Донской казак Козьма Крючков

Станислав Афонский
Первый георгиевский  кавалер  Первой мировой.
О  донском казаке, лихом  Козьме Крючкове я впервые услышал от своих родителей в детстве. Тогда  я восхищался киногероем из фильма «Парень из нашего города», играл его знаменитый Николай Крючков. Но отец сказал: однофамилец был у этого артиста – настоящий герой донской казак Крючков Козьма – им вся Россия восхищалась. Фотографии его и лубочные картинки чуть не на каждом углу продавались, портреты Государя Императора  чуть не на второй план отодвинулись.


 Вот   кому бы стать образцом для наших воинов в  начале Великой Отечественной. Но в пример его  «почему-то»  не ставили. Вскоре появились и другие герои. Но Козьма (именно КОзьма, а не Кузьма) Крючков занимает особое  место – он был первым  кавалером креста Святого Георгия (4 степени)  в Первой мировой войне по всей русской армии.  Награждение состоялось приказом №37 от 11 августа 1914 года по войскам 1-й  армии Северо-Западного фронта.  Потом к первому кресту прибавился ещё один, уже 3-й степени, и две Георгиевские медали, 4-й и 3-й степеней.
Вообще  «донцы-молодцы», как пелось в популярной когда-то песне о донских казаках,  за время  Второй отечественной войны получили за свои подвиги 36 тысяч Георгиевских крестов. Лихо сражались казаки за Россию, за веру, царя и отечество  на «чуждой их интересам империалистической бойне», не щадя живота своего.
Чем же прославился казак, какой подвиг совершил?  «Простой» донской казак, оказывается, умел и читать, и писать. Не шибко грамотно, но изъясниться мог вполне  доходчиво. И вот что, и как, писал  родной семье в 1914 году (точная орфография сохранена) Козьма Крючков. «…Мы были посланы выразиветь из местечка Колвери к границе 10 вёрст  5 разъездов 6 человек выразвезди вынашим вразезди был приказной Казьма Фирсавич Крючков Иван Щеголков Василий Астахов Сыхутора Астахов Михаил Иванков  схутора Киргина двое увезли донесение 29 июля а мы асталися ночь баялися 30 июля 7 часов утра наворили картошки поели я лох спать немного уснул мене будут  ставай Фирсавич я скачил что тут вон немцы и взял бинок посмотрил 27 человек сели мы  ноконие поехали надграницай отбили их атграницы и погнали вёрст 12 прогнали 1 офицер немцев забутовалися офицера убили мы немцы ишо абутовалися товарищи мои поскакали двое выправо один вылево а я один осталси  немцы зачали мене колоть пиками, а я выхватил шашку шашкою рубил шашку влажил вырвал у немца пику да пикою доколол 11 человек приехал высотню мине осмотрели сочли у мине 16 ран у коня 11 ран отправили мине выбальницу приехал  командочий войсками выбольницу снел себе 1 степени Георгиевский крест повесил на мине теперя идут комне господа офицеры полковники хоружи заручку берут…»  (С.Корягин. «Тихий Дон» чёрные пятна».  Москва, «Яуза». «Эксмо» 2006).
Отлично были выучены донцы владеть шашкой  и пикой. Представьте себе одинокого казака, окружённого со всех сторон немецкими кавалеристами, вооружёнными длинными пиками, колющими его  их острыми наконечниками. Казак выхватывает  шашку, отмахивается, вертясь в седле на мечущемся коне,  но шашкой  до врага не достать – пика  не даёт. Шашку в ножны, увернулся от пики, вырывает её у  немца, отбивает удары и  колет, колет, колет, обливаясь кровью. Рассказывают, что казачьи кони в боях зверели, били копытами и кусали коней противника, не обращая внимания на собственные раны.  Донской казак и его конь, по имени Костяк, победили.
Казак оправился от ран – вернулся в боевой строй. Интересные и славные традиции были у казаков. За воспитание такого доблестного сына его отца, служивого казака Фирса  Ларионовича, повысили в воинском звании – произвели в урядники. Какая гордость и для родни, и для станицы Усть-Хоперской!  Награды отцов имели право носить их дети – как стимул сражаться так же геройски.
Рассказы, статьи в газетах, письма поклонников и поклонниц… Генералы приходят лично пожать руку герою. А сам герой относился ко всему этому с совершенно искренним  удивлением: он же просто воевал, исполнял свой долг  воинский за веру, за царя и за отечество – как же иначе-то?  А зазнаться, прямо скажем, было от чего – огонь боя прошёл, теперь надо было пройти и медные трубы.  Сама  Одесса поднесла Козьме руками её Головы подарок – серебряный ящик;  Дума чествовала;  7-й казачий полк преподнёс  золотые часы;  архиепископ Назарий нательным крестом благословил;  Нижегородская ярмарка одарила кованым поясом; Петроград  - оправленной в серебро шашкой…
«Медные трубы медными трубами», но и воевать надобно.  Козьма снова в седле с острой шашкой на поясе, грудь в крестах и медалях за доблесть… Получил погоны хорунжего 13-го конного полка Усть-Медведицкой конной дивизии  белой армии и погиб в бою с красными под селом Громки Саратовской губернии.  Белой армии…Будь он в  красной – слава его продолжилась бы  и при советской власти. Но в белой – это непростительно. Да ещё и с крестами Георгиевскими – ещё более непростительно. Правда, будь он и в красной, его бы, скорее всего,  потом всё равно  «расказачили». Так что всё же героем России  он и погиб. Но не обошла его советская художественная литература – жив в ней его художественный образ  по сию  пору – классикой считается. 
Этот образ никакого такого подвига и не совершал вовсе. Крест получил якобы за подхалимаж  перед офицерами в тылу, где протирал шаровары с лампасами на писарской работёнке. Был будто бы он  надменным задавакой и  над товарищами своими издевался. Вот такой, вот, социалистический реализм был в России.