ритуального очищения, что он может иметь только этические принципы, «что Ислам – чисто моральное, но не политическое явление».

Теология (от греч. theos — Бог и logos — слово, учение; также богословие), совокупность религиозных доктрин и учений о сущности и действии Бога. Предполагает концепцию абсолютного Бога, сообщающего человеку знание о себе в откровении. В строгом смысле о теологии принято говорить применительно к иудаизму, христианству и исламу.
Православное богословие: под системой православного богословия как науки понимается набор различных богословских дисциплин (отрасли богословия), каждая из которых излагает различные стороны вероучения.
В исламе в 10 в. создана система теоретического богословия — калам. Представители калама, мутакаллимы, в отличие от мусульманских традиционалистов, разрабатывали проблемы догматического богословия, опираясь на формально-логические доводы.