Слово о киноартисте Николае Николаевие Мерзликине

Юрий Першин 2
        Первый раз я услышал о своём троюродном брате Николае Мерзликине в 1969 году, когда, находясь в  очередном отпуске, приехал вместе с моей мамой Марией Николаевной в гости к её родной племяннице Валентине, в одну из деревень Яшкинского района. От неё мы тогда с мамой узнали, что наш родственник Николай Мерзликин является киноактёром, и снялся на Мосфильме  в нескольких известных  кинофильмах. В доказательстве этого она показала нам обложку с журнала «Советский экран» за № 16 от 1967 года, где была напечатана фотография Николая Мерзликина. Глядя внимательно на эту фотографию, моя мама сказала:
                - Сразу видно, что он из нашей породы! – Ишь ты,  какой красавец чернявый!
                - Не чернявый, а брюнет, - моментально поправила маму Валентина.
                - Ну, конечно, брюнет, - согласилась с ней мама.            
       Род Мерзликиных начался с казака Сибирского войска-  нашего прапрадеда Николая Мерзликина. Это войско было создано в 1808 году высочайшим указом царя Александра - 1 - го в целях защиты Семипалатинской оборонительной линии от постоянных набегов джунгар и казахов. У Николая Мерзликина родились два сына: одного из них - моего деда назвали также Николаем, а другого - Андреем. В молодости мой  дед Николай по разнарядке атамана частенько  возил на тройке лошадей государеву почту. И, однажды, когда он с ней ехал по степи, то его застала очень сильная метель, которая не утихала, а становился всё сильнее. Кони выбились из сил и сбились с дороги. И мой дед Николай, окончательно продрогнув, опустил повода и, запахнув сильнее свой тулуп, вскоре крепко заснул.    
                .…Но кони примчались,
                Кони спасли.
                Его чуть живого    
                К крыльцу привезли.
       Долго мой  дед после этого болел, но крепкий организм и неустанные заботы моей бабушки сделали всё же своё дело, и он поправился.  Когда сыновья стали взрослыми и поженились, то в семье старшего сына Николая родились три сына и три дочери. Одна из них, средняя по возрасту дочь Мария, стала потом моей мамой.   А у его брата Андрея в числе других детей рос и сын Николай.  Когда он женился, то с молодой женой приехал к нам в город Прокопьевск, где в то время мы там жили. Здесь, в этом городе, Андрей устроился работать на шахту, а потом вместе с моим отцом Иваном Першиным купили дом в районе ж.д. станции Усяты и, разделив его, напополам стали в нём жить. Мне было в ту пору около двух лет, но я очень хорошо помню нашу двухкомнатную квартиру в этом доме. Когда я подрос, то, однажды, подробно рассказал моей маме расположение комнат в нашем доме  и, что там в них находилось. Она мне не поверила и сказала, что ты эти слова услышал от кого-то, а теперь передаёшь их мне. Но когда я ей сказал, что вверху  дверного проёма в горницу, имелось сквозное отверстие в стене, то она страшно удивилась моим словам и сказала, что это уму непостижимо. Ведь об этом отверстии в стене никто не мог знать, так как оно с обеих сторон стены было прикрыто занавесками. Я с детства отличался цепкой зрительной памятью. Потом, уже став взрослым человеком, я узнавал своих одноклассников через 30 – 40 лет при случайной с ними встрече.      
       Но недолго нашим семьям пришлось жить во вновь купленном доме. Так как он стоял в опасной зоне подработки шахтой угольных пластов, то, однажды, днём он провалился вместе со всем его содержимым под землю. Хорошо, что нас тогда не было в этом доме, потому как мы все были в гостях у моего деда Григория Федотовича Першина в деревне Першино, где он  жил в то время вместе с бабушкой. Вскоре нашей семье выделили маленькую квартирку в белом бараке на Берёзовой роще, а семья Николая Андреевича уехала в посёлок Сартынья  Тюменской области по вербовке.  Там 16.04.45 года  у них в семье родился мальчик, которого назвали в честь его отца Николаем. Когда он немного подрос, то вся их семья переехала на жительство из этого посёлка на Урал - в город Еманжелинск Челябинской области, где отец Николая устроился работать на шахту. Здесь, в этом городе, прошло детство и юность его сына. Правда на три года семья Мерзликиных уезжала жить на Алтай, но потом снова вернулась в город Еманжелинск. После успешного  окончания средней школы в 1962 году Николай   поступил  в  Свердловский медицинский институт. Там он проучился всего один год и уехал потом летом в Москву, и  поступил  в  ГИТИС, но учиться ему там пришлось недолго, так как его призвали в   Советскую Армию, где он стал  служить в связи. Здесь  молодого  солдата приметил  директор  фильма «Рано утром» и  предложил  ему  сняться  в этом кино,   режиссёром которого  была сама Татьяна  Лиознова. Николай  сыграл  в этом фильме роль  Алёши,  молодого  парня, у которого умерли его родители, и  он сам стал воспитывать свою  младшую сестру, не отдав её в детский дом.   
       Съёмки  этого  кинофильма  закончились  в 1965 году, и  в  дальнейшем Николай Мерзликин полностью  связал свою судьбу  с  кинематографом. Он  после  демобилизации из армии восстановился снова  в Государственном  институте  театральных  искусств (ГИТИС) в городе Москва. И его взяли на  курс, который вели преподаватели  И.М. Раевский и Е.Н. Козырева. Во время учёбы Николай Мерзликин  продолжает  сниматься в кино. Многим зрителям наверняка  запомнился  молодой комбат  Виктор Байков в фильме Михаила Богина  «Зося».   В этом же фильме тогда с блеском проявила себя польская актриса Поля Ракса.
       Всего  за  годы учёбы  в  ГИТИСЕ  Николай  снялся в таких кинофильмах, как  Человек, которого я люблю  в 1966   году,  Три дня Виктора Чернышева в 1967  году,  Далеко на Западе  в 1968 году. Ещё раз про любовь в этом же году и Суровые километры   в  1969  году.  В  1969  году  Николай  Мерзликин успешно окончил ГИТИС и с 1971году стал актёром «Театра студии киноактёров» в городе Москва.
        Николай много снимался в кино в 70 – 80 годы прошедшлого века. Среди его лучших работ такие кинофильмы, как Обратной дороги нет - 1970 год, где он с блеском сыграл роль партизанского разведчика Лёвушкина, получившего за эту работу наибольшие зрительские симпатии. Также очень большим успехом пользовались такие фильмы, как  Звезда экрана и Без права на ошибку - 1974 год. Мишка на севере - 1979 год, Отцы и деды, Инспектор ГАИ - 1982 год, Демидовы 1983 год, где он сыграл роль Платона, Хроника одного лета - 1984 год, Перехват, Атака -1986 год, С неба на землю - 1986 год, Гулящие люди – 1988 год  и ещё многие другие.
       Зимой 1975 года Николай Мерзликин приехал с творческим отчётом к нам в Кузбасс. У нас в это время стояли трескучие морозы с температурой гораздо ниже   сорока градусов по Цельсию. Когда я узнал о том, что Николай будет выступать в Новокузнецком драмтеатре, то я тогда пошёл к главному инженеру шахты с просьбой, чтобы он меня отпустил на эту встречу. Но в ответ главный инженер сказал мне, чтобы я шёл на калорифер главного вентилятора и осуществлял там  контроль за поступления горячей воды с районной котельной. «Не хватало нам ещё того, чтобы мы в эти холода заморозили шахту», - сказал он мне на прощание, когда я выходил из его кабинета.       
       Но зато на другой день я своего троюродного брата увидал по нашему областному телевидению, программу этой встречи вела популярная в то время телеведущая Галина Скударнова. Когда она предоставила слово Николаю Мерзликину, то первыми его словами были такие: «Здравствуйте дорогие мои земляки! - Хотя мои родители и уехали перед самой войной с фашистской Германией из вашей области по семейным обстоятельствам, и  я сам родился в Тюменской области, но всегда мои родные и лично я считал и всегда считаю, себя Кузбассовцем.  Мой отец Николай Андреевич Мерзликин почти всю свою жизнь проработал на шахтах Кузбасса и Урала, и поэтому мы не понаслышке знаем о тяжёлой и опасной шахтёрской работе». Далее Николай рассказал телезрителям о себе и о своих друзьях - актёрах.  Поделился со своими планами на будущее, сказав при этом, что он снимается сейчас в двух фильмах: Дума о Ковпаке и Лавина и, что они   скоро выйдут на киноэкраны страны. В заключение встречи он простился со всеми телезрителями Кузбасса, пожелав им хорошего здоровья, счастья и благополучия.         
       В 1984 году в г. Прокопьевске у моей родной тёти Веры, у которой девичья фамилия была тоже Мерзликина, после тяжёлой болезни умер её муж Александр. На его похороны приехали также её родные братья из села Волчиха Алтайского края. И когда вся родня села за стол, то разговор незаметно перешёл об их двоюродном племяннике киноартисте Николае Мерзликине, отца которого многие из них знали ещё с детства. А когда я им сказал, что через неделю поеду на курорт в город Кисловодск, и полечу туда на самолёте с остановкой в городе Москва, то мой родной дядя Николай Николаевич тогда попросил меня, позвонить по телефону киноактеру   Николаю Николаевичу Мерзликину и передать ему и его семье большой привет от себя лично и всей нашей родни.      
       Выйдя на работу, я оформил свой отпуск и на  самолёте Ил – 62 прилетел в  аэропорт Домодедово. Оттуда я уже на  автобусе доехал до центрального  аэровокзала города Москва, и так как мне нужно было лететь в город Кисловодск только завтра утром - с аэродрома Внуково, то я тогда заказал себе  номер в гостинице, около этого самого Центрального аэровокзала. Пока я оформлял свои документы на временное проживание в гостинице, то на улице стало совсем темно. В моём гостиничном номере меня приветливо встретил  военный танкист в звании майора, и мы с ним  быстро познакомились.
       Из его рассказа я понял, что он возвращался в свою часть из командировки, где пробыл около месяца. Майор достал из своего чемодана бутылку арабского коньяка и пригласил меня к столу.  «Давай выпьем, - сказал он мне, -  за моё избавление - за избавление от того ужаса, которое бывает только на войне, когда горят с обеих сторон факелами танки вместе с их экипажами от прямого попадания в них противотанковых ракет». Он немного помолчал, потом сказал мне:
                - Ты знаешь, почему я остался живой?   
                - Нет, не знаю, -  ответил я ему.
                - Да потому, что я там  командовал отрядом наших новейших танков, которые в жестоком бою, прорвав на одном из её участков вражескую оборону, вышли на оперативный простор, истребляя при этом живую силу противника, и его бронетанковую технику.               
                - А с каким государством Вы воевали и заодно испытывали там наши новые танки?
       Майор засмеялся и сказал мне, что он просто был в служебной командировке и ни о каком военном конфликте там речи быть не может.      
                - Тогда мне всё ясно, - ответил ему я, потому что сам служил в Советской Армии  в ЗАСЕ,  и поэтому знал, что бывает за разглашение служебных сведений любым военнослужащим.   
       После этого майор сказал  дружески мне, чтобы я устраивался в номере по своему усмотрению, а он пойдет и прогуляется по ночной Москве. После этих слов он оделся и вышел из номера и больше мы с ним уже не встретились. 
       Я ещё немного посидел за столиком, размышляя обо всём услышанном, а потом взял и позвонил  по телефону в справочную города Москва и узнал там  номер телефона квартиры Николая Мерзликина. На мой звонок мне тогда ответила его жена, которую, как я узнал, звали  Татьяной.  Я  ей после приветствия сказал, что это звонит родственник  её мужа, который жил когда-то рядом с его отцом в городе Прокопьевск Кемеровской области. И в ответ она сказала мне, что она хорошо знает, что у её мужа действительно имеются родственники в этом шахтёрском городе. Из дальнейшего разговора я узнал от Татьяны,  что в настоящее время Николай находится на съёмке нового фильма в городе Ташкент и недели три он пробудет там. Это известие, конечно, меня не сильно обрадовало. Но сам факт, что Татьяна признала меня за родственника её мужа, несколько ободрило меня. Но следующие её слова несколько умерили мой пыл:
                - Ох, уж эти мне ......! 
       Я воспринял её слова, как намёк и поэтому сказал ей в ответ:
                - Да Вы не беспокойтесь, я в городе Москва  проездом, завтра рано утром улечу на самолёте в аэропорт Кавказские Минеральные воды, и поэтому у меня  нет никакого намерения приехать к Вам в гости. - А если же Вы пожелаете, то, пожалуйста, подъезжайте ко мне, сюда в гостиницу Аэрофлота, и я передам Вам в подарок кедровые орехи, которые привёз из Сибири.               
                - Я не смогу приехать к Вам, так как уже довольно поздно, и мне нужно будет рано вставать, потому как мы строим загородную дачу, а завтра туда приедут рабочие и мне обязательно нужно будет встретиться с ними.          
            Мы ещё немного поговорили с Татьяной, и от неё я  узнал, что они живут с Николаем уже 15 - лет  и у них растёт
 дочь Оксана, которой недавно исполнилось 12 лет. А сама она  работает  в   Агентстве АПН  и, что ей эта работа очень нравится. Поговорив с Татьяной ещё немного, я распрощался с ней, а утром следующего дня улетел  на самолёте ИЛ - 86 с аэропорта Внуково на Кавказ. Там я отдыхал по путёвке в г. Кисловодск, в санатории «Пикет», который находился на большой горе. А возле её подошвы находилась та самая скала, на вершине которой когда-то состоялась дуэль между Печориным и Грушницким – героями романа Ю.М. Лермонтова «Герой нашего времени».    
       Особенно мы любили ходить в Долину роз. Спустишься с горы пешком туда, и какая красота открывается перед тобой. Розы, одни только розы самых разных расцветок  предстают пред глазами. И каких там этих роз только не было: алые, бордовые, пурпурные, чайные, бархатно – чёрные, которые от малейшего ветерка приветливо кивают вам своими головками. И невольно мне вспомнились строки стихотворения русского поэта И.П. Мятлева, написанные им ещё в 1834 году:   
                Как хороши, как свежи были розы,
                В моём саду! Как взор прельщали мой!
                Как я просил весенние морозы,
                Не трогать их холодною рукой!
               
                Как я берёг, как я лелеял младость
                Моих цветов, заветных, дорогих;
                Казалось мне, в них расцветала радость;
                Казалось мне, любовь дышала в них.
               
                Но в мире мне явилась дева рая,
                Прелестная, как ангел красоты;
                Цветы из роз искала молодая –
                И я сорвал заветные цветы….

       А какой неповторимый аромат от роз стоял в этой благоухающей долине! Он был такой насыщенный, что от него у нас даже немножко кружилась голова. Эта изумительная долина роз многие годы поражала моё воображение своей неповторимой красотой, и всё это, однажды, у меня вылилось в следующие строки:
               
               .… Пусть розы грустят в тоске и печали,
                Смеются пусть розы в угаре любви!
                Наверное, Вы иногда замечали,
                Как трепетны розы! Они ведь живы!
               
                Я розы на клумбе тревожить не смею,
                Они, как младенцы невинно глядят.
                К зиме я от стужи укрою теплее,
                Пускай до весны там спокойно поспят.
               
                Как розы на клумбе свежи и красивы,
                По ветру, качаясь, листвой шелестят,
                Наверно, при встрече Вы счастливы были,
                Вдыхая в блаженстве цветов аромат.
   
       Но быстро пролетело это счастливое для меня время в г. Кисловодск, и вот я обратно прилетел на самолёте ИЛ-86 в г. Москва. И так как у меня было полдня свободного времени до отлёта самолёта с аэропорта Домодедово в Новокузнецк, то я поехал на  метро до остановки «Площадь Революции».  А оттуда  уже пешком дошёл до самой Красной площади и, посмотрев развод караула у мавзолея В.И. Ленина,  направился  в Александровский сад, к могиле   «Неизвестного солдата», чтобы  отдать  дань уважения его памяти. У меня в родне с обеих сторон все взрослые мужчины воевали на фронте. И они почти, что все вернулись с этой войны с немцами домой живыми, хотя и  израненными, кроме одного из них  -  моего родного дяди лётчика – Константина Григорьевича Першина. Он служил в морской авиации и после возращения с бомбардировки фашистского логова - города Берлина был сбит над самой Германией, и он потом числился, как без вести пропавший.
        Постояв у этой могилы, я затем пошёл вверх по улице Максима Горького, ныне  Тверской, к площади А.С. Пушкина. Подходя, к «Дому киноактёра», я вдруг увидел человека, очень похожего на киноартиста Николая Мерзликина, который быстро спускался с крыльца по длинной лестнице. Я от неожиданности даже остановился и пока собирался с мыслями, что же мне делать дальше, этот человек исчез в толпе людей, а я, постояв ещё некоторое время на одном и том же месте, пошёл дальше к памятнику А.С. Пушкина. Так мне и не довелось тогда встретиться со своим троюродным братом Николаем Мерзликиным, но  видимо это была не судьба. 
         Николай Николаевич в течение почти 20 - ти лет работал на Новогодних праздниках в спорткомплексе «Олимпийский» Дедом Морозом. И через три дня после проведения  такого вот праздника в 2007году,  у него дома случился сердечный приступ  и  врачам «Скорой помощи» не удалось  его  спасти. Родные Николая Николаевича похоронили его на Урале, в городе Еманжелинск, где прошли его детство и юность.
         Николай Николаевич Мерзликин являлся членом Союза кинематографистов с 1965 года, а в 1983 году ему было присвоено звание «Заслуженного артиста РСФСР». Всего он снялся в кино почти, что в 60 - ти кинофильмах, а последней его работой стала роль в сериале «Тайная стража»,  снятая  в 2005 году. Он был в расцвете своих творческих сил и список его ролей в кино мог бы ещё значительно пополниться, но, увы, история не знает сослагательного наклонения.
               
                02.11.09г.