Маэстро Алихан Идрисов

Рена Жуманова
  Весной 2008 года, в самый разгар выпускных экзаменов, в стенах музколледжа имени Биржана-сал стал часто появляться необычный худощавый юноша, почти мальчик, который неотступно следовал за выпускниками отделения хорового дирижирования. Лицо абсолютно незнакомое, но дирижерская палочка в руках натолкнула на внезапную догадку: так это же новоиспеченный маэстро нашей «симфонии»! Слышали, знаем. Молодой специалист, прибыл в филармонию чуть ли не сразу со студенческой скамьи. И даже квартиру служебную ему, как ценному кадру, уже дали. А поскольку экс-руководитель малого симфонического Владимир Кулинич минувшим летом покинул Казахстан и обосновался в Краснодарском крае, 25-летний Алихан Идрисов ныне – полноправный «рулевой» этого коллектива. Парень он скромный и без претензий, широкой известностью в Кокшетау пока не пользуется, но тем интереснее читателю (да и нам)  познакомиться с ним поближе.
- Я – коренной алматинец, учился на музыкальном отделении  46-й гимназии искусств, – рассказывает Алихан. –  Музыкантов в нашей семье нет, родители – инженеры, а творческая жилка во мне – от деда, известного поэта Кабдыкарима Идрисова. В общем, никто не противился моему поступлению после 9-го класса на подкурс вокально-хорового факультета консерватории. Мой педагог – народный артист РК, лауреат Госпремии Базаргали Жаманбаев. На втором курсе мне предложили параллельно учиться на факультете оркестрового дирижирования. В 2005 году окончил оба факультета с красным дипломом. И меня сразу же пригласили в столичный Национальный театр оперы и балета имени Куляш Байсеитовой. Успел продирижировать более восьми спектаклей. Сам поставил балет «Калкаман и Мамыр» Балнур Кыдырбек. А потом последовало приглашение в Кокшетау. Конечно, немаловажную роль сыграла рекомендация Абзала Мухитдинова, который сидел в госкомиссии на моих выпускных экзаменах в консерватории, а в период работы в оперном театре  стал моим наставником.
- Молодому профессионалу на новом месте трудно правильно поставить себя… Да и внешняя «моложавость», наверное, мешает. Как справляетесь с вверенным Вам коллективом?
- Я еще никого близко не знаю… Однако три часа ежедневных репетиций (кроме выходных) даром не проходят. А психологически – пока тяжеловато. Строгости не хватает, признаюсь. Но я человек настойчивый, даже настырный, и поставленных целей добиваюсь любой ценой.
- Адаптировались в наших условиях?
- Город мне нравится: тихо, спокойно, нет пробок. Холодновато, правда. Но, работая  в Астане, я уже успел свыкнуться с особенностями вашего климата.
- Как досуг проводите?
- Коллекционирую фильмы и саундтреки к ним. В чтении предпочитаю фантастические триллеры, книги Дэна Брауна. С большим удовольствием перечитываю «Сказку про Федота-стрельца» Леонида Филатова.
- Музыкальные пристрастия маэстро Идрисова?
- Больше люблю оперы. Обожаю Верди. Нравятся оркестровые произведения Рахмадиева. Но в наших условиях приходится играть более простые вещи. Сам сочиняю песни. Мечтаю когда-нибудь написать симфонию. Нет, о композиторском факультете не думал, хочу поступить в аспирантуру Киевской консерватории – по своей специальности.
- А преподавательская работа Вас не привлекает?
- У меня есть небольшой педагогический опыт: в годы работы в Астане преподавал в КазНАМ, вел специальность у 11-го класса.
- С кем из известных музыкантов тесно общаетесь?
- В основном, это рабочие моменты. Хорошие отношения сложились с певцом Жаном Тапиным, хормейстером Беимбетом Демеуовым, дирижером Аланом Бурибаевым. Постоянно контактирую с Абзалом Мухитдиновым, и разница в 15 лет не мешает. Года три-четыре назад по просьбе Министерства культуры и информации мы вдвоем делали обработку песни Ш. Калдаякова «Менiн елiм». В общем, все могут слышать нашу интерпретацию государственного гимна РК ежедневно – на канале «Хабар», и не только.
- В прошлом году Вас часто видели в обществе  учащихся музколледжа…
- Ну, это «ностальгия» по учебе (смеется). Я помогал двоим дирижерам-выпускникам готовиться к поступлению в консерваторию, занимался с ними гармонией и сольфеджио. 
- Можете ли назвать себя компанейским человеком?
- Вполне.  Работая в оперном театре, на наших вечеринках  традиционно усаживался за рояль – играл роль тапёра.
- А ощущение «тихой пристани» еще не появилось?
- Честно признаюсь, пока нет. Например, весь мой фотоархив – дома, в Алматы. Поживем – увидим.
- В последние месяцы концертная жизнь города впала в «анабиоз». Чем-нибудь порадуете?
- В марте состоится сольный концерт Шолпан Дукумбаевой, в апреле хотим исполнить Второй скрипичный концерт Мендельсона и моцартовский 23-й фортепианный. Солировать будут исполнители из Великобритании. И самое главное: на конец марта намечена постановка одноактного балета «Жумбактас» молодого композитора Айсулу Таниевой. Я дирижировал ее госпрограмму в КазНАМ, так началось наше сотрудничество. Мы соединим казахский и симфонический оркестры филармонии, а танцевать будут все хореографические коллективы Кокшетау. Репетиции уже идут вовсю, так что к Наурызу мы должны представить на суд кокшетауского зрителя интересный спектакль.

«Степной маяк», №9 (14016), 05.03.09.