Линия маннергейма в азии

Владимир Бараев
Слыша эту фамилию, мы сразу вспоминаем знаменитую линию Маннергейма, с которой столкнулись в финской войне 1939-40 гг. Далеко не все знают, что Карл Маннергейм (1867-1951) получил военное образование в Петербурге. Став офицером русской армии, он в 1892 г. женился на Анастасии, дочери генерала Николая Арапова.
На коронации Николая П Маннергейм как один из самых высоких кавалергардов шёл во главе процессии рядом с царем. Он доблестно сражался за Россию  в русско-японской войне 1904-05 гг. и в годы 1 мировой войны. Став генералом, он близко знал А.Брусилова, А.Деникина, Л.Корнилова, Н.Юденича…
В 1906-08 гг. Маннергейм совершил грандиозное путешествие по Азии. Выехав 6 июля 1906 г. из Петербурга поездом в Нижний Новгород, он на пароходе проплыл по Волге, Каспийскому морю к Красноводску. Далее на поезде через Бухару, Самарканд прибыл в Ташкент. Выехав из Оша 11 августа 1906 г., он добрался до Кашгара, оттуда южнее Джунгарии, прародины калмыков, через Синьцзян, пустыню Гоби в верховья Хуанхэ… Маршрут шел вдоль знаменитого шелкового пути, но Маннергейм часто отклонялся в стороны.
В Пекине одна из газет опубликовала статейку, где обращалось внимание на подозрительного господина: «Кто же в действительности этот иностранец, который фотографирует мосты, наносит на карты дороги, замеряет высоты, посещая места, важные с военной точки зрения?»
Тут уместно откровенно сказать, что все путешествия Пржевальского, Козлова, генерала Певцова снаряжались Генштабом России и носили не столько научный, сколько разведывательный характер. Помимо карт, коллекции бурханов Маннергейм привез несколько ящиков стеклянных фотонегативов (1500 снимков).
Публикуем часть главы из книги К.Маннергейм «Мемуары», (М., 1999), которая называется:

КОННОЕ ПУТЕШЕСТВИЕ ЧЕРЕЗ АЗИЮ
…20 июня 1908 года я отправился в путь на северо-восток, где моей целью был город Утай. Там находился в изгнании далай-лама, уехавший из Тибета, так как он считал невозможным вступать в переговоры с китайским правительством. (Речь идет о далай-ламе ХШ, предшественнике нынешнего лауреата Нобелевской премии, - Ред.).
После пяти дней путешествия на лошадях я увидел монастырь (Утайшань, - Ред.)… На следующий день далай-лама принял меня. В маленькой комнате у дальней стены имелось возвышение, покрытое коврами, и там, в кресле, похожем на трон, сидел далай-лама. Ему было лет тридцать. Свободный, спадающий складками красный халат, под ним – желтое шелковое одеяние, видны рукава с голубыми обшлагами. Под ногами у далай-ламы была низкая широкая скамеечка. На боковых стенах – красивые картины, развернутые из свитков. Рядом с возвышением, по обе стороны трона, стояли, склонив головы, два безоружных человека в светло-коричневых одеяниях – пожилые тибетцы с грубыми чертами лиц.
На мой низкий поклон далай-лама ответил легким кивком. Он спросил меня, из какой страны я приехал, сколько мне лет и по какой дороге прибыл. Переводчиком был тот самый старый лама, которого я посетил накануне. (Агван Доржиев, бурятский буддист, приближенный далай-ламы. - Ред.) Он переводил мои слова шепотом, наклонившись к своему господину и не поднимая на него взгляда. После небольшой паузы далай-лама… подал знак, и в комнату тут же принесли кусок красивого белого шелка, на котором были тибетские письмена. Он попросил меня вручить этот подарок царю…
Далай-лама сказал, что ему довольно хорошо в Утае, но сердце его находится в Тибете. Многие посещавшие монастырь жители Тибета просили его вернуться в Лхасу, что он, возможно, и сделает. Я заметил, что, когда Его святейшество посчитал необходимым покинуть свою родину, симпатии русского народа остались на его стороне и за прошедшие годы эти симпатии не уменьшились. Далай-лама слушал мои заверения с искренним удовольствием.
В конце аудиенции я попросил позволения продемонстрировать браунинг, который собирался вручить далай-ламе в качестве подарка. Когда я показал, что пистолет одновременно заряжается семью патронами, далай-лама заразительно рассмеялся. Это подарок весьма прост, сказал я и посетовал, что не могу преподнести что-нибудь получше, ведь за долгое путешествие у меня, кроме оружия, ничего не осталось. С другой стороны, времена такие, что даже святому человеку чаще требуется пистолет, чем молитва.
Далай-лама показался мне живым и умным человеком, сильным духовно и физически. Во время приема было ясно видно, что по отношению к Китаю он настроен весьма прохладно… Он ни в коей мере не производил впечатления человека, который хотел бы вручить Китаю часть своей любимой родины.
На следующий день далай-лама прислал мне 12 метров тонкого красно-коричневого тибетского сукна и пять связок благовонных палочек… Обещав обязательно принять меня в Лхасе, если я совершу еще одно путешествие по Азии…
Когда отчет был готов, я воспользовался возможностью и отправился в двухнедельную туристскую поездку в Японию…
В Петербург я вернулся по уже знакомой со времен русско-японской войны железной дороге через Владивосток и Маньчжурию. Начиная с Харбина, дорога была точно такой же, как и три года назад, единственным отличием было то, что везде царили мир и порядок.
Прибыв в Петербург, я сразу же объявился в Генштабе и вскоре получил приглашение к императору для рассказа о своем путешествии.
…Вопросы императора показывали, что он слушает мой доклад очень заинтересованно. Подарок далай-ламы он принял в соответствии с традицией – на вытянутые руки. Взглянув на настольные часы, я заметил, что прошло уже не двадцать минут, а час двадцать, и тут же попросил извинения, объяснив, что не заметил, как прошло время. Его величество улыбнулся, поблагодарил за интересный рассказ и сказал, что но тоже не заметил, как пролетело время…

К сожалению,  книга значительно сокращена, и немало строк о Китае, Японии, Монголии, остались за кадром. Там наверняка были эпизоды о Сибири, Байкале, которые он проезжал трижды.
Карл Маннергейм участвовал в пяти войнах: русско-японской, 1 мировой, в 1918-м - за независимость Финляндии, советско-финской 1939-40 гг. и во второй мировой, на стороне Германии. В 1931-38 гг. под его руководством  была возведена знаменитая «линия Маннергейма» – одна из самых мощных фортификаций ХХ века. И вот теперь мы можем увидеть «линию Маннергейма» в Азии - маршрут его путешествия 1906-08 гг.