Попутчик

Екатерина Волосина
Отрывок из "Неоконченная повесть".

- Какое время года ты больше всего любишь?
- Осень! Я люблю, когда моросит дождь, и листья шуршат под ногами…
- …и хочется плакать? – со смехом добавил Дима.
- И хочется плакать!
- Ты любишь стихи?
- Нет! Стихов не люблю и не пишу! – довольно твердо сказала я.
Почему я тогда так сказала? Это ведь не было абсолютной правдой. Стихи я действительно не писала, но читать их любила, хотя делать это вслух считала чем-то глубоко откровенным, очень тонким и деликатным делом, и, отчасти, моя категоричность была ширмой, за которую я спряталась от дальнейших вопросов.
Много лет спустя в моей жизни произойдет встреча, которую я посчитаю подарком судьбы, причем, что такая встреча должна произойти, я всегда чувствовала. Удивительное событие произошло, когда я возвращалась из командировки в Москву и, пробегав весь день по делам, с гудящими от усталости ногами, с единственным желанием добраться до своего вагона, я буквально влетела в купе. К моему удивлению в купе уже сидел мужчина, хотя до отправления поезда еще оставалось полчаса. Он был в мягком черном расстегнутом пальто. Мы поздоровались. Я бухнула на малиновые мягкие сидения свои сумки, сняла плащ и села. Вот тут я посмотрела на свои ноги, мои осенние сапоги были далеки от идеальной чистоты, московская пыль осела на них тонким слоем, и преступно выдавала меня с головой.
У моего попутчика были черные туфли идеальной чистоты, новенькие, какие бывают у достаточно обеспеченных людей. Наверное, эти люди из дома делают только один шаг – в машину прямо с порога, а потом ещё шаг: из машины – сразу в вагон, минуя лужи, тротуары, вокзал. Я подняла глаза, попутчик тоже поднял взгляд от пола. Вот незадача, надо же – женщина, а обувь грязнее, чем у мужчины! Вспомнился знаменитый фильм «Москва слезам не верит», где героиня оценивает мужчину по тому, насколько чистая у того обувь. В моей ситуации все было наоборот. Оправдываться глупо, ну что же – едем дальше!
Прошло то время, когда любой новый попутчик вызывал у меня интерес и желание поговорить, со временем я поняла, что сосед или соседка по купе отнюдь не подарок судьбы, что иногда бывают утомительные разговоры и ненужные знакомства, поэтому я спокойно разложила постель, заказала чайку. Трудно вспомнить, с чего завязалась наша беседа. Мой попутчик представился как Владимир, отчество своё не сказал, несмотря на мой вопрос. На мой взгляд, мы были ровесники. Кем он был по профессии, тоже осталось для меня загадкой, мои попытки узнать об этом были тактично проигнорированы им. Из разговора я поняла, что у него трое детей: старший сын очень одарен и хорошо рисует, второй занимается математикой и подает большие надежды, дочь ещё мала, но занимается музыкой. Мы стали говорить о воспитании детей, об образовании. Я стала рассказывать о своей дочери, которая поступила на архитектурный факультет и училась с огромным желанием, что меня очень радовало. Так незаметно завязался разговор, нашлось много общих тем, затем перешли к истории, плавно перешли к литературе. И вот тут оказалось, что мой попутчик, как и я, большой любитель Пушкина. Странным образом, но меня всю жизнь волновало время, в которое жил Пушкин, он сам, его окружение, Наталья Николаевна – его жена, жизнь их детей. Всё, что связано с именем Александра Сергеевича, было мне интересно. Домашняя библиотека хранила небольшую, но дорогую для меня подборку литературы пушкинистов. Я ощущала себя в той эпохе, как будто уже жила в то время и знала этих людей. Стихи Пушкина, которые сама знала с детства и читала своим детям, эти гениальные, легкие строки, эти непонятные порой, старые слова, этот восторг от книг дореволюционного издания из нашей домашней библиотеки с пожелтевшими, непривычно тонкими хрустящими под рукой страницами – всё вместе рождало в моей душе сладкое очарование, и было той частью меня, куда не допускались чужие. И вдруг: «…А помните у Пушкина…», и Владимир начал декламировать. От неожиданности я никак не могла собраться с мыслями, сосредоточиться и вспомнить даже начало своего любимого стихотворения! «Пора, мой друг, пора, покоя сердце просит, и каждый день уносит частицу бытия… » Прочитать плохо – лучше вообще не браться!
- Ладно, я прочитаю Вам другое любимое стихотворение
Цветок засохший, безуханный,
Забытый в книге вижу я;
И вот уже мечтою странной
Душа наполнилась моя:

Где цвёл? когда? какой весною?
И долго ль цвёл? И сорван кем,
Чужой, знакомой ли рукою?
И положен сюда зачем?

На память нежного ль свиданья,
Или разлуки роковой,
Иль одинокого гулянья
В тиши полей, в тени лесной?

И жив ли тот, и та жива ли?
И нынче где их уголок?
Или уже они увяли,
Как сей неведомый цветок?

Я увидела, как человек слегка выпрямил спину, улыбнулся лишь уголками губ и стал слегка покачиваться в такт стихотворному ритму. А дальше он читал стихи Пушкина наизусть и видимо знал их много, и всё это тихим голосом, камерно, очень спокойно и просто. Я вдруг представила себе зимний вечер у камина, зажженные свечи, теплый плед, бокал бордового вина, искрящегося от проникающего насквозь света, и бесконечное кружево пушкинских стихов…. К сожалению, всё когда-нибудь заканчивается. Утром поезд прибыл в Воронеж, и всё стало обычным. Мы попрощались в купе, как два случайно встретившихся человека и больше никогда не виделись. А когда я пришла на работу и мои молодые коллеги бросились ко мне с вопросами, как прошла командировка, я сказала: «Девочки, если бы вы знали, какая у меня была встреча! Мне полночи читали стихи Пушкина наизусть!» И девчонки, это новое поколение, которое «выбирает Пепси», девчонки, которые пьют пиво на лавочках, головы которых буквально «забиты» рекламой, сексом и деньгами, бойкие на язык, дерзкие, притихли. Они не знали, что сказать! Такое событие не из их жизни.

Вернемся к нашему рассказу, где я молодая и не знаю ещё, что меня ждет впереди . Предчувствие счастья!

продолжение в "Неоконченная повесть"