20 глава

Татьяна Богдан
    После последних событий прошло два года. Ремонт храма заканчивался. Осталось только покрасить пол в алтаре и вывезти со двора мусор. Переставив с Павлом Шелудько, престол, батюшка взял кисточку и улыбаясь, сказал:
 - А помнишь, Паш, как отец Неофид, нас, детей,  труду обучал?
 - Нет, не помню, я ж тогда еще совсем мальцом был.
 - А, ну, да. Это как раз было перед Покровами. Узнали мы с Николаем, что батюшка по делам уехал в район и побежали мы с твоим братом в храм. Захотелось нам в колокола позвонить. Мы и решили, упросить дьякона, разрешить залезть нам на колокольню. А он выслушал нас спокойно и говорит:
 - Почему не позвонить, конечно, ребятки можно. Только помогите мне сначала в храме перед праздником прибраться. Иконы перетереть, пол помыть, в лампадки масло долить. Как все сделаем, так и на колокольню можно будет залезть.

  Ну, мы обрадовались. Рьяно взялись за работу. Перемыли все иконы, почистили подсвечники, потом пока иконы развесили, потом окна, пол помыли, мы так устали, что о колокольне даже думать не хотели. А отец Неофид нас успокаивает:
 - Ну, ничего, ребятки, приходите на праздник, перед службой и после неё позвоните. А сейчас вот, возьмите по прянику.
 - Так впервые мы и потрудились с твоим братом в нашем храме.
 - Хитер, оказывается, был отец Неофид.
 - Мудрый был и очень добрый. Погоди, что это? – присматриваясь к одной половице, спросил отец Григорий.
 
  - Где?
 - Да вот, что-то здесь не ладно. Кисточка у меня зацепилась за что-то, я думал, что гвоздь, но на гвоздь это не похоже.
 - Ну ка батюшка, дайте я гляну. Это похоже на какой то механизм, - удивлено произнес Павел, с интересом осматривая  в полу круглый небольшой шарик, потом слегка на него нажал.

  Шарик ушел в пол и в это время несколько досок, размером пятьдесят на пятьдесят, приподнялись и медленно поползли в сторону. Перед их взором открылся тайник с церковной утварью. Все было аккуратно закутано в белый сатин, а поверх всего лежал журнал с записями и отчетами, сделанные последним священником. На последней странице было написано письмо.

  - Вот это да! – восторженно воскликнул Павел.
 - Тише, Паша, тише, не привлекай внимания людей. Давай, родной закроем все это, быстро докрасим пол и к председателю. Пока пол окрашен, нам бояться нечего, а потом что? Нам сейф нужен. Надежный сейф. И такой сейф есть только у Иваныча, в кабинете.  Вот это подарок!
 
 Быстро покрасив пол, отец Григорий с Павлом сразу направились в сельсовет. Узнав новость и зачем к нему пожаловали гости, Свиягин, сказал:
- Конечно можно, о чем разговор! Я как то не подумал, что вам нужен будет сейф, но я завтра же поеду в район и вам закажу. А потом запишем его вам в подотчет. А пока пусть все лежит в моем сейфе.
Отец Григорий, поблагодарив председателя, счастливый вышел из кабинета.
- Ну, что Павел, на сегодня наша работа закончена. Иди, отдыхай. Ребята, я думаю, мусор и без нас со двора вывезут. А я пойду арифметику порешаю, дебет с кредитом сводить.

  Попрощавшись, друзья разошлись по домам. Как отец Григорий вернулся в родное село, он крепко сдружился с Павлом. Павел хорошо помогал в ремонте храма. У него, можно сказать, были, как и у его отца, золотые руки. За что не возьмется, все сделает. Он и стены реставрировал, помогая московским художникам. И крышу сам крыл, и новые рамы для окон сделал. Ценным работником и замечательным другом оказался Павел. И за восстановление храма у него душа болела не меньше, чем у отца Григория. Поэтому его так и обрадовала находка тайника. Он вообще, в последнее время все больше стал задумываться, как ему жить дальше. Без храма и без отца Григория он свою жизнь уже не представлял. Сегодня он решил поговорить со своей женой об увольнении с работы и полностью отдаться работе в храме.

  - Зой, мне с тобой посоветоваться нужно,- сказал Павел, глядя, как жена поле ужина убирает со стола.
 - О чем? – удивилась Клавдия.
 - Сядь,  - обняв жену, сказал он, - знаешь,я хочу с работы уволиться.
 - И куда потом хочешь пойти?
 - К отцу Григорию, дьяконом.
 - Я так и думала, - возмущенно воскликнула Клавдия, - а ничего, что у тебя трое детей? Чем думаешь их кормить?
 - Ну что ты так завелась? Если я буду работать в церкви, это не значит, что я не буду зарплату получать, ну, конечно не столько, как на току, но все равно, с голоду не помрем. Да и без рыбы мы сидеть не будем. Раз в неделю я всегда смогу сходить на рыбалку.  Дети уже подросли. Сыновья, вон, женихи уже! Да и Ритулька умницей стала. Мы уже и забыли с тобой, когда у нее были припадки. Зоюшка, да не переживай ты, хуже мы жить не станем. Поверь.

  Жена посмотрела на мужа, вздохнула и сказала:
 - Да, если честно сказать, я когда увидела, что ты сдружился с отцом Григорием, сразу поняла, что этим и закончится. Вообщем то я уже давно ждала этот разговор.
 - Правда? – удивлено спросил Павел, - а я ведь это только сегодня сам понял, что мне делать.
Жена улыбнулась и сказала:
 - Просто я тебя хорошо знаю.

  А в это время, в семье председателя, состоялся другой разговор.
Свиягин, вернувшись  домой, поужинал, поиграл немного с ребятишками, потом взял Настеньку на руки и позвал жену.
 - Тась, я давно с тобой поговорить хотел.
 - О чем?
 - Как ты смотришь на то, чтобы мы переехали жить в город?
 - Зачем? – удивилась Таисия.
 - Знаешь, когда я жил у бабы Насти, она меня однажды благословила учиться на врача. Понимаешь, с тех пор у меня это и сидит в голове, тем более, что меня на самом деле, всегда интересовала медицина, но война тогда внесла свои коррективы. После войны, сама помнишь, не было возможности учиться. 

 - А как же садик для Настеньки? Мишутка уже в школу пойдет.
 - Да с этим проблем не будет. Садик нам сразу дадут. Школа для Мишутки рядом с нашим домом, где я когда то сам учился. На счет твоей работы я уже договорился. Будешь работать у Твердолоба, в райкоме. Это тоже недалеко от дома. Я буду подрабатывать. Так что с деньгами проблем не будет, да и у нас сбережения кой какие есть.

  - Да, что же ты меня так уговариваешь? – улыбаясь, спросила Таисия, - ты же знаешь, что я за тобой, как ниточка за иголочкой. А к трудностям мне не привыкать. Да и к Нюре с Николкой будем поближе. Клавдию с детьми чаще будем видеть. А то как сватья переехала в город, мы только раз у нее и были, а это не хорошо, родственники же как никак. Я рада за нее, что теперь и у нее налаживается жизнь. Глядишь, в городе и замуж еще выйдет.Есть же и для нее где то счастье.
 - Счастье для Клавдии, в детях. Помнишь, как она радовалась, когда старшенький ее нашелся? А когда узнала, что он женат, даже прослезилась.

 - Тоже пришлось Сереге хлебнуть, бедолаге, столько перенести скорби и унижений, живя под заборами. Слава Богу, женщина сжалилась над ним, не побоялась, да приютила. Разглядела в нем хорошего человека, хоть он и калека. Замуж пошла, да еще его матери отдала родительский дом. Погоди, а что будет с нашими домами?
 - А что с ними? Один отдадим отцу Григорию, сколько ему можно жить с сестрой, а второй оставим себе. Будем летом приезжать сюда на каникулы. Какой дом оставлять, решай сама.
 - Да, что здесь решать? Давай, этот дом и оставим себе.
 - Вот и хорошо.

  Через месяц, семья Свиягина переезжала  в город. Вся деревня пришла попрощаться. Здесь же был новый председатель колхоза – Сергей Белобородько. Все были довольны, что выбор выпал на их односельчанина. После войны Сергей закончил техникум и по его окончании, вернулся на родину. Человек он был честный, напористый и трудолюбивый, а главное, он очень любил свою деревню.

  Поэтому люди ему верили, что он все сделает, чтобы их жизнь стала легче и краше. Ведь сколько лет прошло после войны, люди устали жить в нужде и бедности. За шесть лет своего правления, Свиягин облегчил жизнь колхозников. Теперь в каждой семье есть крупно рогатый скот, свиньи, куры, гуси, о чем при первом председателе даже и мечтать не могли. А теперь колхозники мечтают о телевизорах, холодильниках и стиральных машинках. Началась другая жизнь, другие возможности и появились другие ценности. Но какие бы новые ценности, с новой жизнью не появлялись, главной своей ценности, они никогда не изменяли – при любых ситуациях оставаться людьми и помогать друг другу.