Трижды капитан

Сергей Смицких
(по воспоминаниям М.П. Харченко)

      Михаил Павлович Харченко перед началом Великой Отечественной войны закончил военное авиационное училище и начал работать авиамехаником.

      ...Шёл 1943-ий год, когда капитан Харченко получил должность начальника военного аэродрома истребительной авиации (до этого он был главным механиком). Однажды ему сообщили, что неподалёку в поле совершил вынужденную посадку немецкий истребитель. Капитан отправил тягачи в указанный квадрат. К вечеру вражеский самолёт был доставлен. Харченко приказал на ночь замаскировать трофей за дальним краем аэродрома.
      Ночью разразилась буря. Утреннее небо ещё не очистилось от туч, когда в сторону линии фронта пролетел разведчик с соседнего аэродрома.
      - Каким ветром его сюда занесло? - удивился капитан.
      - Может, сбился с курса? - предположил кто-то из подчинённых.
      Вскоре налетели бомбардировщики отечественного производства, превратив взлётные полосы во вспаханное поле, а трофей - в кучу металлолома. Заодно провели корчевание в лесочке вокруг трофея.
      Начальник обработанного аэродрома узнал "гостей" из соседнего полка и позвонил туда, впервые в жизни не скупясь на выражения. Оттуда резонно ответили, что воздушная разведка донесла: "Аэродром Харченко захвачен немцами и превращён в свой. У взлётной полосы виден плохо замаскированный самолёт с крестом на крыле".
      Потом было расследование. Люди не пострадали. Отечественная техника - тоже. Поэтому Харченко получил минимальное наказание - капитана лишили двух звёздочек на каждом погоне. Так Михаил Павлович во второй раз стал лейтенантом, потом - старшим...

      После окончания войны Харченко был отправлен в Прибалтику на охрану воздушной границы. Вскоре над прибрежной полосой периодически стал появляться самолёт-разведчик, базировавшийся в Западной Германии. Он летал на высоте более пятнадцати километров и был неуязвим для отечественных истребителей и, тем более, для зенитной артиллерии. Лётчик смелел и с каждым разом всё более углублялся в советскую территорию, летая над приграничными военными объектами. На вызовы по радио не отвечал. Харченко получил секретный приказ: уничтожить нарушителя.
      Для исполнения приказа был переоборудован и облегчён самый лёгкий истребитель. Из вооружения на нём оставили только пулемёт и почти минимальный боекомплект. Убрали приборы, без которых можно было обойтись, в том числе альтиметр, хоть многим хотелось узнать точную высоту полёта. Баки заполнили бензином на триста километров полёта. Посадили самого легковесного из опытных лётчиков и дали приказ: преследовать при необходимости даже над нейтральными водами, потом лететь на север Польши, так как для возвращения на свой аэродром горючего не хватит.
      Наступил "день истины". С побережья сообщили о появлении нарушителя. Истребитель взлетел и пошёл на перехват. Противник, увидев его на своей высоте, развернулся и бросился наутёк. Но скорость облегчённого истребителя была выше, и одна из первых жертв необъявленной "холодной войны" нашла себе могилу на дне восточной Балтики.

      Спустя год начала прибывать реактивная авиация. Начальника аэродрома капитана Харченко особенно удивила тройная защита против случайного катапультирования: тумблер снятия блокировки, рычаг под креслом и кнопка пуска катапульты.
      Однажды молодой механик по вооружению зачем-то залез в кабину лётчика и вскоре взлетел на тридцать метров вместе с креслом, разбившись при падении - высота оказалась слишком малой для раскрытия парашюта. Никто никогда не узнал, как механик ухитрился снять все блокировки, не имея представления об их назначении.
      Харченко "за недостаточный инструктаж и отсутствие надлежащего контроля" получил звание лейтенанта. В дальнейшем продвижение вверх по служебной лестнице затормозилось, возможно, из-за того, что Михаил Павлович вёл переписку с репрессированной племянницей. Но витавший над ним рок не остановил офицера: на пенсию он ушёл троекратным капитаном.

(2009)