Когда политиков впечатывают в борт

Александр Самоваров
Прошла на днях на ТВ премьера фильма «Легенда № 17» о великом хоккеисте Валерии Харламове, в общем и целом это неплохой фильм, особенно на унылом фоне нашего кинематографа. Всколыхнул фильм некую ностальгию, и актеры сыграли хорошо. Думаю, что молодым людям канадские хоккеисты из 1972 года в фильме могли показаться пародийными, но они такие и были — шпана из предместья, длинные волосы, как у хиппи, бакенбарды, манеры «пацанов с района».

Но дело не в этом, а в том, что тогда, в 1972 году, серию из 8 матчей русская команда должна была по всему выиграть, а она проиграла. Почему? Это вопрос психологии, и вопрос психологии руководителей СССР, всей политической тогдашней системы. Уж больно неповоротлива и неаналитична эта система была.

И тут возникает несколько вопросов. Руководители СССР не поняли, что матчи эти, 1972 года, практически сразу вышли за рамки спорта, дело было уже не о том, кто больше шайб забьет, а в том, чья общественная система лучше и сильнее? Похоже, что они этого не поняли. Весь мир понял, а они — нет. Весь СССР стоял на ушах по поводу хоккея, такого единства нации не было с момента полета Юрия Гагарина, а вожди СССР и их тупые советники так и не поняли, что произошло?

Ведь если в какой-то степени они это поняли, то почему не сделали так, чтобы мы выиграли? Я внимательно пересмотрел всю серию из восьми матчей, ее спокойно можно увидеть в Интернете с новыми комментариями тех людей, которые участвовали тогда во всем этом, и выяснились вещи удивительные.

Скажем, наши наивные спортсмены до сих пор уверены, что канадцы стали грязно играть, перебили тому же Харламову лодыжку и стали драться только потому, что поняли, если они проигрывают эту серию, то рухнет весь бизнес канадского хоккея и личное благосостояния звезд. Это смешно. Кому на Западе было дело до их бизнеса, когда вовсю шла гонка двух систем, и Запад мобилизовал все усилия, чтобы победить. И победил-таки. Победил за счет психологии.

Смотрите, что происходило на хоккейной площадке, когда матчи стали играть в СССР. На первый матч пришло все высшее руководство СССР. Что это значило? Это означало, что среди 10 000 зрителей с русской стороны нормальных болельщиков просто не было. Комментировавший этот факт участник матчей хоккеист Зимин, смеясь, сказал, что жалко, что не показывают камеры эту советскую публику, все они были из определенных ведомств, понятно, что задача их была не болеть за нашу команду, а оберегать дорогого и любимого Брежнева. И сидели они тихонько. А это же спорт! Здесь фатально важен фактор поддержки трибун. И 3 тысячи канадцев на трибунах орали и бесновались, а 10 000 «наших» сидели как в Большом театре, сложив ручки на коленях.

И вместо поддержки на наших спортсменов возрастало давление со стороны партийных структур. Как поддерживать на трибунах — так их нет, как «накачивать» — так они есть: «Вы комсомольцы, вы советские люди, вы должны победить, все политбюро на вас смотрит».
Да чихать нашим хоккеистам было на политбюро, им важно было, что их поддерживал народ, вот это они чувствовали, об этом говорили потом, они бы и победили, если бы им сказали — делайте, что хотите, но победите!
Вот именно это и сказали тамошние начальники канадцам. Ломайте русским ноги, бейте клюшками в лицо, выведите из строя Харламова, делайте все, но победите.

К слову, насчет драк на льду… Лет 20 советские люди переживали, как собственное поражение то, что канадские хоккеисты бьют наших. Эти переживания были фактором… психологического состояния значительной и активной части русско-советских людей. Избиение наших хоккеистов на площадках в этих и последующих играх было предметом радости для всех врагов России.
Так вот, что видно невооруженным взглядом, когда пересматриваешь эти матчи? Русские были атлетически лучше подготовлены, чем канадцы, канадцев не боялись по любому. Так в чем же дело?

Тот же игрок Зимин сказал в своих комментариях, что если бы драка была открытой, что если бы просто пошли стенка на стенку, то мы канадцам как минимум не проиграли. И это была сущая правда. Когда уже на исходе СССР, году так в 1990, точнее не помню, играли в Праге молодежные сборные по хоккею СССР-Канада, то канадцы вели себя грубо, дрались, издевались и пр. В итоге вся русская команда вышла на поле, и началась тотальная драка, которая длилась два часа! И канадцы сломались!

То есть, если был бы ум у тогдашних руководителей, то они не талдычили бы, как дураки: «на провокации не подаваться», а сказали бы — ребята, делайте, что хотите, но чтобы торжества канадцев не было. Да, было бы некрасиво. Хотя как сказать. Скорее всего, для русского народа все было бы очень красиво.

Но самое удивительное даже не это, а что все последующие почти 20 лет повторялась одна и та же картина — наших хоккеистов били. За эти 20 лет советские функционеры так и не смогли найти решения этой проблемы, которая действительно имела важнейшее значение, в том числе и политическое. Ибо спорт тогда был неразделим с политикой. Не могли найти решения проблемы, потому что не искали.

Что это значит? А это значит, что эта проблема на уровне государственного руководства просто не осознавалась. Весь мир и вся Россия это видит и осознает, а эти друзья со Старой площади не видят и не осознают.

Думается, что это не пережитки прошлого. И это в чем-то наша реальность сегодня. Вся страна понимает, что национальная политика зашла в тупик, а люди, которые за это отвечают, все строят и строят одним им только ведомое райское царство неких россиян, где все россияне возлюбят друг друга, аки агнецы.

За 20 лет в советском хоккее умудрились не воспитать нескольких «быков», которые устрашали бы канадцев на поле. Это было сложно? Сложно — это найти таких великих хоккеистов, как Харламов или Якушев, а «быков» найти несложно. Но так вот все 20 лет советские болельщики садились с замиранием сердца к телевизорам во время матча с Канадой и ждали, что вот нас опять бить будут.

Что же касается противостояния русских и англосаксов, которое случилось на спортивной площадке в 1972 году, то тут на лицо конфликт двух подходов. В советском подходе — главное, чтобы некий установленный начальниками порядок не нарушался. В англосаксонском подходе — главное победить любым путем.

И еще хотелось бы пару слов сказать о мифе, что у нас была «командная игра», за счет чего мы и побеждали канадцев. Пересмотрите внимательно серию 1972 года. Командная игра там была у канадцев, это они в последних трех матчах серии играли, как одно целое, как машина. Русские же выезжали за счет невероятного таланта пяти-шести лучших игроков и самоотверженности остальных.

Но возникает вопрос, а что если при нынешней системе отбора у нас в критический момент и в критической для нас области не окажется талантов? И что делать будем? Далеко уедем на послушных посредственностях? Это ведь в хоккее видно, кто умеет хорошо бороться и забивать, а кто нет. В других областях невооруженному взгляду это не так очевидно.