разум и вера

"Если космос имеет причину, то и причине этой
мы должны приписать такие же свойства
всеобщей любви"
                К.Э. Циолковский


В отличие от животных, человек знает свою смертность - помнит о ней в своём со-знании. Это не требует доказательств, но одним из научных подтверждений здесь может быть асимметрия человеческого мозга.
Если взять, например, человеческую речь, это уже предполагает способность абстрагироваться. Именно способность к абстрагированию - абстрактному мышлению (как следствие более высокоорганизованного уровня восприятия информации, переработки и хранения её) благодаря асимметрии мозга, позволяет человеку иметь "вторую сигнальную систему" ...которая выражена не только речью, где слово уже есть "обобщение", но и осмысленным представлением о мире и о себе (рефлексия, самосознание)...
Также, разум и сознание человека - это и дополнительная функция памяти, кроме памяти рефлекторной. Рефлекторная память - это лишь заученный рефлекс на опознание при непосредственном (аналоговом) восприятии.

Несмотря на то, что мыслят люди в общем одинаково, мировоззрение человечества о происхождении мира и жизни разделяется на две основные и принципиально разные друг от друга философские системы - случайное происхождение и вера в Бога Творца и Его промысел.
На чем же основана вера человека и какие знания о Боге он способен иметь?

Верующий человек способен понимать, что Творец живет вечно. Ибо жизнь рождается от жизни, и нет такой случайности для столь высочайшего разума и организации материи в жизненный процесс и живого организма без Высшего Разума и Самой Животворящей Силы - то есть, Творца. Творца, который тем более не может появиться случайно или из чего-то эволюционировать. Он может только Быть - Безначальный, Вечный, Живой.

Человеку интересно, для чего Бог отводит определенные сроки в жизни видов, а человеку Бог дал знать (сказал) о его предопределенной  смертности? Почему Он дал ему разум на это? И разве может Бог делать что-нибудь без смысла?

Но здесь стоит сделать оговорку на то, что данная логика может иметь место при креационизме и основополагающем  факте - существование Творца. Иначе, мы знаем, иная версия - разум есть достижение естественного отбора.

Сам автор здесь разделяет позицию креационизма, считая что смотреть на мир, как на случайное возникновение всех условий для жизни не разумно, если, даже, время безгранично. Более того, если всё же допустить случайное возникновение, то каждый этап - каждый шаг в развитии обязан снова ждать случай для возникновения высшей формы жизни.
Кроме того,  саморазвитие также требует условий и структуры в развитии, что по-иному можно назвать законом природы, алгоритмом или программой развития. А это уже «организация» структуры – разумное предписание. Но а коли так, знать «формулу жизни», привести её в действие и осуществить сей «замысел» возможно лишь Высшему Началу – Творцу.

Итак, поскольку человек видит в своей природе доброе и злое, он приходит к выводу, что совершенный Бог изначально сотворил его добрым.
Но свобода воли, данная человеку, искушения плоти и вещественного мира - всё это отвлекло человека от созидательного подобия Божественному, от абсолютного добра и Самого Бога...
Так и живет  человек без Бога и познавая добро и зло в полной мере.
Поэтому в  известной притче говорится: Изгнал Бог Адама из рая, чтобы, будучи несовершенным и способным на злое, тот не вкусил от божественного древа жизни и не стал жить вечно. Ибо несовершенное и зло недостойно вечной жизни.

Итак, человек осознал своё безбожное бытие. Но понимая, что Творец добр и милосерд, судя по Его мудрости и творению жизни, человек, имеющий разум и имеющий в себе  доброе расположение,  ищет Его "слово" (Слово). Ищет Слово "благой вести"... прощения... спасения... помощи в уподоблении совершенству... ибо,  действительно - несовершенное не может быть с Богом и жить вечно.
А без этого жизнь человеческая теряет смысл. Остается, по подобию животного мира, 'есть и пить, ибо завтра умрем'.

Несмотря на то, что многие известные пророки были из верующих семей, верующего народа и непосредственно призванны Богом, они снова и снова продолжают искать рассудительного знания о смысле жизни и вере в Бога
Так например, Соломон (Книга Екклесиаста) переосмысливая жизнь, ищет мудрости и вместе с тем, как практик, не оставляет главного вопроса: что хорошо для человека в дни его суетной жизни?..

Книги Священного Писания (Екклесиаста и Иова) констатируют, что праведник не всегда имеет в этой жизни преимущество перед беззаконником и противником Богу. Авторы этих Писаний находят откровение веры в том, что не спешит Бог «корректировать» процесс развития жизни или (по-человечески) судить мир. Бог дал человеку свободу выбора в развитии. И вероятно, этот этап определен в одну земную жизнь - в индивидуальном порядке, и Богу известные сроки – для общего вселенского  устройства жизни. И впереди у Бога целая вечность.

Но как обрести веру в этот открывающийся здравому смыслу промысел Божий?
Вся информация столь жизненной важности и заверенная  Божественным откровением, все факты и события, связанные с практическим подтверждением откровению разума человека о Боге, человечеством запечатлевалась в Священных Писаниях.

Во многих народностях существовала традиция летописания и передачи народной мудрости, легенд, сказаний… Но небывалый резонанс связан с историей древнего еврейского народа. Все события, отражающие особую историю и культуру евреев, уже с тех времён представляли интерес и являлись предметом споров среди прочих народов земли.
Стоит отметить, что монотеизм и в частности, притча о райском саде, древе жизни и древе познания добра и зла – это не отдельная традиция, подобно языческим суевериям или рационализациям ума. Но это наиболее здравомыслящая философия жизни, представление о мире, и уже на этом основании, вера и само Божественное откровение.

Так, например, мысль, проходящая красной нитью 1ой и 2ой глав Бытие: всё то, что творит Господь Бог – «весьма хорошо» где и «небеса проповедуют славу Божию и о делах рук Его вещает твердь».

Несомненно, что автор книги Бытие (считаю, что им был Моисей) очень глубоко проник в созерцание. Как будет видно и далее в описании последовательности творения, где с научной проницательностью говорится о происхождении жизни в воде и потом о жизни на земле.(Также, как верное рассуждение приводит к познанию Бога в духе Его Божественного откровения, так и Божественное откровение просветляет разум).

Стоит обратить внимание на то, что основными образами и материалом, используемом автором, остаются обычная земная природа, обыкновенный человек, обычные процессы произрастания растений, процессы происхождения и размножения животных, необходимая природа питания и другое.
Потому, что само бытие – это Свет Божий. И книга Бытие сама является духовным истолкованием бытия – это духовное откровение,  повествующее о Творце. Всё в бытие свидетельствует о Творце: и небо, и земля, и солнце, и звёзды, и растения, и животные, и жена, созданная для мужа, и уста младенцев воздают хвалу Господу Богу.
А как говорится здесь о явлении света в творении: «И сказал Бог: да будет свет. И стал свет (!)». Могущество и творчество Бога во всех смыслах «ярко» отражается в создании света.
Свет особен и конструктивно, и очень важен для развития жизни. Свет передаёт красоту форм, полноту премудрости Божией и вызывает эстетическое чувство. Свет организует восприятие и организует дневную жизнь. Поэтому «сладок свет – говорит Соломон – и приятно для глаз видеть солнце», поэтому далее в Бытие говорится: «И увидел Бог, что свет хорош, и отделил Бог свет от тьмы.
«И назвал Бог свет днём, а тьму ночью». Эти образы «дня» и «ночи» Библия широко применяет в духовном откровении. По полноте света «день» становится прообразом совершенства жизни, а в Новом Иерусалиме, написано в Откровении, что ночи вообще не будет. Всё несовершенное и негативное трактуется в библейском откровении, как дела «тьмы» и «ночи».

«И был вечер и было утро: день один»
Здесь, в констатации о смене дня и ночи и далее, где фиксируется «день второй… день третий», автор намеренно передаёт понятие о циклах, что свидетельствует о творении, как о разумно спланированном процессе.

Но не всё в жизни человека так чудесно и благостно. Жизнь человеческая знает и боль, и скорбь, и зло, и смерть. Как же на это смотрит духовная мудрость? Какой ответ даёт нам божественное откровение Книги Бытие?

Начинается 2ая глава с описания Божьих благословений. Бог поселяет человека в рай. В общем, жизнь в раю описывается как самая красивая и благая жизнь на земле, которую может себе представить человеческое воображение. Кроме того, жизнь в раю – это жизнь с Богом.
Но в раю мы находим два необычных дерева: «дерево жизни» и « дерево познания добра и зла». По контексту плод «дерева жизни» позволяет обрести вечную жизнь, а «дерево познания добра и зла» - дерево смерти. Чем же познание добра и зла связано со смертью?
Как мы уже сказали, жизнь, в которой имеет место зло – жизнь несовершенная и вечной она быть не может. Но как можно допустить, что бы существо «вкусившее зло» пребывало вовек и препятствовало своим несовершенством совершенному замыслу Творца?!
Вместе с тем древний автор причисляет все скорби человеческие и проклятия из 3ей главы Бытие к этой же несовершенной и смертной жизни (и снова – жизни, в которой зло).

Однако,  данный уровень жизни, написано, включает в себя «познание добра». Здесь констатируется о знании человеком нравственного закона. И кроме того, «древо познания» символизирует самосознание человека и знание о своей смертности. И более, на этом уровне жизни, через познание (разум) также уже было сказано, человек способен знать, что есть Бог, Который имеет вечную жизнь (по качеству – жизнь полноты и совершенства).

Когда змей говорил Адаму и Еве, что «вы будете как боги» и после у них на самом деле открылись глаза и они увидели, что наги, то действительно их можно уже считать богами с маленькой буквы потому, что на самом деле стали «знающими добро и зло». Об этом же говорит Господь Бог: «вот Адам стал как один из Нас, знающий добро и зло».

Данная мысль древнего автора здесь совпадает с философией экзистенциализма: человек должен быть ответственен за свою свободу. Человек разумный уже «богоподобен», он « должен оставить мать и отца» что бы быть самостоятельным. Взгляд древнего автора на Бога – это заботливый отец, с которым в «отчем доме» - в раю нет никаких проблем и нет «головных болей» («были наги и не стыдились»). Но «дети» захотели стать взрослыми… тогда «будьте добры – будьте готовы отвечать за все вытекающие последствия». Поэтому, не смотря на столь строгий приговор, Господь продолжает оказывать помощь, например, «одевая первых людей в кожаные одежды».

Так что, Книга Бытие совсем не показывает, что Бог якобы «скрывал знание» от человека или сам спровоцировал зло или там дело в том «вкусил - не вкусил».
Смысл в том, что
1 - человек на данный момент ещё далёк до совершенства.
2 – он находится в развитии (в Быт.8:21 Господь говорит, что не будет больше проклинать землю за человека, потому что помышление сердца человеческого – зло от юности его).
3 – имея разум, человек всё же подобно Господу способен различать добро и зло, способен знать, что есть Бог, Который имеет вечную жизнь (жизнь полноты и совершенства).
4 – жизнь по плоти есть смерть («ибо прах ты – в прах и возвратишься»), поэтому человеку необходимо со всею серьёзностью увидеть своё «смертное» положение дел, и увидеть тот шанс на божественную жизнь в свете откровения «райского сада». И как говорил Апостол Павел: «всех Он произвёл от одной крови, распространил по лицу земли, поставил определённые пределы… чтобы все искали Бога"!

Далее, например, Авраам разумно верил в город, построенный Богом, а не человеком, основываясь на фактах творения  самой Природы и Бытия. Если Творец явил такой невероятный по сложности и разнообразию мир Природы, то Ему логично завершить развитие данной цивилизации на уровне «божественного города».
Или, если человек проник в Божественный промысел, заключающийся в обращении к Богу и познанию Его воли, то несомненно премудрый Творец не оставит сию пытливую душу, а явит в жизни какой-нибудь особый знак для закрепления такого прагматичного понимания и «веры в Него».

И Бог «ответил» Аврааму! Бог явился и наследникам Авраама. И эти многочисленные и разнообразные факты Богоявления мы имеем возможность исследовать в библейском Священном Писании.

В Библии, через народную мудрость и Божественное откровение разоблачается греховная природа человека. И несмотря на то, что Бог на протяжении веков являлся ищущим Его праведникам и пророкам, сам факт испорченности человека и немощи его плоти, не дает повода для оптимизма в божественном призвании человека. Человек отдает себе отчет и в том, что без Божественной помощи он не в силе совершенствоваться и противостоять искушениям низменных страстей.

И снова, чтобы преодолеть эту преграду и обрести надежду на Божественное призвание, здравый смысл и Божественное откровение предвещает воплощение Мессии.
Но на этот счет стоит сделать оговорку, что Священное Писание в большинстве случаев самой религией понималось уже не духовно. И лишь незначительная часть праведников могли истолковывать священные тексты духовно и принять истинное Слово Божье.

Духовная миссия Мессии Христа должна запечатлеть святость Его пред людьми и пред Богом и явить полноту Божественного благословения. И сам Христос говорил, что «Сын прославит Отца, и Отец прославит Сына».
Для чего это нужно? Конечно же, в первую очередь, для веры, и во-вторых, для надежды на призвание Божье.
Кто же может спастись? – спрашивают Иисуса ученики. «Человеку это невозможно, Богу всё возможно» - отвечает Иисус.
Иисус приносит Благую Весть от Бога, и подтверждая Своё слово святостью и силою Божественного явления, Сам становится нетленным образом Благой Вести, Спасителем и Искупителем всем ищущим Бога и верующим в Отца и Сына.
Верующий в Иисуса Христа через просвещение Евангелия (Благой Вести) пробуждается духом, и через веру, переоценку ценностей, покаяние, смирение, безмолвие, обретает пред Богом предстояние «в духе и истине», и далее, получает рождение свыше от Божественного Святого Духа для преображения в жизнь вечную.
Поэтому Иисус и говорит ученикам: «...Итак, идите, научите все народы, крестя их во имя Отца, Сына и Святого Духа...» (Мат. 28:19).


Рецензии
Спасибо Михаил!
знанию "Поэтому Иисус и говорит ученикам: «...Итак, идите, научите все народы, крестя их во имя Отца, Сына и Святого Духа...» (Мат. 28:19)."- Вы уверенно следуете!
Недавно дискутировал на затронутую Вами тему: "Человек отдает себе отчет и в том, что без Божественной помощи он не в силе совершенствоваться и противостоять искушениям низменных страстей."
Думаю, что именно в Божественной Трансформации Сознания смысл Апокалипсиса. Некоторые товарищи считают, что мы САМИ должны идти к Свету Истины и не надо ждать "подарков, что кто-то сделает Это для нас". Мне думается, что Наши возможности, попытки и шаги к свету не достаточны, что бы "победить" Зло.
Новая Раса, Новое Мышление, "Чистые Люди наследуют эту землю" после одновременной, тотальной и форсированной трансформации всех систем Живого на Земле. Возможно Эта Трансформация уже подготавливается, возможно наше будущее будет связано с использованием Искусственного интеллекта. ..иначе как объяснить значительное усиление сил Зла в сегодняшнем мире?
Как Вы думаете? Что в Святых книгах сказано об Этом?
Благословений Вам!
С большим уважением, Юрий.

Юрий Грозный   06.02.2019 21:40     Заявить о нарушении
Здравствуйте, Юрий! Спасибо Вам за духовное общение. Ибо всем искренним и с чистыми помыслами (чистым сердцем) ищущим истину, и имеющим сколько-нибудь веры, Господь даёт вдохновение. Тем более, если "двое или трое имеют общение ради имени Его и Иисуса Христа". Независимо от религиозного исповедания и на данный момент миропонимания, чувство святости и любви у тех, кому это дано, одно. Через это Единый Бог их пастырь, и взаимопонимание между собою.
На днях показывали по НТВ беседу с персидским Старцем-предсказателем. Он помимо прочего, озвучил три главных вещи: что 1 - зло не останется безнаказанным, 2 - его внутренний мир в Божьей любови, и 3 - он с благоговением и святостью чтит Христа Спасителя. Несмотря, что по 3-ему пункту Старец Салман выразился не дословно так - по сути, это так. Как прожил Христос знают все!
О "Трансформации" говорит Апостол Павел, что "не все мы умрём, но все мы изменимся"... "При последней трубе" - то есть, как по Апокалипсису "вострубит третий Ангел". Да и о "новом небе, новой земле, новом творении" говорится в Апокалипсисе и Посланиях Апостолов...
Но в этой нашей беседе мне вспомнились слова преп. Серафима Саровского "о сути христианской жизни" - это "стяжание Святого Духа". Иными словами, преображение в Святом Духе!
С уважением, Михамл.


Михаил Пушкарский   08.02.2019 02:25   Заявить о нарушении
С уважением, Михаил!

Михаил Пушкарский   08.02.2019 02:26   Заявить о нарушении
Большое спасибо Михаил за развёрнутый ответ по теме!
Мои предположения о Трансформации Сознания возможно разумные.)
Надо читать больше святых книг, я никак не доберусь до "Апокалипсиса".(
Благословений и Радости Вам!
С уважением, Юрий.

Юрий Грозный   08.02.2019 04:38   Заявить о нарушении
На это произведение написано 5 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.