Несовременная история, или Букет

Игорь Александрович Зимин
 Сентябрь 1966 года. Как-то вечером я стоял на углу нашего дома с несколькими ребятами и к нам подошёл Саша К. из 39-го дома по Можайской со своим другом Петькой П., он жил в доме на углу Клинского и Рузовской.  Это был широкоплечий парень, ростом почти на голову выше всех нас. Он работал на ВАРЗе (Вагонно-ремонтный завод им Егорова), на Московском проспекте.  Выражение его лица, что бросалось в глаза, было необычно: задумчивое какое-то что ли. И если Саша сразу включился в общий разговор, то Петька, перебегая взглядом по нашим лицам, вдруг остановил его на мне, а затем, зайдя со спины, пригнулся к моему уху и шепнул: «Отойдём!» — Я с недоумением взглянул на него, но он уже тянул меня под руку в сторону. Мы отошли. Он, глядя поверх моей головы и стараясь побороть смущение, произнёс: «Выручи!» — и продолжил: «У меня есть девушка, и всё не хватало смелости с ней объясниться. Ну и  на последнее свидание пошёл, выпив для храбрости стакан водки. А она, как увидела меня поддатым, так сразу же заявила, что больше меня знать не хочет, развернулась и ушла.  Я потом её несколько раз встречал, чтобы извиниться, но она и слушать ничего не хочет. Завтра у неё день рождения. Хочу поздравить, но уверен, что она меня прогонит. Поэтому прошу тебя сделать это от моего имени». -
    Я рассмеялся: «Ты чего, с ума сошёл? И почему я? Попроси Сашу — вы же с ним закадычные друзья. А вообще-то, ты что  не слышал песню из кинофильма «Испытание верности», её часто передают по радио? Напомню последние строки:

                «... В любви надо действовать смело!
                Задачи решать самому!
                И это серьёзное дело
                Нельзя поручать никому!»

   Но он, махнув рукой,  продолжал просить «выручить» и не отстал до тех пор, пока я, наконец, не согласился.
   На следующий день он зашёл ко мне, как мы договорились,  около  восьми вечера. В руках он держал большой и очень красивый букет алых роз. Мы пошли на трамвайную остановку у Витебского вокзала, сели на 15-й маршрут и доехали до Театральной площади. Выйдя из трамвая, мы прошли немного до парадной старинного дома. Петя отдал мне букет  и смущённо сказал: «Номер квартиры не помню, знаю, что она на третьем этаже справа. Я тебя здесь подожду».
   Между прочим, я тоже чувствовал себя, мягко сказать, не очень-то уверенно.  Глубоко вздохнув, вошёл в парадную. Поднявшись на третий этаж, я позвонил в нужную квартиру. Дверь открыла пожилая женщина. Я извинился и спросил: «Наташа дома?» - Она ответила: «Кажется, да. Подождите,» - и скрылась в квартире, прикрыв дверь. Через минуты две-три в дверях появилась девушка и с удивлением посмотрела на меня. Сразу объяснил ей, что я друг Петра П., что сам он не может прийти поздравить её и поэтому попросил об этом меня, и протянул ей букет. Но она своей рукой отвела мою и решительно сказала:
   «Нет, мне ничего от него не нужно — пусть  отстанет от меня!» — и хотела, было, уже закрыть дверь.
   «Минуточку! — воскликнул я, — Петя рассказал мне причину того, почему вы  не хотите с ним встречаться!» — и спросил: «Неужели вы не понимаете, что он пришёл на свидание с вами выпившим не потому, что любитель выпить, а потому, что хотел таким образом побороть свою робость, которую испытывает в вашем присутствии? Нельзя же, наконец, быть такой жестокой. Дайте ему возможность доказать, что он не такой, за кого вы его принимаете». — Она пристально посмотрела на меня: «Хорошо, — протягивая руку за букетом, — передайте  ему, чтобы он послезавтра ждал меня на старом месте в то же время». — Я, с облегчением вздохнув, сказал: «Я вас тоже поздравляю с днём рождения!»
     Когда я вышел из парадной, Петька сразу же посмотрел на мои руки. Я ему всё рассказал, но, пока добирались до Витебского, он без конца задавал мне всякие уточняющие вопросы и так надоел, что я просто-таки возмечтал поскорее с ним расстаться.
     В следующий раз мы случайно встретились с ним через несколько лет, в метро. К этому времени я уже отслужил в армии  и года два как был на гражданке. Он с улыбкой приветствовал меня и, хотя я долго отказывался, уговорил меня зайти к нему домой.
    Жил он теперь на ул. Шкапина, в коммунальной квартире, где ему была предоставлена комната до подхода очереди. Когда мы пришли, то я с трудом узнал в женщине, у которой на руках был грудной ребёнок, ту девушку, которая жила у Театральной площади. Она, не обращая на меня никакого внимания, сразу накинулась на мужа: «Ты где это болтаешься? В доме нет даже хлеба!  Марш в магазин!» -  и здоровенный мужик, каким к этому времени стал мой товарищ,  вобрав голову в плечи, пробормотал: «Иду-иду!»
      Мы вышли на улицу. Он виновато посмотрел на меня: «Сын простужен, поэтому она из дома не выходит». — Я его успокоил: «Не бери в голову! Всё нормально! С грудным да ещё и больным ребёнком целыми днями сидеть  одной — это не просто».
     Больше мы с ним никогда уже не встречались.