Чудо

Боев Александр
Чудеса — там, где в них верят, и чем больше верят, тем чаще они случаются.
Дени Дидро.               

« Чудо!» - часто слышится в автобусе, среди паломников, по поводу самых обыденных вещей и  заурядных событии. Чудо, воспринимаемое, как  фокус, раз – и неожиданно совершилось, сложнее  осознаётся в виде медленного процесса, с исходной точкой ожидания,  не замечаемого течения  и достижения    результата  в отсутствии  внешнего эффекта.

Случайно, или  в соответствии с темой, - чудесным образом, узнал  о  паломнической поездке на Леушинское стояние.
О существовании   подворья  Леушинского  монастыря в Питере   знал давно.  Именно в этом здании в советское время находился областной психоневрологический диспансер , где под час оказывался крепко контуженый , потерявший в войну всю семью, от отчаяния и боли впадавший в неистовство мой батя.

Здесь,  на восстанавливаемом подворье, я  впервые увидел чудный  образ Богородицы Леушинской, называемый « Аз есть с вами и ни кто, же на вы»,   поразивший меня реалистично написанным  ликом  Богоматери,  кажущимся знакомым с детства, напоминающим русские  лица моих родных женщин, простым, теплым и ясным.
О самом  же Леушинском монастыре, ныне затопленном Рыбинским водохранилищем вместе с нашей деревней и сотнями других деревень , я много слышал от  бабы Мани.
 Баба Маня  была  старшей  из четырёх сестёр,  звавшихся в деревне , на манер модного в те времена квартета     - « Сёстры Фёдоровы ».
Самому  Фёдору  было не до песен – одному с  пятью бабами  на полях страны  делать было нечего  . Фёдор  «кормился»  рыбалкой.  Нынешняя  рыбалка -  развлечение , для прадеда  рыбалка  была  тяжёлой  работой  и  не  каждому предоставлявшимся  шансом  выжить.

Фёдор Боев   рыбак был из лучших. В любую погоду , на   волне , вымокший и иззябший  Фёдор  с кормы    вымётывал  и   выбирал  снасти, а  « на вёслах сидела»  совсем ещё  маленькая старшая дочка .Тяжело, холодно и страшно. Но больше некому.

До конца жизни  баба Маня оставалась  старшей для взрослеющих   и  становящихся старухами сестёр, всегда «слушавшихся»  её  и обходившихся с ней   весьма  почтительно. Так же  поступала  и появившаяся куча племянников, и  все  они , взамен  принятой в деревне формы обращения – «тетка Маша»  ,обращались  к ней : «Кока Маша»  или  «Крестная».
Собираясь вместе , проснувшись с раннего утра, сёстры  молча  одевались ,заплетали тряпочными ленточками , потешавшие меня ,маленькие  старушечьи  косички, покрывали головы белыми косынками  и в строгом порядке начинали молиться перед большой  иконой Спаса.  Сначала баба Маня , после неё сестры по старшинству.
Не было ни священника ,ни церкви – старухи молились, соблюдали посты ,встречали праздники , и как-то , завернув  меня -младенца в несколько одеял, отвезли за тридевять земель и окрестили.
 В семье  бабушка  была  хранителем веры .
 
Сызмальства  была у ней мечта  стать монахиней , поражавшая  ,  меня  дурака – пионера , своей  диковинностью.
 Леушинский монастырь был рядом.  Светлый храм ,потрескивание  свечей перед старинными образами , пение монахинь , строгость ,чистота и простота монастырской жизни  в Леушино захлестнули  её  душу.
Заикнулась было отцу, но Фёдор не благословил, и  рад бы в рай … но  трое младших  есть хотят.

В архивной копии Всероссийской переписи 1897 года  в графе  « занятие ,ремесло, промысел, должность  или служба»  напротив имени деда запись  «рыбак, земледелец» . Про бабу Маню : «дочь при отце» , «13 лет», «умеет ли читать – нет».
Библию в канун праздников  вслух читала третья сестра  баба Анна ,  уже ходившая в земскую школу.

В двадцать лет  красивая  - стройная , небольшого роста ,с  волосами цвета вороньего крыла  баба Маня  вышла замуж за вернувшегося с японской войны  односельчанина  и однофамильца  Афанасия  Сергеевича Боева . Молодые  отделились и зажили своим домом. На  вёсла  села моя родная бабушка Варвара .
Мария с Афанасием  жили  хорошо и ладно. Старики –ровесники  вспоминали  замечательные герани на окнах их дома, чистоту отбеленных половиков и удивительные бабушкины пироги. Жили вдвоём, деток  не было - аукнулась   тяжёлая работа и мертвенный  холод лодки. 

Теперь отпустить в монастырь она просит мужа .Мягкий дед Афанасий не перечит её намерениям, но как –то неожиданно захворав, не долго болеет  и умирает году в  тридцатом .
В  этот раз стать монахиней бабушке помешала власть ,надо было вкалывать в колхозе ,да и монастырь закрыли.
Переселятся в  отвоёванные  у финнов  Мустамяки , в сороковом году  баба  Маня поехала     вместе ,с  овдовевшей к тому времени ,моей родной бабкой и тремя её детьми. К началу войны она была ровесницей мне сегодняшнему, ей было 56 лет. Вся тяжесть эвакуации, возвращения, военной и послевоенной пахоты в колхозе была ещё впереди, как и пенсия в четырнадцать рублей ,впервые была получена  где-то под семьдесят.
Моя мать и родная бабушка умерли рано, отец болел ,  так  сталось, что  вырос  я  на руках у бабы Мани узловатых , разбитых веслами и колхозной работой, шероховатых  и тёплых .
Зима, утро престольного  праздника. Вытащит баба Маня из печи пироги с брусникой , выложит на холщовое полотенце и говорит:
- Лопай, неслух, лопай. Умру, поминать будешь.
Бабушка дожила до девяноста  и  умерла когда я был в море. Хоронили её без меня. Память об этих  пирогах, чувство жалости, тоски, невозвратности и невозможности что - то изменить остаются  не проходя.

Хотелось  совершить не исполненное   желание  отца , ушедшего в армию в 38-м году  и родных мест  больше  не увидевшего. Посмотреть . Побыть рядом.
Послушать окающую, с  характерной мелодикой речь земляков.
Помянуть поколения  неизвестных  мне предков   крестьян - землепашцев и рыбаков, безвылазно живших на этой земле со времен Чурилы Пленковича и о которых  в летописи  осталось одно общее  упоминание: «рать моложская прибежала на Куликово поле с опозданием, но по рубиться успела славно».
Отдать ушедшим не исполняемый  долг, отблагодарить, подаривших нам жизнь, не потерявших  веру и  передавших  нам маленькую её частицу, не отнятую ни пионерской организацией, ни комсомолом, ни партактивом.
 
К месту сбора, к назначенным на отправление шести часам вечера  пятого  июля, подбросил меня сын Серёга. Уютный дворик. Никого нет. В ожидании рассматриваю, как три бомжа аккуратно разбирают бачки, к завтрашней радости дворника, раскладывают мусор вокруг.
Собираются паломники. Наблюдаю. Маленькая девочка с матерью. На традиционный вопрос:
- «Здравствуй девочка. Как тебя зовут?» Вместо привычного:
- «Сам ты старый …..»
- « Настя». Приятно и  не традиционно.

 Подходят несколько мужиков моих лет, один из них усиленно снимает на камеру. Четверо парней. Семейная пара. Ещё пара  рука об руку - религиозное воспитание. Отрадно. Остальные женщины в возрасте 30 -50. Длинные юбки, косынки на головах. Крепкие бабы  тащат здоровые сумки. Большинство знакомы меж собой, едут не в первый раз. Командует всем секретарь батюшки Катя. Удивительное сочетание монахини и бойкого менеджера с Мальцевского рынка – во всём чёрном, уголки рта опущены даже когда улыбается, передвигается бегом как капля ртути быстро и напористо. Поднимаемся в храм, отслужив молебен, в начале восьмого  начинаем грузиться. Мне достаётся место в последнем ряду, коленки к ушам .Порадеем . Грузимся по формуле – количество мест +1,стенаниями всего автобуса сломив сопротивление водителей Николая и Сергея втиснули в автобус опоздавшего ветерана. Трогаемся.

Присоединяюсь к обсуждающим чудеса. Батюшка сообщает об изменении маршрута, вместо поездки вокруг Рыбинского водохранилища едем к истоку Волги потом через Тверь и Углич в Брейтово. Приятное удивление всегда мечтал побывать  у истока Волги. Чудесно.

Выехали из Питера, батюшка начинает читать акафисты. Батюшка- отец Геннадий Беловолов, лет сорока, высокий, с хорошим лицом, борода с проседью, волосы  завязаны в косицу. Вокруг глаз «ленинские» морщинки. Близорук? Нет – читает без очков, значит смешливый. На вопрос соседу:
- «А батюшка, из каких будет?» -  отвечает:
 - « Из беглых. Филолог. Сотрудник музея-квартиры Достоевского »
Удивление. Уважение. Интерес.

Проезжаем Любань, Мясной бор, Чудово, Новгород места знакомые по дотошно изучаемой мной истории Ленинградского фронта.
 Сворачиваем  с трассы, движемся  по пустой дороге с близко подступившим лесом.
Собирается дождь, темно, засыпаю. Демянск с его котлом проспал и проснулся когда свернули уже на проселок  В полусне, километров восемьдесят трясемся, выбивая зубами Рио- Риту. Темная дрога, песчаная, в гору, деревья цепляются за автобус.

Вдруг выскакиваем на свет. За окном утро. Деревенские дома, вдали храм. Святоольгинский монастырь. Исток Волги. Разогнувшись, бегу умываться на исток – узенький ручеёк с красной от торфа водой из которого проблемно зачерпнуть воду даже в ладони. Одновременно  с интересом осматриваюсь -  знакомая еще по учебнику «Природоведения»  беседка, оказавшаяся восстановленной часовней, рядом валуны с патриотическими надписями времён социализма позади прекрасный храм Преображения.

Выстраиваемся, идем к часовне служить молебен. С несвойственным мне благоговением несу икону. Совсем рассвело. Начался дождь, ноги сразу промокли. Проходим в храм .В храме ремонт в начальной стадии, на бетонном полу начинают мёрзнуть ноги, бегу к автобусу меняю носки, одеваю толстенную кофтень  насильно всунутую дочкой, ни чего не мешает сосредоточиться на  литургии. Служит  настоятель храма, седой  с рыжей бородой батюшка, похожий на патера из фильмов о  крещении Ирландии, в сослужении отец  Геннадий. Исповедуюсь. К причастию не иду, не готов, по обыкновению накурился. В церкви начинают собираться люди из подходящих туристских автобусов. Летом народу  много, зимой священник остаётся один с  тремя монахинями. Последний  из жителей деревни умер в этом году. Электричество есть, но дороги зимой отсутствуют. Всё как при княгине Ольге. Зацикленный на войне, не могу  себе ответить, были здесь немцы или нет?

Монахини усиленные нашими доброхотками подают в трапезной завтрак из чего- то привезенного Катей  и из своих  скудных запасов. Чувство благодарности и неловкости.
После  полудня  едем дальше, переезжаем Волгу – уже приличный ручей, минуем Осташков. Утверждение о том, что он самый столичный из провинциальных не оправдывается или не рассмотрел из- за пошедшего по-хорошему дождя.    Начинаю знакомиться со спутниками. Сдуру несколько раз называю соседа Мишу  Сережей, ни какой негативной реакции. Не показное  дружелюбие, как и у большинства. Минуя официальное представление, начинаю обращаться традиционно – сестра, брат.
 Чудно.

Батюшка, на подъезде,  рассказывает историю города Ржева. О воине: были бои, огромные потери. Громаднейшие , батюшка, Ржев - стократный Невский пятачок. Не Город - герой, Город воинской славы , а огромная Русская Голгофа .
Полтора года  10 советских армий Западного  и Калининского фронтов  под командованием  Жукова. безуспешно пытались ликвидировать Вяземско - Ржевский выступ – германский палец, направленный на Рыбинск.
 Только после бесконечных неумелых атак, после Сталинграда и прорыва  Ленинградской блокады ,в марте  1943 года немцы оставили Ржев. Местные поисковики рассказывали ,что немецкие позиции покрыты гильзами в несколько слоёв  , перед  окопами тысячи брошенных останков красноармейцев, во избежание эпидемии закопанных немцами во рву перед их передним краем. После войны  колхозные трактористы подкладывали под зад сковородки и снимали с тракторов крыши кабин, чтобы легче  было вылететь, если напорешься на мину. На памяти Твардовский:

Я убит под Ржевом,
В безымянном болоте,
В пятой роте,
На левом,
При жестоком налете.
Я не слышал разрыва
И не видел той вспышки,
Точно в пропасть с обрыва-,
И не дна, ни покрышки…

Поднимаемся в  Вознесенский собор, главный храм города, на горе   на левом берегу Волги. Ставлю к распятию поминальную  свечу. Паломники  разошлись по огромному храму обсуждают буквально перед нашим приездом совершенное в канун праздника освящение предела Рождества Иоанна  Предтечи.

Поехали. Следующая остановка в Старице. Остановились у стен Свято-Успенского  монастыря. Стена  белая, огромная закрывающая вид. Шесть вечера. Батюшка поскрёбся в огромные ворота и исчез  за ними. Дождь усиливается, из автобуса вытряхиваются с неохотой. Волга в Старице течет в ложбине, оба берега связанные замечательной красоты мостом, зелёными откосами сходят к воде. Рядом со стеной памятная плита в честь адмирала Корнилова  здешнего уроженца. Толпа под зонтиками упёрлась в ворота. Выходит отец Геннадий – договорился, впустят.
- Чудо, чудо – загалдели поезжане.

Старица, одно название чего стоит! Владимир Андреевич, Иван Васильевич, самозванцы татары, поляки, народные бунты - русское средневековье. Успенский Собор, лишь  на тридцать лет  моложе своего московского тёзки и очень на него  похожий. Германо- советскими усилиями разоренный, но по чудесному вмешательству первых лиц страны ,получивший финансирование и реставрированный исключительно удачно. Иконостас, резьба и иконы замечательно стилизованы под старину, не хватает фресок и  позолоты, было бы полное соответствие. В подклети  усыпальница родившегося и скончавшегося здесь первого русского патриарха Иова.

Дальше без остановок к месту ночлега, вокруг Твери , через чистые  и ухоженные на пивном бюджете улицы Клина.
Ночуем  в Селихово. Быстро перекусив, в темноте, валимся спать на полу на ковриках, прямо в храме. Сон - обморок.

Просыпаюсь рывком. Мысль – спал в храме, такого не мог представить. Свет утренний,  неясный , с высоты из под купола льется  на фрески на ярусы икон в иконостасе на стены вплотную завешанные старинными образами. Странное непривычное чувство. Обалдел, как говорят мои птушники. Продираю глаза, иду умываться.  Просыпаясь ,по всему храму ,  забавно сидят и стоят на карачках заспанные спутники.

Смотрю на храм  снаружи. Замечательная саврасовская пятиглавка с колокольней. Построен  и освящен в честь Ильи пророка в 1813 году, до этого  был деревянным простоявшим 300 лет. На стене памятная  доска, напоминающая о посещении храма патриархом Алексием. Могилы священников. Несмотря на раннее утро, перестраивая бытовой корпус , уже работают русские мужики. Солнце  сквозь облака, свежо. Очень тёплое чувство. Чудесным образом, храм не закрывался в советское время - отсюда и огромное количество старого письма икон с самыми необычными  сюжетами , старинная утварь. Ощущение непрерывной  целостности  всего окружающего.

Быстро чай – автобус, едем в Конаково. Конаково и Селихово вотчина Кузнецова того самого знаменитого  фарфоро – фаянцевого. Удивительным кажется сообщение, что производство вот – вот закроется,  в стране  не нужны постоянно бьющиеся дешевые чашки и тарелки. Название города  Конаково , кажется забавным , старинным , русским . Нет, как и Тутаев, город назван по фамилии  подстреленного  здесь красноармейца  , а  живут в нём  переселённые жители затопленного города Корчева.

Совместная литургия и установка памятного креста в  Корчеве -  первая официальная часть поездки. Литургия совершается  в приспособленном под храм здании в районе конаковских  новостроек. Очень тесно. Иконы, перевезённые из Селихова. Икон  хватило бы ещё  не на один храм.

Спускаемся к воде. Паломники, прихожане, несколько старожилов, помнящих, как им кажется Корчеву, местные казаки и телевизионщики. Грузимся на старенький пароходик «ОМ» и шлёпаем  по воде около часа. Швартуемся к берегу  у единственного оставшегося на суше дома  Корчевы. Сразу по пояс в траве. Начинаем движение в сторону, когда то бывшего здесь кладбища. Во главе старожилы, трава выше головы. Память в буквальном смысле затянутая травой забвения. Казаки прорубаются, строят мостки через канавы. Корчева в башке путается с Коряжмой. Старожилы теряют направление. Скрываются в траве разведчики .Крестный  ход приобретает черты игры в индейцев .Чтоб подержать умаявшихся паломников отец Геннадий достает святыню - крест  Иоанна Кронштадского серебряный с камешками и дарственной надписью от прихожан . Прикладываемся к кресту. Батюшки решают вернуться и поставить памятный крест на берегу. Местный священник ведёт за руку совсем маленькую ужасно серьёзную   внучку.

Устанавливаем крест. Служим молебен. Сосредоточенно держу икону, не замечая, как в руку кусает овод – рука в момент распухает,  становиться  пухлой, как у младенца. И больно и смешно.
Возвращаемся . С левого борта Конаковская ГРЭС и две огромные опоры, несущие провода  через водохранилище. Как  нынешняя реклама переклинивающая мозги, у меня в голове ещё остались до одури назойливые  новости  60 годов – заложили, пустили первую очередь, вторую, завершили строительство Конаковской ГРЭС. Спрашиваю у казака:
– Служивый, помнишь, как строили?
-  Нека,  не помню.
 Куда там ,  наверно  ходил с Платовым в Индийский поход.
Прощаемся на пристани. Двухдневная непогода заканчивается крупным летним дождиком становиться тепло.

 Едем дальше. Навигатор путает водителей, несколько раз возвращаемся. Чувствуется близость Москвы- деревни, переросшие в дачные посёлки, много восстановленных храмов. Переезжаем канал имени Москвы. Памятники Дмитрова -  крайней точки наступления немцев на Москву. С горы видна стоящая посреди водохранилища  колокольня в Калязине.
 Указатель «Храм Спаса на Нерли 6 км». Проезжаем, а  жаль, всю жизнь хотел увидеть.
Спас – Угол  имение Салтыкова Щедрина. Музей. До того как стать сатириком  Салтыков – Щедрин  был тверским  вице – губернатором. Взяток не брал  и быстро слетел с должности. В храме музей. Впечатление  - устроители  вообще не читали великого земляка.
 Дорогой учитель, укрой меня своим чугунным вицмундиром!

 Два щедринских персонажа из ГАИ останавливают автобус на границе Тверской и Ярославской области и, не смотря на охранительную молитву батюшки, выписывают водиле  Николаю стольник штрафа. Чуда не произошло,  тут «не тот товарищ правит бал ».

На закате переезжаем Волгу в Угличе. Множество храмов, сходящих к воде, сияние куполов в приглушенных  вечерних тонах. Воодушевлённый батюшка предлагает спеть из волжского репертуара, запевает, толпа дружно подхватывает. Волжского репертуара хватает до Рыбинского водохранилища, до берегов  которого добрались  уже в сумерках. Едем вдоль берега.
Проезжаем удивительный объект - на карте деревня Борок. Крепкий не закрывающий  вида европейский забор, очертивший приличную территорию. Несколько пятиэтажек . Не типовые особнячки. Освещенные асфальтовые дорожки. Добротно, аккуратно, обособлено и всё это в русской глубинке.
-Миша, что это?
-Воинская часть.
-Миша, ты  вообще видел воинские части?
Разобрался  уже дома, это Институт биологии внутренних  вод АН СССР. Институт  которым в течение двадцати лет командовал  И.Д.Папанин. Папанин был жук ещё тот. Биологии во внутренних водах все меньше и меньше, не знаю как с научной работой, но материальная часть в превосходной степени.

Опаздываем, в Брейтово уже началось стояние - главная цель поездки. Отец Геннадий в движении начинает читать акафист святому Иоанну. Подъезжаем к полуночи, с ходу  без заминки вливаемся в толпу  стоящих на берегу у часовни богомольцев. Отец Геннадий присоединяется к четырем служащим священникам .

Необычность  происходящего мешает сосредоточиться на акафисте. Совершенно библейская  картина. Сумерки. Слабое пламя свечей  выхватывает из темноты очертания  строений и  контуры людей. Ветер, разнося пение и звуки колокола, нагоняет на берег волну, раздувая  разожжённый рядом костёр, вокруг которого куча освещенных мерцающим пламенем детей. На востоке Венера ,напротив  низкая Луна и по средине  белесого неба четким  рядом -  фиолетовые облака , уменьшающиеся к горизонту и  рваными очертаниями напоминающие  крылья  ангелов летящих  над водой.

Дочкина кофта не согревает, хочется чаю и покурить. Нельзя, завтра причастие. В третьем часу с  частью паломников ухожу спать в церковный дом. Батюшка и самые твёрдые стоят до пяти.

Утро. Иванов день – праздник, ассоциированный со страшной бабушкиной иконой, цветущим  папоротником  и срединой лета. Деревня встает вместе с нами. Хоть батюшка и говорит, что в названии  Брейтово татарские мотивы, мне кажется это чисто петровские штучки – Брей того! Брей этого! Деревни не разглядел, без долгих сборов в автобус. Не разглядел дом, который по рассказам  хотела купить бабушка, когда встал выбор куда переселяться. Не хватило денег -  поехали на Карельский перешеек. Может и к лучшему, ходил бы сейчас чисто бритым.

Весьегонск - восточная граница расселения веси, за Мологой жили уже словене. Всё перемешалось, но дореволюционный уклад, система хозяйствования, утварь, костюм  лучше сохраняются в вепсских деревнях Ленинградской области. Здесь всё новодел. Кроме языка. Слушаю родной бабушкин говор.


Треть города сохранилась, остальное ушло под воды разлившейся Мологи. Уровень воды низкий, в засуху из воды восстает затопленный город. В городе старики и дети ,взрослое население все за 300 км ,в Москве. Литургию стоим в кладбищенской церкви. Общая исповедь и долгожданное причастие. Идем через город на берег к поклонному кресту рядом с церквями, когда то превращенными в клуб и генераторную, а недавно ставших совсем бесхозными.

Солнечно и тихо. Очень хорошо проходит молебен .Вечная память. После молебна  все прикладываются к кресту Иоанна Кронштадского. Местный батюшка  раздает подарки мальчишкам и девчонкам отличникам воскресной школы. Сидим, греемся у церкви, местный дед былинно рассказывает, о том, что особо рьяные верхолазы, сбивавшие церковные кресты, как то  дико и быстро умерли.

Едем дальше от Москвы, в глубинку по вполне сносным областным дорогам, о которых так много было пролито слез. Пересекаем Весьегонский и Бежецкий уезд, по местам, куда не то что немцы  но и татары не добрались. За окном вырисовывается картина разорения,  какой не видать проезжая по федеральной трассе.
Дороги теперь есть, но вокруг не обрабатываемые, зарастающие кустами и борщевиком  поля, заброшенная земля, которую веками так стремились получить крестьяне. Десятки  пустых деревень. Крепкие дома с неосвещенными к вечеру окнами, а то и просто с высаженными рамами, заросшие по крышу бурьяном фермы. За все 3 тысячи километров встретили два стада коров.

Заброшенный, лишь  недавно построенный агрогородок с дорогами, технологическими площадками, каменными коттеджами на  две семьи, с огромной фермой, по фронтону которой выложено «Интенсификация – 90».
За поворотом абсолютно пустая деревня  с одиноко стоящим  памятником, погибшим где-то на войне землякам. Ни живых ,ни мёртвых.
Если так везде в России, не смотря на речи симпатичных  московских парней, надо спасаться. Пропадём. Бежать из городов и мешочничать уже  негде .

А вот и сам Бежецк. Добежали. Аккуратный маленький городок. Все в прошлом.
 Благовещенский женский монастырь - старые тополя, бытовые корпуса, в центре бывший приходской храм.
Останавливаемся у ворот. Зазвонил колокол. Удивление  и мысль совершенно дикая               
–  Не уж-то, нас с колоколами встречают? !...
Проходим  в ограду. Осматриваемся. Несколько монахинь, послушницы, мужики-строители,  несколько девочек лет от 7 до 14. Девчонки, одетые   по случаю праздника в одинаковые новенькие платьица уставного покроя. Как и все девчонки одетые в обновки  втихаря что- то на себе рассматривают и поправляют. Дети из  проблемных семей, живут в монастыре, нормально ходят в школу, но повадки монашеские без  детского  кривлянья и суеты.
Выходит настоятельница - мать Александра. Преклонного возраста полная женщина, передвигается  тяжело с помощью послушниц, лицо живое, глаза ясны, внимательные, лучистые, не хочется отводить взгляда.

Отец Геннадий приветствует настоятельницу. Матушка  сразу приглашает обедать , в специально поставленную, из свежих досок , обтянутых полиэтиленом , летнюю столовую.
На столе штук шесть рыбных и овощных закусок, борщец, котлеты рыбные, выпечка, квас. Накануне говевший начинаю пускать слюни. Кроме обилия еды, меня, щепетильного в расчётах и привыкшего к предоплате, поражает ни чем  незаслуженное безвозмездное внимание. Подают девчонки, серьёзно и старательно. Матушка говорит, что и готовили тоже  в основном они. К концу  трапезы завязывается общий разговор. Отец Геннадий на подъезде , загодя  сказал, что мать Александра обладает даром убеждения, и не то что бы даром пророчества, но довольно безошибочным предвидением. Разговор  идет о вере, о  суетности мира, о привлекательной со стороны  и тяжёлой в реальности монашеской жизни, о главной монашеской добродетели – смирении. Поражает ясное миропонимание настоятельницы.
Матушка, приглашает всех приехать ещё раз:
- Поезд ходит. От Питера 300 километров. Вы там живёте суетно .Потом поздно будет .Рассказывает о письмах , приблизительно одинаковых  -70 лет, умирать страшно, примите.
-  Куда? Всё в руинах. Нужны работники.
Девчонки, навострив уши, шустрят, убирая посуду.
Уезжаем на молебен у кладбищенской церкви.

Возвращаемся в монастырь, стол накрыт заново с той же аккуратностью и изобилием. Ужинаем. Вконец разморенные и сытые  паломники отваливаются от стола .Теплый вечер, после нескольких дождливых дней. Прозрачный чистый воздух. Лучи солнца сквозь зеленую ещё влажную  листву тополей. В моем ерническом сознании  возникает  дурацкое «Чаепитие в Мытищах».
Матушка продолжает удивлять, подозвав двух монахинь и девчонок  приказывает им спеть.
Запевают. Поют красиво и слаженно.
-Неправильно - прерывает настоятельница. Повторяют.
- Неправильно. Без возражений начинают снова, и так несколько раз.
Сначала поражает бестактность настоятельницы, потом доходит – дело не в пени, матушка  показывает нам, досужим говорунам, заболтанное  монашеское смирение. Не проста матушка Александра.
Монахини поют, вначале  смутившиеся паломники, слушают, раскрывая рты. По окончании  мокрые глаза  и не уместные в монастыре аплодисменты.
Возникает удивительное чувство единения с поющими, с матушкой, с этим монастырём, с со всем Божьим миром.

Слежу за девчонками  - дети,  должны же  что -  то отчебучить. Не отчебучивают. Опираясь на свой  скорбный ПТУшный опыт, обращаюсь к отвечающей за  воспитание девочек матушке Сергии:
 – Вам наверно легко с   такими детьми?
-   Очень трудно. Живём надеждой - людьми вырастут. Не пойдут в монахини – прибавится  в Бежецке ещё несколько  хороших семей.

С  матушкой Сергией вхожу в храм. Она говорит, что в монастыре совершается  особая треба -  «сорокадневная лампада».
Дорогая баба Маня, вот как, чудесным образом, представилась возможность помянуть тебя и  с лёгким сердцем  и с  подходящим   моменту настроением помолиться о твоей душе.

Паломники, с батюшкой  рассматривая иконы, долго ходят по вечернему храму. Пора прощаться, но уезжать не хочется. Выходим во двор идем к воротам, фотографируемся, паломницы, толпятся вокруг матушки, всем хочется её о чём- то спросить  и услышать желаемый ответ. Прощаемся. Стесняясь, не делавший этого не когда ранее, неловко кланяюсь матушке в ноги. Садимся в автобус и долго на прощание машем, нет - махаем. Слезы  на глазах у паломниц и у провожающих.  Незамечаемо совершающееся чудо.

 В сумерках проезжаем Максатиху, опять подводит навигатор, очередной раз заблудились  посреди России. Какой - то парнишка  доброхот, на самой разлохматой  «копейке» без номеров, вывозит нас на трассу и ещё некоторое время  катит, впереди мигая габаритами. Ему, шалопаю,  от этого весело, и нам весело и хорошо.
Дальше едем уже в ночи. Отец Геннадий просит в микрофон поделиться впечатлениями. С интересом слушаю. Замечательно рассказывает  девчонка из Москвы, подвернувшая в самом начале поездки  лодыжку и безропотно скакавшая с палочкой  три дня. Я, профессиональный болтун - молчу. Засыпаю.

Проснулся, катим по утреннему Питеру – «Здравствуй Невский, здравствуй Кировский ...» Первая группа выходит в Купчино, вторая у Московского вокзала.Расставание  и взмахи ручками. Почти пустой автобус подъезжает к подворью. Сын уже на месте, встречает.
Прощайте  , обретавшиеся рядом, сопереживавшие  вместе со мной   чудо.    
Прощайте дорогие паломники, прощайте отец Геннадий, прощайте Катя, прощайте водилы Сергей и Николай.

2009 г.