Автор романса Ямщик, не гони лошадей

Валентина Томашевская
«Ямщик, не гони лошадей»  — русский романс, созданный в начале XX века.

Слова были написаны поэтом Николаем фон Риттером в 1905 году и положены на музыку композитором Яковом Фельдманом в 1914 году. Стал известен широкой публике с 1915 года как ответ на романс «Гони, ямщик!». Получил большую популярность в 1910-е годов в России.

Был запрещён в РСФСР в 1920 году. Вероятно, показался слишком грустным.

Николай Александрович фон Риттер (10 (22) января 1846, Ревель — не ранее 1919) — юрист немецкого происхождения, действительный статский советник.

Сведения о нём обнаруживаются в архивах Могилёва и Киева. После завершения юридического образования наш герой приступил к работе по специальности.
В «Общей росписи начальствующих и прочих лиц в Российской империи на 1892 год» упоминается коллежский асессор Риттер Николай Александрович, который являлся членом Могилёвского окружного суда . Видимо, за успешную работу его в 1870 году перевели в Киев, где с 1897 года он числился уже статским советником Киевской судебной палаты.

Был нaграждён орденами святой Анны (1887), святого Владимира (1902) и святого Станислава 1 стерени (1905).Сведения о его семье и детях отсутствуют.
Биографы Николая фон Риттера сообщают, что он в годы революции, уехал за границу (некоторые даже пишут, что в Германию). При этом точная дата отъезда не называется. В начале 1919 года он по-прежнему проживал в Киеве (в доме № 26 по Бибиковскому бульвару.

Помимо юридической службы он сочинял стихи  и даже сам положил некоторые из них на музыку, ставших таким образом романсами (например романс «Шутила ты»). Сногие его стихи положенных на музыку разными композиторами: «Ах, зачем эта ночь», «В небе ясном пташечка», «Весенний сон», «Всей силою страсти», «Где туберозы и левкои», «Как янтарь вино горит» и многие другие.
Наиболее известен как автор слов романса Ямщик, не гони лошадей.

Как грустно, туманно кругом,
Тосклив, безотраден мой путь,
А прошлое кажется сном,
Томит наболевшую грудь!

Ямщик, не гони лошадей!
Мне некуда больше спешить,
Мне некого больше любить.
Ямщик, не гони лошадей!

Как жажду средь мрачных равнин
Измену забыть и любовь,
А память, мой злой властелин,
Все будит минувшее вновь!

Ямщик, не гони лошадей!
Мне некуда больше спешить,
Мне некого больше любить.
Ямщик, не гони лошадей!

Все было: и ложь, и обман...
Прощай, и мечты, и покой!
А боль не закрывшихся ран
Останется вечно со мной!

Ямщик, не гони лошадей!
Мне некуда больше спешить,
Мне некого больше любить.
Ямщик, не гони лошадей!

Ямщик, не гони лошадей!
Мне некуда больше спешить,
Мне некого больше любить.
Ямщик, не гони лошадей!