Город и огород. Этимология

Александр Мишутин
 Древняя Русь, Киевская и новгородская, ещё в 10 веке называлась скандинавами Гардарикой – страной городов. Надо полагать, что городов было много.
    Наше современное понятие «город» не совпадает с древнерусским. «Город» по древнерусским понятиям – это ограда, стена вокруг поселения. Стена могла быть каменной, деревянной, земляной. И город назывался соответственно: каменный, деревянный, земляной. Внутри каменных и земляных городов стояли сплошь деревянные строения: терема, амбары, лавки… Город (ограда, стена) был средством и способом защиты от врагов, от нападения. «Ключи от города» - не поэтический образ, пришедший из сказки, наоборот: реальность, отраженная в сказках. И подъёмные мосты, и рвы, наполненные водой, и стража на воротных сторожевых башнях – всё это реалии  жизни древних городов.
    Да, внутри, за городской стеной были и административные строения, и склады, и казна, и жилища бояр, и резиденция князя… И в этом древний город схож с современным. Но с внешней стороны городской стены был ПОСАД, как бы пригород, в котором жили ремесленники в своих СЛОБОДАХ, купцы, торговцы; здесь же находились разные мастерские: гончарные, бондарные, плотницкие, кузни и т. д. В посаде же была и главная торговая площадь. Так, что жизнь большинства населения проходила за стенами города.
    А городничий в древние времена был не градоначальником гоголевским, а мастером, умевшим делать (городить) стены и мосты. Этих мастеров называли ещё «градниками» и «огородниками».
    Пройдёт много веков, прежде чем город станет городом, огород – огородом. Огородка, ограда спасала от набегов домашних и диких животных посадки овощей на огороженной земле-огороде. Соседские хозяйки бранились меж собой из-за нахала петуха, шастающего к чужим курам, из-за проказника кота, таскающего цыплят через общую ограду, которую стали называть забором или плетнём – где как. А огород остался огородом. До сегодняшнего дня. А город – городом. И городские огородники спешат по выходным дням за город, на свои сады-огороды, чтобы утолить вечную, неизбывную тягу русского человека к Земле-Матушке.