Матен Бижанов. Прогресс возьмет свое

Рена Жуманова
   11 ноября исполняется 70 лет редактору газеты «Букпа!» Матену Бижанову. Несмотря на солидный возраст, Матен Отешевич даже и не заговаривает о возможном успокоении или уходе на заслуженный отдых.  Старейшина кокшетауской журналистики по-прежнему бодр, взгляд его ясен и пытлив, речь ярка и образна. Застала юбиляра погруженным в хлопоты по переезду, в квартире царили разгром и хаос, однако профессиональное уважение к труду своих коллег одержало верх над занятостью мэтра. Матен-ага пригласил в  еще не опустошенный кабинет, расчистил место у письменного стола, и потекла беседа под прерывистый приглушенный аккомпанемент молотков рабочих, вывозящих мебель.
   Родился будущий журналист в селе Карабулак Зерендинского района. С газетой неразрывно связан с отроческих лет. Уже в 10-м классе был внештатником-юнкором «Кокшетау правдасы», писал стихи. После школы, как все, отслужил в армии, где тоже не терял время даром, отправляя свои «опусы» в «Лениншiл жас», «Кокшетау правдасы», зерендинскую «Социалистiк жол». Далеко не все из отправляемого настойчивым юношей публиковалось, но  отступать он не собирался. По возвращении из армии в 1959 году Матен устроился в «Социалистiк жол». Полгода проработав корректором, «пошел на повышение» - сначала стал литсотрудником, затем завотделом культуры. Оставшись без работы после ликвидации зерендинского района в 1962 году, по приглашению Зуры Шуатаевой вступил в должность инструктора обкома комсомола. В 1966 году  восстановилась областная газета «Кокшетау правдасы»,  в которой уже через полгода Матен Бижанов стал завотделом партийной жизни. В 1971 году был переведен в Торгай, с которым связаны 16 лет творческой биографии. Стремительно пройдя ступени карьерной лестницы  - завотделом, ответсекретарь, первый заместитель – стал главным редактором областной газеты, прослужив на этом посту семь с половиной лет. А между тем - завершил свое высшее образование в Москве.
- По возвращении в Кокшетау, вплоть до  1997 года работал в «Кокшетау правдасы», которая в 1990-м году была переименована в «Кокшетау».  После ликвидации области ушел на пенсию с поста главного редактора. Вообще, 97-й год для меня стал черным. Потерял первую жену, дочь попала в аварию, внучка тяжело заболела... Трагические настроения буквально приковали меня к столу, и я лихорадочно работал. Из-под пера выходило, в основном, что-то скорбное, плаксивое. Стихи сочинял и раньше, а тут вдруг написал поэму «Каскатау», которая в 2002 году завоевала первую премию в областном конкурсе. Этот дастан я и по сей день считаю своей творческой удачей. Думаю, что совершил три главных дела на благо других. Это поэма «Каскатау», перевод на казахский исторического произведения «Кипчаки» Мурата Аджи и сооружение надгробья на могиле брата. До 2001 года сидел дома, писал фельетоны, исторические очерки, за это время создал четыре книги.
- Что ощутили, став редактором независимой газеты после долгих лет работы в государственных изданиях?
- Ясное дело, партийная газета нас совсем сковала. Даже сами читатели  тогда были цензорами. Темы - ограничены, для настоящего творчества условий не было. В независимом издании, конечно, лучше. Для  думающего журналиста это самый что ни на есть простор. Однако независимость газеты вовсе не означает ее принадлежности к оппозиции. Мы просто выражаем народные чаяния, ежедневные переживания простого человека.
- В канун 90-летия Октябрьской революции нельзя не спросить о Вашем личном видении ее роли в истории нашей страны. 
- К тому, что было, отношусь с уважением. Сам тридцать лет был коммунистом, искренне верил в провозглашаемые идеалы. Без революции Казахстан бы не сделал такого стремительного скачка в своем развитии.
- Каким видите будущее казахскоязычной журналистики?
- К сожалению,  она развивается крайне медленно, не оправдывает наших ожиданий. Если мы живем в независимом суверенном государстве,  имя которому Казакстан, картина должна быть другая. Все отмечают высокие темпы экономического роста Казахстана,  но вот как казахская республика он пока что не воспринимается. Правительство лишь бросает надежду: вот-вот, мол, все изменится.  Может быть, будущее - за казахским языком, как говорит наш президент. Но на практике все это плохо продвигается, плохо воспринимается, 9 миллионов населения – это  же «копейки». Так что общая среда наша - русскоязычная, все больше тяготеют к русскому. Как сын своего народа я, конечно, переживаю за будущее казахского языка, много писал об этом. Но все дело в том, как в данном вопросе поведет себя глава государства.
- Прежде человек с пером был истинным властителем дум. А какие знаковые фигуры среди современных казахских писателей и журналистов можете выделить? Кто из них, по Вашему мнению, способен повлиять на ход событий?
- Есть отдельные личности. Например, Кабдеш Жумадил особо отличается, особенно болеет душой за народ. Поднимает, среди прочего, остро стоящую сегодня проблему оралманов и их будущего. И  на чужбине  им не место, и здесь их принимают без особого восторга. Возвращаются из Монголии, по-русски не понимают, работу найти не могут, жильем не обеспечиваются.  А писатели сегодня что, господи? Сейчас даже академики – и те куклами стали, соловьем заливаются, поддакивая правительству. Но прогресс все-таки возьмет свое, жизнь есть жизнь.
- Ваши книжные полки переполнены разнообразной литературой. Что наиболее ценно для Вас?
- В основном, конечно, здесь - казахская литература. Но есть и другое. Вот, например, Андропов, материалы съездов КПСС… Жена  велела выбросить, и я сначала вынес их в сарай. А потом все же занес обратно. Все-таки это наша история. Из современных писателей мне особенно дорог был Сакен Жунусов, ушедший от нас в прошлом году. Он был мне близким другом, почти что братом, поэтому боль утраты ничем не заглушить. Много времени мы проводили вместе: беседовали, шутили, … пили (смеется).
- Верующий ли Вы человек?
- Нет. Хотя и веду религиозную страницу в своей газете, я не приверженец религии. Но и не против нее. Оразу не держу, некогда мне – я же все время на работе. А те, кто в прежние времена были коммунистами, а потом вдруг уверовали, - просто перевертыши. Но, возможно, религиозное сознание определяется и условиями жизни. Может быть, потеряв прежние идеологические ориентиры, в религии кто-то обрел для себя новый источник жизни. Это ведь удобнее, чем с пустотой в сердце. И еще действуют законы возраста. Приближаясь к закату, люди больше склоняются к вере – ведь  рано или поздно надо будет собираться туда, а позаботиться о потустороннем нужно уже сейчас.

На фото - Матен Бижанов с Сакеном Жунусовым

«Степной маяк», ноябрь 2007.