День милиции или Козлы в огороде

Залесская Тамара
Фельетон


     4 марта 2010 года, в большой праздник – День милиции, в выставочном павильоне на улице Янки Купалы у меня дважды украли один и тот же кошелёк. Можете себе представить, как это меня удивило и даже шокировало! Ну разве такое бывает? Причём сумка у меня была закрыта, как обычно.

     Интересно, что непосредственно перед этим странным происшествием у меня состоялся разговор с генералом МВД в отставке. Правда, не на тему правонарушений, но всё же… И в гардеробе на выставке меня предупредили: «Осторожно, сегодня воруют – ужас!»

     «Какие-то странные совпадения!» – подумаете вы. Я с вами полностью согласна! Не то что странные – невероятные и нелепые! И это очень мягко сказано…

     Итак, расскажу по порядку. Согласно традиции, накануне больших праздников – вышеназванного Дня милиции, а также Восьмого марта – в нашу столицу приехали индийские купцы, чтобы устроить ярмарку для нас и заработать денег для себя. Наши деньги им, оказывается, очень нравятся – почти так же, как их родные рупии, и даже называются очень похоже. Поэтому, в отличие от восточных базаров, где торговаться надо обязательно, на выставке ни торговаться, ни уступать нам купцы никак не хотят.

     Индийские гости всегда привозят огромное количество кустарной мануфактуры, тонны всяческих камешков – натуральных или поддельных, окрашенных во все цвета радуги (краска смывается водой), загадочный «прессованный изумруд» (из чего, интересно, его делают?), ещё более загадочный разноцветный «магический камень» (выдаваемый за натуральный) и много других рукотворных самоцветов.

     Всё, что делается народными умельцами в густонаселённых индийских городах и сёлах, неутомимые торговцы из самых лучших побуждений везут за тридевять земель туземцам (то есть нам, столичным жителям). Ювелирные изделия из таинственного «медицинского сплава», начинённые обломками поделочных камней, потрясают своей суровой простотой. Вероятно, их мастерили на бесконечных уроках труда дети индийских бедняков.

     Но все эти нехитрые украшения находят своих покупателей. Объясняется это просто: цены на незамысловатые изделия доступны не только пенсионеркам, но и девочкам, а они любят покупать всё, что блестит.

     Наши экономные люди, в том числе и мужчины, приходят сюда за дешёвыми подарками. Потратив всего лишь пять тысяч рублей (менее двух долларов) на платок из лоскутов синтетического шёлка (по-видимому, в ход идут также сари б/у) или десять тысяч – на хлипкий марлевый шарфик, можно удостоиться благодарной улыбки тёщи, свекрови, бабушки, сестры, соседки и т.д.

     Конечно, количество посетителей в этом потребительском раю не поддаётся исчислению. Количество карманников – тоже. Иначе как только мне одной могли два раза за один день уделить столь пристальное внимание эти деликатные узкие специалисты? Я даже ничего не почувствовала ни в первый, ни во второй раз – ни тени подозрения, никаких опасений. Эти граждане работают очень аккуратно, не беспокоя своих "клиентов" и не отрывая их от приятного времяпрепровождения.



     В большом павильоне светло, нарядно и пестро. Правда, в углу резко пахнет луком и индийскими благовониями (одни продавцы торгуют ножами для нарезки овощей, а другие тщетно пытаются нейтрализовать резкий запах). Зато на втором этаже громко играют самодеятельные музыканты, и звуки барабана заглушают возбуждённое жужжание толпы.

     Большинство посетителей – женщины, снующие «в поисках радости». Конечно, многие из них спустя несколько дней или даже сегодня вечером, рассматривая кривые швы и малозаметные дырочки, поймут, что могли бы жить без этих покупок долго и счастливо, но это будет потом... А пока они, подчиняясь неодолимому стадному чувству, переходят от одного прилавка к другому, протискиваются к разноцветным бусам из крашеных камней, стекла и даже пластика, перебирают ярко разрисованных слоников, обдумывают, куда можно постелить национальное индийское покрывало в их типично белорусской квартире. Суета сует! 

     Рассматривая тысячи и тысячи предметов, очень трудно держать свою сумку именно перед глазами. Ну просто никак невозможно! Женщины ограничиваются тем, что запрятывают кошелёк на дно, застёгивают замок, вешают сумку на плечо и прижимают её рукой. Казалось бы, все необходимые меры приняты. Но всё бесполезно! Карманник – на то он и есть карманник, чтобы доставать кошельки отовсюду. Это его профессия, должен ведь он хоть что-то уметь делать хорошо!

     Сначала я не знала о том, что на выставках так яростно и неукротимо воруют. Причём всё подряд! Почему? Да потому, что условия более чем благоприятные! Толпа есть, а смотреть за порядком некому. Разумеется, на входе здесь  стоят солидные мужчины с бэйджами, а в зале – таки нет! Не хотят, наверно, мешать посетителям – и без того тесно.

     Но до 4 марта 2010 года я жила в полной уверенности, что здесь, в индийском потребительском раю, меня обокрасть не могут. Ну как же, это ведь совершенно необыкновенное, сказочное место, где все женщины так похожи друг на друга в их наивном стремлении украсить себя бусиками и яркими лоскутами, пусть кустарными, но всё же иностранными, индийскими!

     И вдруг оказывается, что в этих стройных рядах и хаотичных толпах взволнованных любительниц экзотики находятся вероломные особы, попирающие и подрывающие наше доверие друг к другу!

     Кто же вы, невидимки с нежными руками, дважды за два часа успешно проникшие в мою сумку? Какого вы пола, какой национальности, есть ли на вас крест? Получаете ли вы цветы на Восьмое марта от любящих вас мужчин или одеколон от женщин на 23 февраля? Какие вы предпочитаете книги или вы не читаете их вообще? Интересно ведь…

     Как вежливый человек, пользуясь случаем, хочу принести вам, граждане воры, извинения за разочарование, постигшее вас после двух неудачных краж. Но, согласитесь, я вовсе не обязана создавать вам хорошее настроение и заботиться о вашем благосостоянии! Да, я признаю, что деньги из кошелька я потратила ещё до того, и поэтому в нём сначала было всего около 10 тысяч рублей (т.е. три доллара), а потом – лишь то, что первый (или первая?) из вас почему-то оставил для меня, то есть незначительная мелочь, которой мне не хватило бы даже на талончик. Из-за вас мне пришлось ехать зайцем.

     После первой кражи кошелёк подбросили, и кто-то принёс его администраторам, которые вернули его мне, попросив описать внешний вид и содержимое. Затем я продолжила знакомство с выставкой – терять-то мне уже нечего!

     Обнаружив пропажу кошелька во второй раз, я даже как-то развеселилась и сообщила об этом уже знакомым администраторам, которые, впрочем, кроме того, что разделили со мной нестандартное веселье, никаких чувств больше не испытали. Я имею в виду чувство досады или стыда за то, что эти и другие подобные события происходят на вверенной им площади выставочного центра. А кошелька моего у них не было, его ещё не принесли. Да и зачем он мне, спрашивается, после всего этого?

      Но, с другой стороны, сами администраторы ничего плохого не делают, просто они заняты чем-то очень важным. Очевидно, они по долгу службы неустанно следят за тем, чтобы с выставки не выносили большие предметы – ковры ручной работы, тяжёлую резную мебель, а также ценное, почти антикварное оборудование павильона. При чём тут посетители и их кошельки!

     А вот почему во второй раз мне стало смешно, расскажу, если читатели ещё не поняли. Во-первых, потому что не всё коту масленица, и такой облом, пусть даже за мой счёт, должен вызвать злость и разочарование воришки, и это хорошо! Так ему и надо!

     Во-вторых, я сразу же вспомнила одну занятную историю, приключившуюся с нашей известной актрисой Галиной Макаровой, которую она тоже рассказывала с большим удовольствием. Дело было так.

     Макарова слыла заядлой дачницей, и кто-то сказал ей, что в качестве удобрения ну очень хорошо использовать (пардон!) слоновий навоз. Она обратилась в цирк, где, как известно, есть в наличии и слоны, и другое. Ей, любимой народной артистке, выдали этого добра столько, сколько она смогла унести. 
 
     Упаковав «подарок от слона» в клетчатую импортную сумку (видимо, ещё вполне приличную с виду), Макарова направилась на дачу. На автобусной остановке она поставила сумку на скамейку и, очевидно, загляделась на наш прекрасный проспект. В общем, её сумка исчезла навсегда...

     Как вы догадываетесь, переживать по этому поводу и звонить в милицию актриса не стала. Она сказала: «Представляю, какое лицо было у этого человека, когда он открыл сумку!»

     Здорово, правда? Почаще бы дачники возили такое "богатство" мимо любителей красивой жизни и лёгкой наживы!



     Разумеется, 4 марта, в День милиции, я сделала соответствующие выводы. Мало того, что я и до этого случая не клала яйца в одну корзину, как советуют американцы, и более крупные деньги положила во внутренний карман сумки, теперь я буду ходить на выставки с кошельком на шее, спрятанным под одежду, как это делают путешественники. А ещё лучше – совсем без денег! Сколько можно заниматься благотворительностью! Индийские купцы – не такой уж бедный народ, чтобы я помогала им процветать, тратя на это свои скромные рубли. И вообще, мы же не папуасы, чтобы покупать столько бус и платков! Мы, как известно, в центре Европы живём.

     И напоследок, в качестве морали, я хочу объяснить уважаемым устроителям выставки, что при таком скоплении народа нужно обязательно позаботиться об охране товара и спокойствии посетителей. Каким образом? Да очень просто: пригласить сотрудников милиции, которые уже на входе будут приветствовать всех любителей лёгкой наживы и даже сопровождать их во время экскурсии по павильону.

     Может быть, такого почёта воришки и не достойны, но если никак не получается не пускать козла в огород, то надо как-то позаботиться о сохранности огорода. Это самое простое решение вопроса, не правда ли?

     Мне кажется, что у правильных милиционеров должен быть некоторый опыт в распознавании дурных наклонностей граждан по их лицам и поведению. Многие стражи порядка Академию МВД окончили, а там наверняка учат чему-то особому.



     P.S. Эти заметки, написанные по свежим следам, к сожалению, до сих пор не были напечатаны. Наверно, они чем-то не понравились редактору газеты «На страже». Тем временем прошло много новых выставок (их проводят несколько раз в году), но обстановка, как вы догадываетесь, не изменилась – люди-то всё те же. Одни увлечены выбором безделушек, другие высматривают очередную жертву. И это отнюдь не голословное утверждение – я узнавала у дежурных администраторов и сама видела, как плакала женщина, у которой украли кошелёк. И ко мне в сумку залезали ещё два раза – правда, безрезультатно: ни кошелька, ни денег там не было.

     Другого такого места в Минске, где бы воровали столь активно и безнаказанно, я не знаю. Подобного беспорядка нет даже на рынках.

     Накануне Нового года, а затем Дня милиции и 8 марта в выставочном павильоне состоятся очередные индийские выставки. Неутомимые народные умельцы собрали у себя под ногами камешки, настрочили платков и рубах, изваяли слоников, и торговцы уже пакуют клетчатые баулы международного образца.   




     P.Р.S. Я думаю, что аналогичную картину можно наблюдать и во многих других городах других стран, где проходят такие выставки. А вообще-то у нас в Минске спокойно.