Из жизни птиц

Николай Кранцевич
                "Как Ты относишься к ПриРОДе,
                так и ПриРОДа относится к ТЕБЕ."
   Я родился в деревне. За деревней было старое болото. Мы просто его панически боялись, потому что наши отцы говорили:- "В этом чертовом омуте нет дна". Красота болота постоянно манила нас, деревенскую пацанву, и мы всегда пытались пройти в глубь, потому что "запретный плод всегда сладок". Мы уже знали, что на болоте сохранились полузатянутые осокой и лопушником глубокое озерные "окна", которые даже не замерзали зимой. В летнее время самый страшный враг, который гнал нас из болота - болотный комар и какая-то мошка, бессовестно лезшая в рот, в нос и даже уши. Приходилось постоянно отмахиваться, а руки и шея начинали пухнуть от бесчисленных укушений. Мы же, родившись в лесной деревне, легко переносили эту напасть, и даже порой грустили, когда комара было мало, или он вообще пропадал.
   А кругом красота - глаз не оторвешь! Прямо на краю болота возвышался холм, который был покрыт сплошным ельником, и как маяк, на отшибе, стояла отдельная вековая сосна. Удивительно было то, что лес рядом был мелкий, болотный, а она словно украшение здешних мест, гордо и величественно возвышалась над этим полумертвым царством. Меня же привлекало это место не потому, что его облюбовала эта красавица, а лишь тем, что внизу холма был ток тетеревов.
   На это место, как магнитом, всегда тянуло и меня, особенно раннею весной, когда начинались тетеревиные тока.
   Укрытие, как правило, приходилось занимать далеко до рассвета, потому что активность на току начинается с рассветом, примерно за час до восхода солнца, и продолжается три-четыре часа. Птицы прилетают на ток заранее, и большую часть времени уделяют репетиции поз. Смотришь на эти танцы и диву даёшься, насколько красиво и не принужденно они это делают. Танцуют и строят из себя красавцев только самцы. Самочки на току образуют плотное скопление в центре токовища. Они намного меньше самцов, но смотрятся величественно и грациозно, ведь они прекрасно понимают, что весь груз воспитания и кормления, будущих птенцов, всё цело ложится на их "хрупкие плечи", а самцы "сделав дело" больше никогда не увидят продолжательницу рода. Так уж заведено природой у этих чудо-птиц. Самцы же в это время, где по-одному, а где и вдвоём, исполняя свои брачные танцы вблизи центра тока, вышагивают туда и обратно через скопление самок, и время от времени спариваются с ними. После спаривания самочка величественно уходит из токовища строить гнездо, и уже никогда не поддерживает никакой связи с самцом.
   Приходилось наблюдать и такую картину, когда самцов прилетает много, были случаи, я насчитывал до пятидесяти особей, но многие из них просто присутствуют, а в спаривание не вступают. Возможно у них существует обучение молодежи и им спариваться рановато, а вот курс обучения им преподают старшие, как более опытные и крепкие физически, а демонстрация поз - это и есть их учеба.
   Всегда, дрожа от утреннего холода в своём укрытии, я пытался понять, неужели они всегда летят на своё традиционное местоположение. Ведь из года в год возвращаются именно сюда. Не только сам ток, но и центральный участок, остаются на одном и том же месте, а это где-то в диаметре метров десять, и именно здесь происходят копуляции.
   Самым впечатляющим зрелищем является момент прибытия на ток тетеревов. Каждый из них располагается на собственной территории, там же начинает брачные демонстрации и защищает свои границы от вторжения других самцов. Порой среди них возникают прямые пограничные конфликты. Смотришь на их сражения, другого слова нет, и не можешь понять, чего же реально они хотят. Стычка происходит внезапно со стремительного нападения на самца, который приблизился к пограничной линии. Нам, людям, понять, где эта линия проходит, практически не возможно, поле ровное, отметок никаких, но самцы вдруг останавливаются почти бок о бок, отворачиваются друг от друга, отскакивают на несколько шагов от, невидимой, границы и тут же возвращаются обратно. Изредка напряжение возрастает, и начинается настоящий бой. Отметил "настоящий", и сразу же подумал,- А бой ли это?
   Ведь самцы сохраняя положение приблизительно бок о бок, начинают энергично бить друг друга крыльями. Клюв никогда не применяется. Как правило поражений нет. Просто бьют крыльями, словно проверяют крепость пера. Вдруг соперники возвращаются в свои пределы. Я никогда не видел самца раненного в подобном поединке, хотя возможно и бывают случайные повреждения, ведь бьют они по-настоящему.
   Самцы защищают свою территорию, а она именно их, потому что каждая птица рано утром является на свой ток и занимает там определенное место, и никогда не занимает чужое. Как они определяют эти места? Так видно для меня и останется загадкой.
   Самец спаривается с самочкой на своей территории, и в этот момент, другие самцы им не помеха, ведь таинство любви, дело двоих, а третий - лишний.
   Правда я наблюдал прерывание процесса, но это было несколько раз, когда третий приближался очень уж близко, но получив крылом, убегал, и любовь возобновлялась. Самое потешное, самочка просто стоит и наблюдает, уходить намерения нет, хотя судя по поведению, не прочь и сменить партнера.
   Совсем другое дело происходит, когда самец завладев территорию внутри центрального участка тока, или около него, он сразу же получает большое преимущество: такой тетерев спаривается чаще, чем его сосед, границы не нарушаются.
   Очень интересно ведут себя самочки, на ток они прибывают позже своих кавалеров, они следуют друг за другом и останавливаются в центре круга целой группой. Старшие самочки спариваются раньше чем молодые.
   Вероятно, судя по их поведению, они не интересуются поведением самцов, а срабатывает принцип - старшим нужнее, а молодежь пусть ещё подрастёт.
   В жизни тетеревов часто случается, что самец гибнет, или его отстреливают, в этом случае его место на току занимается лишь на третий-четвертый день, занимает самец из пограничной зоны.
   Самцы поддерживают связь с токовищем, не только в сезон спаривания, но и в теплые осенние и зимние дни они ненадолго появляются на току по утрам, словно проверяют - всё ли в порядке.
   Молодые самцы всегда прибывают на ток позже старших. Залог успеха - вероятно возраст чем красота. Хотя молодые самцы оперением резко отличаются от старших, они насыщенней и переливаются всевозможными отливами, они какие-то более взъерошенные, но выдвинуться вперед старших попыток не делают.
   Совсем другая жизнь протекает у тетерев, которые живут в лесах, они не образуют токов; каждый самец занимает большую территорию и исполняет свой ритуальный брачный танец вдалеке от других самцов.
   Высиживанием и воспитанием птенцов занимается самочка, а птенцы сразу же после вылупления следуют за мамашей и начинают питаться самостоятельно, но не смотря на это находятся под жестким контролем до тех пор, пока не встанут на крыло.
   Наше болото стали разрабатывать по добыче торфа. Я не думаю, что торфа было много, а вот насчёт того, что уничтожили всё живое на его поверхности и во всей округе - это факт. Ушел зверь, улетели птицы, прекратилась вся жизнь, не стали петь соловьи, даже сороки и те оставили наши места. Все, что нам осталось, это иногда вспоминать о тех временах, и о той красоте, которая присуща каждому болоту, и которая осталась в наших сердцах.
   Кто хоть раз в жизни мог услышать великолепие птичьего концерта на болотах, забыть уже не сможет никогда.
   Самое прекрасное начинается перед восходом солнца, как правило, первую ноту в этом концерте берет кроншнеп. Это очень тонкая трель, не похожая на свист, а напоминает плясовую где-то в селе, песня у него, по истине плясовая, и можно слушать её до бесконечности. Но увы, вдруг плясовая переходит в крик, это кричат проснувшиеся куропатки, и словно ждали команды, начинают чуфыкать тетерева и токовики. Концерт над болотом вдруг замолкает, это солнце своим розовым диском, появилось над землей. Наступает какая-то удивительная, временная тишина, словно все в радости наступившему рассвету, принимаю "обет" молчания. Но вот вдруг, всё снова оживает. Поёт все, что может петь и летать. Наступает момент, когда не радоваться жизни просто невозможно. На душе становится легко и весело, хочется лететь вместе с птицами. А за их полетом можно наблюдать с утра до позднего вечера. Приятно смотреть, как они перепархивают с ветки на ветку, с дерева на дерево.
   Я всегда восхищался легкостью и непринужденностью, с которой они это делают. А с чем можно сравнить, когда ты становишься свидетелем воздушного боя ворона с перепелятником. Ворон в воздухе, за доли секунды, резко переворачивается до удара с противником. Бой идет, как воздушный. Резкий набор высоты, крен на 90 градусов и снова атака, и так до полной победы. Я никогда не видел, чтобы перепелятник вышел победителем, всегда побежден.
   В вороньей семье царят удивительные обычаи, добычу птенцам даёт только самка, а самец лишь приносит еду. И самое интересное, если самка погибает, птенцы при изобилии пищи погибают.
  И нет слов, когда обращаешь внимание на ночную птицу - сову. Тебе вдруг многое начинает нравиться в этих красавицах. И кто сказал, что сова днем не видит? Ах это, кто-то сказал! В реальности, в светлое время, совы видят не хуже людей. Глазные яблоки сов почти не подвижны, поэтому она легко поворачивает голову на 280 градусов, при этом озирается, таким образом, очень быстро, почти не заметно с расстояния. Они не видят только в абсолютной темноте. Почему-то многие считают, что сова птица - одиночка. Но в зимнее время они собираются в стайки до десяти, а то и более штук. Человек испытывает симпатию к совам, потому что строение лицевой части одинаковое. Очень часто сову можно видеть рядом с шоссе, говорят:- Греется. Нет, просто мелкие птицы на шоссе испытывают стресс и теряются, начинают плохо ориентироваться, вот и попадают в лапы любителей легкой добычи.
   Все, кто любит птиц, возможно обращали внимание, что мелкие всегда селятся с хищниками, для них главное не взлетать, когда хозяин в своём гнезде. Вот поэтому "мелкие" отходят далеко от воображаемой зоны и взлетают.
   Когда смотришь на полет птиц, удивляешься их легкости с которой они это делают. А в реальности в полете птиц есть много неожиданного. Наука, например, пока ещё не знает, что птицы лишь отчасти летают за счет взмахов крыльев. В их полете существенную роль играет создаваемая ими антигравитация. У голубя, например, в голове гравитация в десять раз меньше, чем на кончике хвоста, то есть он умеет распределять гравитацию, и за счёт этого возникает другая динамика полёта.
   У разных птиц изменение гравитации и ее распределение по телу происходит по-разному. И даже полет может осуществляться на основе другого принципа так, например, у совы принцип полета иной чем у птиц, летающих днем. Самым интересным является случай орла. Он тоже обладает способностью создавать антигравитацию, но у него есть ещё способность к дематериализации. Если наблюдать за орлом, когда он идет в атаку, то кажется, что летит маленький круглый комок. Можно подумать, что он стал таким маленьким, потому, что он так сильно сжался. Надо учесть, однако, что орел может менять свой объём в несколько раз. Так что это не сжатие, хотя сжатие, конечно тоже присутствует, но основное уменьшение объёма идет за счет дематериализации некоторых участков тела. Орел может также менять форму тела в зависимости от стоящей перед ним задачей. По способностям к орлу отчасти приближается только сокол. Орел обладает еще и другими удивительными способностями. Не случайно многие народы связывают образ орла с Создателем. Не случайно и то, что изображение орла можно видеть на гербах ряда государств.
   Каждую весну я с изумлением следил за великим переселением птиц с юга, они всегда садились на наше болото, чтобы передохнуть и подкрепиться перед началом брачного периода и создания пар.
   А как царственно смотрятся лебеди, которые уставшие, но грациозные садятся на гладь болотной воды. Поистине - это царь птиц. Его величина, красота и величавая осанка, всё указывает на его величие среди птиц. Белый как снег, с блестящими, прозрачными небольшими глазками, с черным носом и черными лапами, с длинной, гибкой и красивой шеею он прекрасен, когда спокойно плывет между зеленых камышей по поверхности воды.
   После восхода солнца, болото и его окрестности оживают с ещё большей силой голосов. Из множества звуков земли: пения птиц, трепетания листвы на осинах, треска кузнечиков, самый весёлый и радостный звук - песня луговых и полевых жаворонков. Столбом поднимаясь в небо, трепеща крылышками, выше и выше поднимается в небо этот удивительный глашатай весны и певец нив и полей. Удивительна красива, звонка песня жаворонка, повторить её не берется даже скворец. Сами скворцы начинают свой концерт на отдельных соснах. Поют они всё, что когда-либо слышали: есть у них кусочки соловьиных трелей, резкое мяуканье иволги, сладкий голосок малиновки, тонкий свист синички, скрип ржавых петель дверей, и это все продолжается до того момента, пока не прилетит самочка. И о счастье, она села на соседний сук, а он, ну давай щелкать, подсвистывать и даже покашливать, словно от любви першит в горле. Рядом где-то пищат рябчики, порой гугукают совы, но этой паре уже не до них, они начинают свою песню.
   Одним словом, описать этот поющий болотный мир словами - возможности нет. Ведь не передашь звонкое пение, раздающееся из кустов, соловья. А как описать хороводы, на непроходимом болоте, прилетевших журавлей? Можно только смотреть, слушать и снова смотреть, слушать.
   А болото ещё славится и его постоянными обитателями - лягушками. Они от птиц не отстают, их трели из тростников и камышей глушат все птичьи голоса, создается такое впечатление, что они здесь самые "артистичные". Одно радует, что эти участники праздника, как вступили в общий хор, так и замолчали. А комары, оводы, слепни - они тоже хоть и не поют, но шуму создают неимоверное количество. Одним словом болото, как живой организм; поёт, кричит, кусается,- но жизнь на нем прекрасна, как и само оно.
  Осенью на болоте можно видеть огромные стаи лебедей, гусей и уток. Всё уже встало на крыло, молодежь готова к совершению длительного перелета на Родину своих предков. Вечерами караваны гусей, лебедей и уток встают на крыло и летят на ближние поля, где ещё можно подкормиться оставшимся зерном. Но вот наступает время и эти же караваны направляются в далёкий путь. Жалобно курлыча и повизгивая, как не смазанные деревянные колеса, летят на юг длинными вереницами журавли. Болота пустеют, остаётся  только лесной зверь. Кажется, всё живое ушло на зимовку куда-то за тридевять земель.
   Особенно хочется отметить постоянных жителей нашего болота, а они живут рядом с нами и никуда не улетают. Это; воробей, синичка, дрозд и дятел. Сойка и сорока тоже радуют слух, да и глаз, ведь от них никогда не спрячешься, они всегда рядом. А вот в артисты не годятся, голос у них без изюминки, но мы их помним и любуемся ими. Почти в каждом дворе живет удод, удивительная птица, пестрая окраска, длинный загнутый клюв, и как украшение черный с пятнами хохолок. Во дворе чувствует себя хозяйкой, редко обращает внимание на котов и собак, да и к людям относится не пугливо. Общаются между собой короткими хрипловатыми звуками.
   Краса и гордость нашей Белой Руси - наш бусел(По украински - лелек, по-русски-аист). Как видно из его названий, на наших славянских землях, его везде знают и уважают. Он легко приспособился к жизни на мелководьях, или в заболоченной местности. После прилёта располагается в низменном ландшафте, где есть обширные сырые луга, болота и стоячие водоемы. Основа кормового рациона - лягушки. Расхаживает по заболоченным травянистым участкам и хватает клювом вспугнутых им мелких животных. Добычу заглатывает целиком. Красавец выглядит, примерно, всегда одинаково: высокие ноги, длинная шея и сильный клюв, цвет оперения белый, концы крыльев блестящие, черные. Клюв и ноги красные. Для гнездования часто использует постройки человека, опоры электролиний. Гнездо строит самка, а строительный материал приносит самец.
 Как прекрасна эта птица, когда занимается охотой; стоит на одной ноге, словно в розовом сапоге, делает медленный шаг и снова стоит, резкий удар клювом, глотает пищу и снова стоит, но от её зоркого взгляда не уходит ни одна лягушка или мелкая рыбешка. Итак, изо дня в день, а в конце августа начинают отлёт, который иногда затягивается до октября. Летят днем и на большой высоте, часто используют парящий полет.
   Вся эта красота, после осушения болот и заболоченных лугов, и якобы превращение их в сельскохозяйственные угодья, привели к тому, что осталось лишь вспоминать, что бы наши дети могли знать, что это всё было рядом с нами, а сейчас осталось на бумаге.

        (7522 Лето от С.М.З.Х.)