Один из многих

Андрей Старцев
ОДИН ИЗ МНОГИХ.

1. Из рапорта сотрудника контрольно-спасательной службы.
Согласно заявлению группы туристов от 26.09 сего года о пропаже неизвестного им человека, сотрудниками КСС было проведены поисковые работы, в результате которых был обнаружен труп молодого человека (приблизительно 19-22 лет). На место происшествия вызван наряд милиции.

2.   Из акта судебно-медицинской экспертизы:
"На основании полученных данных считаю, что непосредственной причиной смерти явилось переохлаждение. Данных за насильственную смерть не получено, телесных повреждений нет".

3.   Из воспоминаний о встречах в походе.
Помните, у Визбора есть строки: "Давай, отбросим все дела и съездим к морю на три дня"? На  одном из концертов он заменил слово "море" на "горы".
С тех пор так и пою.
Я почему это вспомнил? Да потому что у нас как раз выпало три свободных дня, и мы решили съездить в горы. Сначала хотели поселиться на базе, или машину там оставить, но цены за наш ненавязчивый русский сервис приближались к запредельным, и мы решили поставить острый эксперимент: сумеет ли машина типа "Шевроле-ланос" пройти по лесовозным дорогам.
Машинка не подвела, и в четверг вечером мы разбили лагерь прямо перед горой, на берегу реки.
На следующее утро мы собрались в горы. Сварили еду, поели, даже котелки успели помыть. И только собрались на выход,  как на поляну вывалилось какое-то молодое щуплое чудо под рюкзаком и в камуфляже. Посмотрело оно на нас и задало совершенно идиотский вопрос: - "Котелок не продадите? Я заплатить могу, у меня 150 рублей есть". От подобной наглости мы сначала онемели, потом расхохотались. И только потом поинтересовались, как же это оно (чудо) дошло до такой жизни, что оказалось  в тайге без котелка, топора и палатки.
Парень (кажется, его звали Стас, не помню уже, давно это было), рассказал, что собирались они в горы ввосьмером, потом пятеро отпали. Оставшиеся трое добирались до места встречи автостопом, причём Стас впервые.   
Ихний заводила вдруг заявил, что ему срочно нужно вернуться по рабочим делам в город, а оставшимся двум мальчишкам объяснил "на пальцах" как добраться до избы. Парни его поняли каждый по-своему, поэтому поссорились и разбежались. У того парня в рюкзаке были палатка, топор и котелки, а у Стаса – шесть килограмм круп, два килограмма макарон, пять банок тушёнки и около килограмма соли.   
Чая и сахара в рюкзаке не оказалось.
Стас плутал по тайге три дня, спал под кустами, вздрагивая от каждого шороха. Костёр разводить боялся – вдруг медведь на огонь придёт. Однажды он проснулся от чувства, что по нему кто-то бегает. В рассказе парнишки это выглядело следующим образом:
- А вдруг пакет зашуршал, я, такой, хопа-на, поворачиваюсь, а там тень мелькнула в кусты. Думаю, чё такое, бли-и-ин! Ну ладно, лёг спать. Потом в следующий раз просыпаюсь  -  кто-то стоит у меня на лице. А я в шапке спал, думаю, чё такое? Потом, хопа-на, две лапки так обозначились, четыре в смысле, и снова на две лапки встало. Я подумал – белка… Повернулся – бух, всё!
Рассказывал парнишка искренно, с непередаваемым удовольствием.
Рассказ сопровождался  богатой мимикой и размахиванием рук.
Даже тридцатикилограммовый рюкзак не мешал.
Все события воспринимались как должное, в глазёнках пылала вера в свои силы, всеобщую доброту и порядочность. Мир гор и тайги воспринимался мальчишкой как какой-то рай, из которого совершенно не хотелось уходить.
- Я хочу, чтобы у меня был дом где-нибудь возле горы, я бы жил там один, бегал в горы, тренировался, - с искренней верой в голосе говорил Стас. - Как скучно жить в городе. 
- А что бы ты там ел? – спросил один из нас.
Стас на ненадолго задумался, потом ответил:
- Да нашёл бы что-нибудь.
- Сейчас-то куда собираешься?
-  А вот на эти хребты. А что, и вы туда же? Бли-и-ин, можно я с вами пойду? Никогда здесь не ходил, вдруг уйду куда-нибудь не туда.
Если честно, этой дорогой на нашу любимую серебряную гору мы и сами шли впервые. Прикинули, что такая дорога должна быть и решили проверить.
- Так, искреннее дитя. Держи котелок и тент. В город приедешь – вернёшь. Телефон запиши. Деньги оставь, тебе они ещё пригодятся. А сейчас рюкзак переложи. Смотреть противно, как он на тебе болтается.
- А это мне Вован укладывал, который сейчас в город уехал. Сказал, что эти рюкзаки по-другому не уложить. И вообще, я хотел ещё топор взять и тент, но он меня отговорил, сказал, что и этого хватит.
- Посмотреть бы на твоего Вована, в его честные, незамутнённые раздумьями глаза. Эти рюкзаки укладываются с лёта, на счёт пять.
С этими словами один из нашей троицы вытряс вещи из пацанского рюкзака и показал мастер-класс по укладке вещей обратно.
- Круто! А этому долго учиться надо?
- Учителя должны быть нормальными. Ты вообще-то куда-нибудь ходил раньше?
 - Не, блин, это у меня первый такой поход. Нравится – ужас как! Вот с вами схожу и ещё куда-нибудь пойду. А куда тут ещё сходить можно?
- Можно много куда, только карта нужна и компас.
- А у меня нету. Всё Вован с собой увёз. Так я с вами пойду, да?
Сами понимаете, деваться нам было некуда. Бросать мальчишку одного не хотелось, маршрут совпадал. Да и интересно с ним было. Короче, взяли мы парня с собой.
Дорога оказалась не так легка, как хотелось. Буреломы, камни, вода. Через некоторые стволы мы просто перелезали, под некоторыми приходилось проползать на брюхе. Стас сначала легко прыгал под своей тридцатикилограммовой ношей, но потом тоже приустал.
Даже перестал что-то рассказывать и о чём-то спрашивать.
Сели отдохнуть. Парень протянул руку за ягодой.
- Стой, эту ягоду едят в первый и последний раз в жизни!
- А почему?
- Потому что это вороний глаз. Съешь – и отравишься.
- Бл-и-ин. Насмерть?
- Да.
- А какие ягоды тут есть можно?
- Вон видишь? Три светло-красных ягодки на одной веточке? Это костяника, её хоть килограммами ешь – ничего плохого не будет. Вот эта чёрная – черника, а вон там и голубика просматривается. А вот этот кустарник с плотными зелёными листьями и красной ягодой, на которой ты сидишь, кстати – брусникой называется. Есть её можно, но осторожно.
- Что, тоже отравиться можно?
- Нет, но всю  ночь в кусты бегать будешь.
- Поносная, чё ли?
- Нет, мочегонная.
- А что с ними делать можно?
- Бруснику замочить, из черники варенье сварить, на голубике настойку смастерить. А в походных условиях – компотик.
- Никогда не пил. А сегодня…
- Будет тебе, всё будет. Вставай давай, дальше идти надо.
Стас легко закинул на себя рюкзак.
- Я готов. Только можно и побыстрее идти, я выдержу.
Наивный мальчик думал, что мы идём так медленно из-за него. Как говорится – ни фига подобного. Мои потасканные члены ненавязчиво, но настойчиво намекали, что быстрее чем сейчас, они перемещать меня в пространстве не будут. А если я их не послушаюсь, то вообще откажут.
На место вышли в полдень.
Есть в этой реке и горном массиве, с которого она стекает что-то завораживающее, манящее.
Сине-зелёная вода, струящаяся по серебряным, со ржавым налётом камням, рябина, усыпанная крупными гроздьями ещё не созревших ягод, осина с робко-краснеющими  листьями в обрамлении вечно зелёного кедра и начинающей желтеть лиственницы – всё это создавало тот колорит, который, кроме как здесь, найти было негде.
А если ещё добавить каменные бастионы на вершине горы, до которых можно  добраться за час - полтора, то станет ясно, какими восторженными глазами глядел на это великолепие наивный городской мальчишка, которому казалось, что всё ему по плечу, и всё создано для него – и эти горы, и эти камни, и река. 
А также и три мужика, с которыми свела судьба.
А мужики, в свою очередь, глядели на его умильно-восторженную физиономию и ухмылялись, вспоминая себя в его годы.
За вопросами, радостными междометиями и шквалом вопросов, мы незаметно подошли к знаковому для нас месту – купели.
Представьте себе этакий каменный жёлоб с перепадом высот метров шесть.
И вот по этому жёлобу несётся водопадик, который вливается в каменную чащу глубиной под два метра. При этом стекающая вода имеет желтоватый оттенок, а в чаше она ярко-голубая с постепенным переходом в лазоревый оттенок у берегов. Дно чаши – массивные ровные валуны, берега выстланы плоскими серебряными камнями и усажены, опять-таки, кедрами, лиственницами и кустами брусники, а всю эту картинку освещает нежаркое осеннее солнце, и по всему небу раскиданы лёгкие перистые облачка, сулящие на завтра туман с дождём.      
Мои  напарники с радостными уханиями и криками, сбросив с себя всю одежду, включая и нижнее бельё, бросились в эту купель.
Стас поднялся на берег, и вскоре вернулся.
В синих плавках.
Немного постоял перед купелью, с трудом удерживаясь на камнях, потом, подтянув плавки и собравшись с духом,  вбежал в воду, и….
- А-а, чёрт, ё-моё! Ёк-макорёк, она ледяная!!!
       Вылетел на берег не разбирая дороги, отдышался, отогрелся, пламенея на солнце оттопыренными ушами, засмеялся чему-то своему, счастливо и гордо осмотрелся:
       -  А я и не думал, что она такая ледяная!
       И снова полез в купель.
Там, поплескавшись немного, вдруг нырнул головой назад и исчез под водой.
Вот тут-то, ребята, я и вздрогнул, вспомнив свою работу в Центре шейной травмы.
- Ну вот, сейчас шеей-то ударится, позвонок сместится, и придётся вам любимым делом заниматься, хотя вы в отпуске и не практикуете, - ехидно пропел мне в ухо один из моих спутников.
Не успел я послать спутника по определённому адресу, как из воды вылез улыбающийся до ушей Стас.
- Стасик, подойди сюда. Пожалуйста, - медовым голосом пропел я.
Спутники мои, ощутив интонацию, переглянулись и с сожалением посмотрели в сторону парня.
Стас, услышав мой зов, подбежал с радостной улыбкой.
Я отвесил ему подзатыльник.
- За что? – не понял парень.
- Больше так не в воде не кувыркайся. Головой или шеей о камень стукнешься, и будешь потом из себя голову профессора Доуэля изображать. Или сразу помрёшь от остановки сердца.
- Так я же посмотрел сначала.
- Один из последних больных, которого я перед отпуском похоронил, тоже смотрел, когда в воду  прыгал. Только камушек не увидел. И всё, больше не прыгает.
Стас задумался.
- Не, блин, я везучий, со мной ничего плохого случиться не может. Я бессмертный!
- Ты, бессмертный, что дальше делать собираешься?
- Сейчас с вами на хребёт поднимусь, потом здесь переночую, а завтра перевалю в сторону вон того хребта. А потом дальше пойду. 
Парни втроём отправились на вершину, я остался готовить еду.
Свои вершины я, кажется, уже отбегал.
Вернулись через три часа. Довольные и, конечно же, голодные.
Стандартное туристское меню: макароны с тушёнкой и чернично-брусничный компот прошли на "ура".
- Стас, мы на поляне ещё два дня будем. Если надумаешь – приходи. Вообще будь поосторожнее, пожалуйста. Учти, завтра погода испортится – дожди пойдут. А при дождях и  туманах в горах делать вообще нечего. Тем более тебе. Подумай, может, всё-таки к нам прибьёшься? Серьёзно предлагаем – походи с нами. Глядишь – чему и научишься, - на три голоса уговаривали мы парня.
- Ну, если что… 
Вот так мы и расстались. Интересно бы с мальчишкой ещё раз встретиться. Но не фамилии, ни телефона мы у него так и не взяли, а он нам не позвонил.
- Тент-то с котлом хоть вернул?
- Слушай, а ведь нет. Сперва-то мы что-то по этому поводу думали, переживали даже, а потом как-то это и забылось. Ну, потерял, может быть, может быть ещё что-нибудь. А жаль, конечно. Да не котёл, а просто хотелось бы ещё раз с бессмертным Стасом встретиться. Но не сложилось, не судьба.

4. Из лекции об обеспечении безопасности в походе.
Вообще-то, парни, в походе нужно крепко друг за друга держаться и ответственность нести. Особенно, если кто чужой прибьётся. Вот помню, как-то раз ходили мы в поход, и к нам парень прибился. Весёлый такой, настырный. Уверенный во всём. Есть такие люди, всё им кажется, что всё для них создано, об опасностях, последствиях совсем не думают. Так вот он из этой серии. Стасом его, как будто, звали.
Вышел он к нам в лагерь как раз под утро, только светать начало. Мы на рюкзаках сидим, злые, как не знаю кто  – нам на вершину идти, а с неё, как назло, туман стал наползать.
А парень канючит – возьмите с собой да возьмите. Говорим ему, что подождать надо, а он ни в какую. Раз  вы, блин, не идёте, так я один сбегаю - посмотрю, как там туман клубится, и к вам спущусь. И убежал. Даже рюкзак брать не стал.
А мы где-то часа через три всё равно вышли. По тропе идём, погода сволочная – дождь со снегом, ветер туман наносит. Чуем – на вершину не подняться. Пришлось вернуться.
В лагерь пришли – а там рюкзак парня валяется, а самого парня нет. Ну, подождали часа два – и на поиски пошли. Ох, каких только ему кар не напридумывали! И выдрать-то хотели, и без ужина оставить. Даже напоить вечером, а утром не дать опохмелиться. Облазали всю вершину, по тропе сбегали – но нет парня, и всё тут.
Темнеть начало, видимости никакой, пришлось назад вернуться.
На следующее утро погода наладилась, ещё раз вокруг да около побегали – нигде нет. А нам дальше двигать надо было. Ну, рюкзак на видном месте оставили, в тент завернули, камнями придавили. Даже поесть оставили. И записку написали большими буквами – "ТЕБЕ, СТАС".
А сами дальше пошли.
На вершину поднялись – спасам позвонили, что вот, дескать, такая ситуация произошла. Обещали принять к сведению.
Что с парнем дальше случилось? Не знаю. Сначала хотел дело до конца довести, но потом закрутился, забегался, так и забыл.
Зря, наверно.
С другой стороны – трасса хоженая, маркированная, заблудиться негде, народу много шастает, ничего плохого с парнем случиться не должно.

5. Стас 19 лет. 
А всё-таки хорошо, блин, что я в горах остался! Клёво здесь. И люди какие хорошие встретились! Вчерашние мужики так вообще классные. Только за что меня дед ихний по затылку огрел? Ну, подумаешь, головой назад в воду нырнул. Ничего ведь не случилось. А он бить полез. Да я бы его одной левой, да на раз. Я ведь сильный, кого хочешь заломать могу. А он? Старый, нудный. Не, зря я так, хороший он. Знает много, все его слушаются. Ну, почти как наш Вован.
А позвоню-ка я ему. Похвастаюсь.
Связи нет.
Ну и фиг с ним, будет время – ещё раз позвоню.
И что эти парни на вершину не потопали? Побоялись, чё ли? Вон какой туман интересный, как из-за стены выползает.
Сейчас я его зафоткаю.
Ого, уже пятьсот фоток сделал, а батарейке хоть бы хны!
Вот потом посмотрю!
Холодает, ёк-макорёк, а я даже куртку не взял.
Может, вернуться?
Вот до этого камня дойду и назад поверну.
А откуда я пришёл?
Всё в тумане, ничего не видно.
Куда дальше-то идти?
Спокойно Стасик, блин, не мандражируй, смотри внимательно, ты, вроде бы отсюда шёл.
Или нет?
Вот этот камень.
Он тут был или не был?
- Э-э-эй, люди! Отзовитесь!
Нет никого.
Ничего не слышу.
Холод до костей пробирает, ноги мокрые, ничего не чувствуют.
Неужели всё, заблудился?
Мох на деревьях показывает на север…
Ни мха, ни дерева не вижу.
Хоть бы компас с собой был.
А у деда навигатор хороший, всё показывает.
Вот мне бы его сейчас – откуда бы угодно выбрался.
Шёл я здесь, или нет – не помню.
Совсем замёрз.
И почему я парней не послушался?
      Пропаду ведь.
Нет, врёшь, я бессмертный, я об этом ещё вчера говорил.
Я этим хмырям чмошным в городе  ещё такого порассказываю, все обзавидуются.
Светка  на меня внимание обратит.
Ну, идти-то куда?
Ай, что это? Медведь?
Не надо, не надо, мама, не хочу, не надо, страшно!
Спокойно, Стас, не паникуй, всё образуется.
Нет, он на меня идёт! На задние лапы уже встал, сейчас скальп снимет, бежать!…
Нет, не бежать, нельзя от зверя бегать, это мне вчера дед говорил. Нужно лечь, руками голову закрыть и не двигаться.
У-й-я, блин,  мокро-то как!
Холодно.
Ну ничего, немного полежу, медведь уйдёт, я дальше пойду.
Мишка, уходи, а? Меня в лагере ждут.
Не трогай меня, я хороший.
Сейчас согреюсь, и дальше пойду.
Вот уже согреваюсь, деда вижу, сейчас подойду.
Вот только встану…
Встану…
Вста…
А и вставать не надо. Я уже в палатке лежу, вон крыша надо мной висит.
Только сыро почему-то и нога мёрзнет.
Вот сейчас повернусь
Повернусь и согреюсь.
Согреюсь….

6. Из Протокола осмотра места происшествия:
"На расстоянии пятиста метров от маркированной тропы, ведущей на вершину, под ветвями ели, обнаружен труп молодого человека мужского пола, астенического телосложения, возраст, примерно, двадцать лет. Длина тела  – сто шестьдесят сантиметров. На голове трупа – чёрная шапка с красной каймой, из-под шапки выступают тёмные, коротко остриженные волосы, На трупе надет камуфляжный костюм из светлого материала, куртка расстегнута, под курткой – трикотажная майка белого цвета, слабо поношенная. На левой ноге – ботинок типа туристического, размер – сороковой, на правой ноге – носок из тонкого материала тёмного цвета, ботинка нет. Других вещей (рюкзак, предметы туристического снаряжения, личные вещи, продукты питания, а также денежные средства и документы) не обнаружено. Материалы переданы в прокуратуру города для возбуждения уголовного дела"…

7. Из Постановления о прекращении уголовного дела:
"Я, следователь … рассмотрев материалы дела и не найдя признаков криминального вмешательства, решил дело производством прекратить, материалы сдать в архив".
Сентябрь 2011 год