Душевная книга о светлой памяти

Виктор Панько
ДУШЕВНАЯ КНИГА О СВЕТЛОЙ ПАМЯТИ

Эта книга написана автором в самые тяжёлые, самые трудные, горестные и печальные дни и ночи, последовавшие за неожиданным и скоропостижным уходом из жизни горячо любимого человека. Человека необычной,  трагической, а, может быть, и счастливой, судьбы, человека, наделённого многими талантами и способностями, высокими физическими, моральными и нравственными качествами – Леонида Георгиевича Мотря.
Лидия Константиновна Мотря, член Союза писателей Молдовы имени А.С.Пушкина, посчитала своим долгом посвятить светлой памяти своего мужа – Леонида – эту книгу, четвёртую по счёту, предназначенную для чтения в большей степени детьми, внуками,  близкими родственниками и друзьями семьи Мотря, нежели для широкой публики. И сделать это для того, чтобы сохранить этот замечательный образ сильного, красивого и волевого человека на более длительный период, чем обычная человеческая жизнь.
Многие люди знали Леонида Георгиевича. Одних – он лечил, являясь мануальным терапевтом наивысшей квалификации, избавлял от болей, вправлял кости и ставил на ноги многих из тех, кто уже потерял всякую надежду на выздоровление. Другие, совершенно не зная его, воспринимали как обычного незрячего человека, инвалида первой группы по зрению, доброго и внимательного к окружающим. Третьи высоко ценили его прекрасный голос, способный конкурировать с лучшими мастерами эстрады. Четвёртые восхищались его физической силой, вспоминая, что рекорд Данульской средней школы по метанию 750-граммовой гранаты, 60 метров, установленный им в 1962 году, не побит до сих пор, через полвека. Пятые удивлялись: как это незрячий человек, ориентирующийся только своими пальцами, может выигрывать в шашки у перворазрядников и кандидатов в мастера спорта! Шестые обращались к нему за советами по семейным проблемам и с его помощью находили выход из, казалось бы, безвыходного положения.
Горячо влюблённый в жизнь и в людей, он обладал широким кругозором, интересуясь литературой, политикой, историей родного края…
Некоторые из этих аспектов образа Леонида Георгиевича не отражены в настоящей книге, да и в этом не было необходимости, потому что часть информации о нём содержится в предыдущих книгах Лидии Константиновны – «Мы сильны любовью», „Amprenta vie;ii” и «Невыдуманные судьбы».
Меня связывала с Леонидом Георгиевичем 60-летняя дружба, он когда-то, 1956 году, когда мы учились в шестом классе, я тонул, он спас мне жизнь, и много раз впоследствии, когда мне было очень трудно, я задавал себе вопрос: «Да, но неужели меня Лёня спас для того, чтобы я хныкал, падал духом и сдавался по каждому пустяку?». И это мне помогало находить решения проблем. Один только этот факт самопожертвования для друга говорит о многом. Ведь другие все ребята – бежали от омута, а на второй день там утонула 18-летняя девушка.
Читать эту книгу Лидии Константиновны не так легко.
Во-первых, потому, что она написана на двух языках. Во-вторых, сами пережитые и переживаемые ею отрицательные эмоции – грусти, тоски, печали – могут быть тягостными для восприятия. Но они, в какой-то мере, чередуются с приятными воспоминаниями прошлого, с размышлениями о смысле и цели человеческой жизни, о любви к природе, вере в Бога, и это как бы уравновешивает плюс с минусом.
Возможно, некоторые мысли, идеи и точки зрения, высказанные автором, будут иметь спорный характер, но тема большой любви и одиночества после смерти любимого человека здесь раскрыта глубоко и многосторонне, чем Л.К.Мотря, по-моему, сказала своё  неповторимое слово в русскоязычной литературе Молдовы.