Память. О моем дедушке...

Липа Тулика
======================================

Памяти моего дедушки, Ивана Ивановича (маминого папы).

+++

Шел 1970 год. Я училась тогда  в пятом классе.

Мы недавно переехали на новую квартиру.

В тот день я пришла из школы и задумала навестить моих бабушку и дедушку, живших на нашей старой квартире (переехала моя семья, а они как жили там, так и жили...)

Это предполагалась моя первая, такая далекая - на метро, первый раз, поездка к ним.

Я сделала уроки, как могла быстрее, и уже собиралась к моим родным, как в дверь позвонили.

Это оказалась почтальон, женщина, - сказала, что принесла телеграмму.


Я открыла, прочитала.. глаза мои расширились, я посмотрела на почтальонку, сквозь туман - у нее были грустные и даже виноватые глаза:
- Распишись здесь, пожалуйста, за телеграмму...

Я закрыла дверь и долго плакала. Как же так, - дедушка мой, я не понимала, я только что его видела, этим летом, он болел... улыбался мне... Как же так, как так, что его нет... Что же делать?... Мама еще на работе, папа тоже еще не пришел...


Я поставила телеграмму на видное место, за стекло, в сервант...

... И поехала к дедушке с бабушкой.


Они же встретили меня очень радостно, напоили чаем, накормили, обо всем расспросили..  (о чем расспрашивали, о том и рассказывала...).
Даже в ванной, под своим любимым душем,  я поплескалась. Бабушка потерла мне спинку, научила расчесывать волосы, намыленные шампунем,  прямо  под водой...

Мне дали с собой гостинцы.


Я приехала домой очень довольная и собой - первой поездкой , и встречей с бабушкой, румяная, несколько возбужденная от всех впечатлений и готовая уже о них рассказывать...


Дом  встретил меня тишиной и напряженностью. Мама тихо гладила белье.
- Что же ты не сообщила маме на работу?.. - спрашивает папа.

А телефонов - ни дома, ни маминого, ни папиного - рабочего, тогда не было. Сообщить можно было, лишь подъехав на предприятие и позвонив по местному... Мама работала недалеко от нашей бывшей квартиры...

Но у меня и мыслей не было, что надо маме звонить, что можно изменить - ведь дедушки нет - и больше я не знала ничего, что теперь делать - я ждала, когда папа и мама придут с работы... И что теперь делать, я не знала...

Это был мой дедушка, его не стало, я горько поплакала и это пережила, у меня в тот миг даже в голову не пришло, что это еще и мамин папа...


Только теперь, увидев ее, тихо и покорно гладящую белье - она заглаживала свое горе, я начала понимать большее..


+++
Мой дедушка, Иван Иванович, родился и жил в деревне, в Рязанской области, вместе с моей бабушкой.

Они вместе родили одиннадцать детей, двое из них умерли в младенчестве, а остальных вырастили и воспитали.

Дедушка был замечательным пчеловодом и садоводом, сам плел из прутьев ивы корзины и изгороди, даже плетеный шалаш поставил.


Я очень любила этот шалаш - ласковые лучи солнца проникали в него, дразнили теплом и светом, плавно обтекали светом замысловатое сплетение ивовых гладких прутьев...


Дедушка всегда был в работе, ходил не спеша, степенно и всё время чем-то занимался...

А в то лето, когда мы приехали, он всё лежал на чистой белой постели, вставал редко, был в полотняной белой пижаме... Всегда нам, детям, улыбался... Бабушка просила нас, детей, дома вести себя тихо - не шуметь, так как дедушка болеет...


А много позже я узнала от взрослых, что в тот день он попросил мою бабушку, его жену, сходить к соседям, будто бы за чем-то важным, - и настоял на этом...

Бабушка, когда вернулась,  он уже умирал...

Валька, дочка бабушки и дедушки, (предпоследний их ребенок, - с ними так и жила) - хотела было закричать, - бабушка ее резко остановила: "Не мешай!.. Он отходит..."


Дедушка был старше бабушки на одиннадцать лет. Мне в  детстве казалось, что очень старенький мой дедушка (большая у них разница - казалось...)...

Прожил мой дедушка 78 лет, ушел их жизни 30 ноября...
Память ему светлая!



24.11.2013г.

====================================================