Из Самарии в Галилею

Юрий Левин 2
     Вновь мы в пути, а Михаэль сопровождает всё наблюдаемое нами справа и слева своими то забавными, то (чаще) печальными комментариями. По всему чувствуется, что заселение земель Палестинской Автономии евреями- нелёгкое решение с очень частыми трагическими последствиями. А я подумал- бывает, что благими намерениями дорога в ад вымощена- вспомним советскую власть, из благих соображений сгонявшую “диких” чукчей из юрт в дома (и Сёмушкин вспомнился с его Алитетом).Чем дело кончилось? Отказ от традиционной жизни с вековым укладом привёл к вырождению, к губительному (алкогольдегидрогеназы вырабатывается у них меньше нашего) пьянству. Не так ли с арабами- аргумент сторонников заселения серьёзен: посмотрите, как пуста была земля у вас, а у нас она зеленеет и кормит. Верно! Но куда податься кочевнику? Он хочет жить так, как его праотцы…
 
     И вот первая остановка- ферма еврейской семьи, виноград и оливки кормят их. Всё ухожено, кругом зелень радует глаз, но… Но это были чьи-то пастбища либо караванная тропа? Не знаю… Михаэль говорит- лишь ничьи, брошенные земли можно занимать.

     Распрощались с радушными хозяевами (а желающие купили масла или вина- Михаэль не зря водит туристов, я думаю). Мне хозяйка запомнилась как очень крепкая и энергичная женщина, тогда как её муж показался скромным и тихим (рассказ хозяйки записан у меня на диктофоне). Опять едем, и Михаэль  повествует свои (чаще) или чьи-то приключения в связи с проезжаемыми местами.

     Вторая остановка- козья ферма, хотя есть и немного овец. Михаэль предлагает перекусить угощением от администрации Шомрона- это оказалось громадным сооружением (если применить английское слово сэндвич, то это был биг-сэндвич, а то и грейт-сэндвич): огромный батон (посыпанный семенами кунжута) разрезан вдоль, на нижней части батона набросана варёная картошка, рыба, мясо, огурцы, помидоры, это прикрыто второй половиной, аккуратно всё завёрнуто, плюс бутылка воды. Сели есть, но этот мегасэндвич  был столь велик, что я осилил чуть больше половины (ведь ели недавно в управе) и отказался от продуктов  из козьего молока- куда ещё. Михаэль повёл желающих в синагогу, сооружённую семьёй, обратил наше внимание на отсутствие телевизора на ферме (видимо, иудаизм к телевизору относится так же, как и христианство). На чей-то вопрос- есть ли у семьи интернет, ответил утвердительно. Потом нас провели к обрыву, с которого виднелось три или четыре вершины, и Михаэль сказал, что во времена Соломона зажигали (как сигнал) факел, на другой вершине сигнал принимали и зажигали свой факел- так до долины и Заиорданья. Однажды со старшеклассниками Михаэль отправился проверить- видны ли сигналы, группу разделил, одна была вот здесь, другая ушла на гору в долину Иордана. Гора интересна тем, что она высока (более 600м), но над землёй возвышается всего метров на 200- русло Иордана ниже уровня моря. И они с ребятами убедились- виден огонь! А в другой год пробовали “сигналить” арабам, но- не получили ответ,  утрачена традиция…