Ночь из прошлого

Сулейманова -Качкина Юлия
   Прошло полтора часа. Автобус, который , должен был  захватить нас, не приходил. Шел проливной дождь. Бесполезно было защищать себя и своего сына зонтиком. Мой мальчик стал жаловаться на погоду, угрюмо показывая свои промокшие насквозь кроссовки, которые хлюпали при каждом его шаге.Я грустно подумала:"Нас заверяли, что погода будет прекрасной". И вдруг кто-то радостно меня окликнул. Полная отчаянья, я даже не поняла, что наконец - то за нами приехали. Мы сели в автобус, набитый веселыми людьми. Проезжая селения, поля, мы не знали нашего конечного пункта. Этим пунктом оказалось село Волжское Старомайнского района.
   Шофер наотрез отказался ехать к Волжскому заливу, сетуя на размытую дождями колею. Пришлось с тяжелыми рюкзаками на плечах самим добираться до места.
   В древности наши предки справляли прекрасный славянский праздник Ивана Купалы. Близкое соприкосновение с нашей историей волновало и настораживало неизвестностью. Раздольные зеленые поля чередовались с березняком. "В глазах бело от берез-сказал мой сын и я поняла, что обещанная сказка уже начинается. Мрачное и сварливое небо, которое низко висело над нами в последнее время, неожиданно просветлело словно умывшись собственным дождем.
   Солнце, желая возместить недостаток тепла, светило, мягко касаясь стволов нашего русского чуда леса -березок. На обочине дороги, опустив свои юные головки, застенчиво закрывалась листьями земляника. Во мне неожиданно проснулся грибник, я почувствовала, что ищу в траве коричневые шляпки подберезовиков. Чудесные места и, как ни странно, дикие.
   Вот мы подошли к заветной поляне. Невольно вспомнились слова Никитина:"Широко ты, Русь, раскинулась..."
   Вместе с чистым, немного терпким воздухом вдохнула я все российское приволье: с южной стороны поляны шумел, загадочно перешептываясь листьями, лес, с другой стороны волжского залива накатывались друг на друга, храня глубокую тайну некогда проходивших здесь бурлаков, Волга. Я со своим сыном Родионом знакомилась с каждым уголком сказочной поляны.
   А в это время мужчины и женщины с необычайно счастливыми лицами без всякой передышки стали ставить разноцветные палатки, собирать хворост для костра и накрывать белыми скатертями траву для предстоящей трапезы. Мы почти никого не знали из попутчиков. Оказавшись в какой-то момент в изоляции, я загрустила, а мой мальчик, вынув из чехла свою неразлучную подругу-гитару, стал настраивать ее.
   Запылал костер, нас окрикнули:"Присоединяйтесь к нам, чай будем пить". На общий стол мы выложили колбасу и печенье, подставили чашки под горячий ароматный настой из трав. Праздник начался. никто из собравшихся не пил спиртного, не курил и не сквернословил.
   Перед тем, как согласиться поехать на этот праздник, который идет всю ночь, я поинтересовалась:"А в чем суть славянского деяства?" Оказывается именно в эту уникальную, фантастическую ночь происходит духовное и физическое очищение всех участников ритуала. Древнеславянские обряды, которые свершаются в эту ночь, дают возможность к утру найти цветок папоротника. По сказаниям только в эту ночь, с 6-го по 7-е июля, цветет это растение. Ни один ботаник мира не видел цветение папоротника. На нашей планете он не цветет. Но фантазия наших предков вместила в себя необычно красивую легенду, вселяющую веру русского народа в светлое и чистое будущее. Все наши будничные проблемы, неурядицы отходили на задний план нашего сознания.
   Отпивая мелкими глоточками чай, я начинала понимать всю сущность происходящего. Воссоединение с природой, необходимость близости и понимания ее - вот, пожалуй, та магия. которая начинала постепенно околдовывать меня. Мы с сыном Родионом были не единственными гостями на празднике Ивана Купалы.
   Еще один автобус привез людей, среди которых оказались представители "Каравана любви". Барды гастролируют по городам и селениям. Некоторые присоединились к Ульяновскому славянскому центру, который и устроил всем праздник Ивана Купалы. Славянский центр возрождает народные традиции, объединяя талантливых людей области: одни расписывают в русском стиле матрешек, другие собирают фольклор, устраивают спектакли с прекрасным пением и танцами.
   Под треск угольков мы стали слушать песни бардов. Неожиданно на другом конце поляны вспыхнул мощный ритуальный костер.Все побежали к нему. Вот оно - переселение во времени!
   Вокруг костра начинал образовываться хоровод. Люди были одеты в древнеславянские одежды. Головы танцующих украшали пышные венки из полевых цветов. Распущенные волосы плавно переходили в длинные, рас, платья. Юноши в белых рубашках, опоясанные разноцветными поясами, весело и непринужденно вовлекали нас в хоровод. Кто-то к моей шляпке прицепил багровый цветок. Нежные звуки свирели в руках юноши наполнили меня непривычной негой. Два хоровода ( один внутренний, другой внешний ) двигались вокруг костра в противоположных направлениях друг к другу.
   Никогда в своей жизни я не испытывала чувства единства со всеми, кто меня окружает. Еще в пути мне подсунули листы с описанием праздника Иваны Купалы. Далекое эхо славянской истории отразилось в этом празднике. Все мы также еще в автобусе получили аккуратно расшитые белые мешочки.
   Во время молчаливого кружения вокруг огня необходимо сосредоточить силы на отторжение всего порочного, что окружает нас внутри и снаружи. Затем началось пение, которое отгоняет отделившуюся энергию в огонь. И огонь пожирает ее. И вот, вначале тихо, потом все громче зазвучала чудная мелодия старинной песни. Слова и ритм движений завораживали. Сердце стучало в такт светлой музыке нашего прошлого. Казалось, все происходит в дивном сне.
   Костер стал слабнуть, словно его убаюкивало пение древности. Новое великое действо вновь заставило разгореться огню: все стали кидать в него старые, изношенные вещи. Сжечь, уничтожить то, что изжило себя! Забыть все старое и злое!
   Один мужчина бросил в огонь свой пиджак, с которым, видимо, у него было связано что-то неприятное.И мы побросали старые вещи. Костер постепенно утрачивал силу и как будто присел на корточки, сухо треща.
   Вот тут и началось новое действие праздника: прыжки через огонь. Как бы высоко не прыгали женщины и мужчины пламя костра со снопом алых искр опаляло их волосы. Люди смеялись. Прыгали, взявшись за руки по двое и по трое..Переносили и детей через пламя. Именно в ночь празднования Ивана Купалы, прыгая через костер, растаяла Снегурочка.
   А затем жар огня и разгоряченной крови усмирили в прохладной воде залива. Под чарующие звуки свирели омовение совершили все участники. Ночь огромным зрачком луны взирала на фантастическую поляну. Трудно было в ее почти дремучей темноте найти вещи, чтобы одеться, и невольно хотелось вернуться в кольцо тепла и света. Снова вокруг костра запели дивными, чистыми голосами женщины под гитару. Их сменил бард с великолепной улыбкой на смуглом лице. С этой неподдельно счастливой и ослепительной улыбкой он пел и пел свои песни. Слова и мелодии были светлы и возвышенны. Мой сын с интересом слушал и смотрел на выступающих. Он не хотел спать, не чувствовал усталости, тихо ожидая своего часа. Наконец попросили выступить и его. И вот Родион привычно обнял свою гитару и заиграл одну из своих мелодий. Люди перешептывались:"Кто этот юный музыкант и что это он за музыку исполняет?" Не без гордости я объявила, что это мой сын исполняет свое сочинение "Плач Ярославны". Родион был " в ударе", имел успех и с удовольствием исполнил весь свой репертуар.
   Сбор лечебных трав начался по росе на рассвете. Чабрец,зверобой и душицу мы бережно складывали в мешочек, сознавая, что цветка папоротника не найти. И вдруг мой сын закричал:"Что это там светится, мама?" Я напряженно всматривалась в светлеющую даль, куда указывал мой мальчик, но ничего не увидела.
   Что увидел Родион? Может быть, отлетающие искры костра, цветки папоротника или что-то связанное с мечтой о будущем?!
   Пусть это останется в его памяти и душе.Я поняла,  что каждый из нас по-своему воспринял все происходящее...