О Мелехиной Забывай

Галина Щекина
О книге Мелехиной. Забывай как звали

Театр начинается с вешалки, книга  с  обложки. Обложка так неказиста, что
напоминает  старый добрый  самиздат.В пору расцвета самиздата  книжки
ксерили где только можно. Но теперь, когда возможности  полиграфии стали за 
десять лет стали куда богаче, смысл такой  обложки мне неясен. Даже при
полном отсутствии денег и воображения  само  лицо автора говорило бы 
больше.Лицо автора  отдельный  рассказ, поэма...Вот  именно так  делает
обложку издательство Время в  своей поэтической  серии... Лицо и заголовок, все.

Впрочем  лучше не про обложку, а о том,  что под ней. То, что  книга 
начинается "Тягой" -  симптом. Это не просто хороший охотничий рассказ
-сюжет, герои, неспешное повествование, природа, - я  бы  сказала, что 
традиционный рассказ, но  автор меня поправляет, чо в редакции  его  так не
восприняли, скорее как  поэтический  текст...
"Тяга" -это рассказ, воспевающий беловский  Лад - тот   исконный уклад жизни
который был для русского сельского жителя  основой  жизни.Это попытка
сказать о главном, найти зерно:чти старших и будет  все  хорошо. Заповедь, как
видим, работает,    есть и другие плюсы. Действительно  создана гармоничная
картина, в которой  люди  хоть и охотятся(убивают)  но меру  знают.Детали
красноречиво говорят о знании среды,подчеркивают  подлинность  событий на 
охоте. Недаром  же  рассказ так понравился журналу Охотничьи просторы и
попал в финалисты  на конкурсе  "Сестра  таланта" в Петрозаводске.

Неспешный рассказ "Все  перемелется" про Деда  Гришу и внука Гришу то же
о традиционном занятии деревенского человека - о сборе грибов. но  здесь  есть
черный  фон - молчаливое умирание от онкологии и умирание  деревни. Будто все
лушее скоро  исчезнет и  Гришка останется  один.  Картина  драматичная,
печальная и никак не соответствует названию "Все перемелется". Рассказ имеет
два слоя как минимум. Так что по  части заголовков есть вопросы к автору.
заголовок  это акцент, здесь мелехинский  акцент снижает и обытовляет  деда 
Гришу, и опять жеине вытекает  из содержания. Это просто не относящаяся к делу
поговорка.

Вот в случае "Забывай как звали" - поговорка прочтенная наоборот.Это сразу
вызывает интерес и  реально рабюотает.
Природная тема в  литературе на особом  месте.Да  это одна из  важнейших  традиций.
Но у  многих теперь снижен инттерес е теме, да  связи с
природой утрачены,
а Мелехина пытается вернуть людям  эту утраченную 
связь. Природная  тема    развернута почти во всех рассказах   Мелехиной -  "Тяна",
"Как Байкала  хоронили"."Сердце  без лапок", "Весна  задежалась" "И падали листья"...
Рассказ про Байкала хорош, но ожидаем. И человеческий фактор сильный, и
судьба собачья не легче человеческой, и о природе и о деревне все честно и
грустно...Но нет особины, все как по писанному, гладко все. в чем генеральная
дума? Записать быль? И все? Так ведь правда хужественная не равна правде
факта. Ушла собака умирать. Без комментариев.
О братьях меньших и другой рассказ - "Сердце без лапок".Опять  история  со
слезой и опять в центре  собака,обездоленная, и вызывающая счуствие, опять
же - самим фактом. Во многих текстах факт - отправная  точка всего.
Автор идет  за  фактом, который говорит сама за себя.

"Весна  задержалась":
Бомжиха, забытый ключ и рваные ботинки нужны были для переоценки
ситуации.Человек переосмыслил и согласился еще пожить. А это какая мука -
жить, когда не хочешь.Ну и сын, видя что отец его не понимает - тоже себя
смиряет. Общая атмосфера уступок, мягкости и добра,царящая в этом тексте,
настраивает читателя на какую-то гуманистическую волну. Сразу хочется
верить, что все не зря и что Бог все видит. И хотя я лично этому не верю, все
равно текст вижу прекрасным, добрым и не напрасным. Что -то есть странное.
Какая-то тонкая нота, недоумение, но что - не могла сформулировать. Может,
рассказ про второго "непохожего" брата? Он здесь как вставной.Рассказ внешне
прост, а есть в нем слои, подтексты...Слои  есть и в  других рассказах.

"И падали листья" -
Рассказ о силе искусства, о том какая у него незримая и мягкая власть, о том
что повело ребятам столкнуться с ним, а величину этого события они оценят
позже. и еще о том, какие эти малеькие люди большие. Если это учитывать, все
становится просто. Интонация рассказа приглушенная, ровная, без вспышек, и
это очень мирно действует на читателя. Думаю, это и красивый рассказ, и
убедительный.Мне как всегда не хватило портретов людей, но зато есть портрет
леса... Сомнение есть - уж слишкм  все красиво. Лично  я таких детей  в  жизни не видела...
(хоть мне и говорят что деревенские - совсем  другие)
Вообше природная тема в  этой книжке преобладает.И слава богу - Это 
святая  традиция русской литературы. Хотя событийная канва - явная.

Но есть вопрос -где же художественность начинает перевешивать хронику?
где факт  искусства не равен факту  жизни? Там где автора  больше.

"Забывай ка  звали"
Да дорогой автор. это реальность, провинция так называемая, и описано все
честно. Только нет другого спасения. ка уехать. Хорошо уже то, что герои
относятся к этой жуткой данности спокойно. не лезут на стену. Но здесь нужен
какой-то еще довод, чтобы он уравновесил ужас пустоты. Жизнь никчемная,
липучая...Кстати, когда я ходила проведывать калеку, у меня было абсолютно то же
чувство, клянусь.Обращение "Первач" скрашивает тягость рассказа, но... Читая
этот рассказ, обнаруживаешь противоречие. С одной  стороны в прозе Мехиной 
твердая  и ясная установка на  добро. Но поскольку  этот рассказ избран
ключевым, а он  мрачен  до невозможности, я  смею предположить что это
выбор издателя, но не автора. А вот лично  я назвала бы  сборник по  другому 
рассказу -"Паутинка любви"

Тася и Фая слишком были похожи в ранней  редакции. Наверно позже прибавилось
черт внешних и психологических, чтобы читатель не смог их спутать.только  в
процессе ругни они сравнялись. В один момент сомнение - почему-то ждешь,
что после удара все поменяется. Но нет.Горбатого могила исправит
(Аплодировать - этот термин несколько выпадает из лексики деревни).
Но в целом рассказ держит внимание, он запоминается. Значит, художественно
состоятелен.
Картины  Мелехиной как  будто написаны  яркими красками, но на черном  фоне. Они слишком  остросоциальны. Кто-то считает  это достоинством, а я не  считаю. Умение автора броситься в  лирическое  о отступление скрашивает  давление социального фона. Пока  еще автор колеблется:  то  правда  факта побеждает, то собственные ч увства.  Мне кажется самые  сильные страницы - это  миниатюры  где  меньше всего социалки и больше  личных переживаний. Кажется  самое оптимальное - это сюжет вкупе  с сердечным голосом. Автор как раз на  этом  пути.