Друзья по несчастью

Евгения Абаза
Василий и Пашка - друзья давние. "Друзья по несчастью", - шутит иногда Василий, широко улыбаясь при этом. В один год, почти двадцать пять лет назад, женились, после армии уж оба. Вроде хорошо жили и сыновей ведь вырастили. Потом Василий стал замечать, жизнь его семейная покатилась под гору, трещину, что ль, дала. Будто и не жили с Валентиной четверть века. Не стало жизни, и всё тут. Может, и тянулось бы безобразие это. Да сын поглядел на такую ерунду (взрослый же совсем) и выдал отцу: "Бать, не живётся спокойно, так не мучайся. И маму не мучай! Разведитесь, что ли , или живите отдельно". Василий сына выслушал молча. А после слов таких решился. Накидал в сумку вещей. Надумал уйти.
Валентина не удержалась:
- Куда едешь-то? И с кем?
- В отцовском доме жить буду, - отвечал Василий. - Один.
- Думала, у тебя появился кто. А ты один... Верю и не верю.
Но останавливать не стала. Ни слова - мол, останься, не горячись - Василий не услышал. "Да оно и лучше, что без скандала. Любовь прошла. Или же её не было, любви? Чужими мы стали, будто незнакомые на вокзале. Почему так-то?"- размышлял Василий. А ответа никак не находил.
Летит время. Больше полугода Василий один живёт. Как-то после работы Пашка к нему заскочил.
- Вася, я от тебя не отстану, - ещё в дверях выпалил Пашка, - тоже разведусь!
- Нашёл, где соревноваться! - оборвал дружка Василий,  - выгнала, что ли? Поругались?
Пашка головой замотал и, выловив из пакета, поставил на стол беленькую, поллитру:
- Сядем, Вась, и поговорим тогда!
Василий, увидев, что Пашка настроен решительно, придвинул к столу вторую табуретку.
- Вася, я человек? Скажи мне, друг мой, человек я или нет?
 -  Однозначно, Паш, человек.
- Мне во как концерты надоели, по часу да по два! - выдаёт Пашка после первой стопки и режет ладонью по своей тонкой шее. - Вася, такое может быть, что кругом я виноватый, кругом?! И концерты, Вась, участились. Каждый день новые. Надоело... Ты только пойми меня, Вася. Денег не хватает - я виноват. Но ты-то знаешь, я ж их не ворую, Вася. Сын где-то бабёнку нашёл, а у неё двое ребятишек. Здесь, чья вина? И не гадай, друг Вася! Опять я...
                ***
- Ты давно знал про Серёжку! Знал и молчал! Мне баба Тася всё расписала, так расписала, что я чуть в обморок не упала, Паша. Они уже месяца два встречаются, а я и не знала, ничегошеньки я не знала, - причитала Галя. - А ты туда же, как воды в рот набрал. Почему ты, Паша, молчал?! Надо было сразу мне сказать.
- Я их не знакомил, - попробовал защититься Пашка. - Может, девчонка хорошая, может, Серёга полюбил её, Оксану.
Тут уж Галя разошлась:
- Хорошая, говоришь? "Девчонка"- с двумя-то дитями! Путёвую мужик бы не бросил. Поговори  с Серёжкой, растолкуй, как чужих воспитывать, ещё и двоих!
- Растолкуй! Я чо, чужих растил? Разоралась. Может, повстречаются да разбегутся.
- Он же так учёбу забросит. Нет, я тогда с ума сойду. Надо, Паша, съездить к родителям этой бесстыжей. Я им всё скажу! Скажу, что не для их девки растила своего Серёженьку. Пока не поздно, надо ехать. Паша, поедем вместе, прямо сейчас. Поговорим обо всём!
 - К кому ехать собралась? Она без родителей, умерли.
Галя вытаращила на мужа глаза:
 - Вот здорово! Она ещё и без родителей. Да-а-а... Теперь я, кажется, всё понимаю, всё-всё. Жить ей негде, вот она и вцепилась в нашего Серёжку. Вцепилась, кошка драная!
Пашка вскидывает на разъярённую Галю взгляд:
- Серёга говорил, что дом у неё, свой. Такая страшная, что ли сноха? Видала её?
- Типун тебе на язык, Паш! Сноха! Тебе наплевать, вижу, а я моего ребёнка не отдам этой стерве. Не видала и видеть не хочу дрянь эту! - не успокаивается Галя. - Слышишь меня, Паша, надо что-то делать, срочно что-нибудь придумать!
                ***
...Пашка разлил по последней, встал и торжественно произнёс тост:
- Вася, я тоже хочу жить, как ты, спокойно жить хочу. Имею право? Друг, выпьем за это! Пустую звенящую стопку Пашка прокатил по столу:
- Закуска у тебя слабоватая, Вася, опьянел я. Или нервы... Нервы-то, Вася, не казённые, не железные ведь нервы у нас, мужиков. Василий, друг, ты мне скажи, что мне делать, - протянул Пашка и с надеждой уставился на друга.
 - Паша, я тебе ничего не посоветую, тем более, сегодня. Ничего. Ты, Паша, всё обдумай, про-ана-ли-зируй, - добавил Василий. - С плеча, Паша, не руби. Подумай хорошенько, взвесь. Взвесь все "за" и "против".
Василий проводил друга до калитки. На улице стемнело. Пашка не захотел ждать автобуса и пошагал пешком.
- Прогуляюсь, подумаю. Идти-то всего ничего: три остановки, - решил он.