Депардье представил нам нового Распутина

Юрий Красавин
Образ на распутье

Жерар Депардье представил нам нового Григория Распутина, доброго до безрассудства

Юрий КРАСАВИН

В прохладные ноябрьские дни российская общественность с жаром говорит об октябре. О том, что раньше однозначно писали с большой буквы, а теперь не знают как и относится. Октябрьская революция, удивительно, до сих пор не вписалась ни в умы историков, ни простых граждан. Далеко не всё нам ясно и очевидно. Жаждем ответов на свои вопросы, а потому жадно впиваемся в новые факты и их интерпретации.

Начиная с 7 ноября, даты свершения Великой Октябрьской, новгородский киноцентр «Россия» показывает по вечерам новый фильм «Распутин». Далеко не первая, надо сказать, экранная версия образа скандально известного героя российской предреволюционной истории. На этот раз за ключевую фигуру в российской истории взялся самый известный французский актер, а с начала этого года также и гражданин России Жерар Депардье. Он явно симпатизирует своему герою. Перед выходом фильма на широкий экран актер заявил: «Я уверен, что Распутин не мог никому причинить боль. Он, наоборот, забирал чужую боль себе.

И любил Распутин тоже безрассудно. В этом особенность русской души, русской натуры». Вот тебе на! А мы-то привыкли думать, что Распутин был одиозной фигурой, баловнем судьбы, случайно попавшим на бал истории в её минуты роковые, явным смутьяном, сектантом, распутником и мздоимцем.

И вот на волне, поднятой трейлером, публика пошла в кинотеатр, чтобы увидеть, что же нового привнес этот новый русский по фамилии Депардье в нещадно эксплуатируемый в кинематографе образ Григория Распутина, как свежим взглядом читаются события почти вековой давности, что всколыхнули не только Великую и Малую, и Белую Россию, но и весь мир.

С ножницами в руках

Фильм «Распутин» 2013 года – не совсем обычный продукт кинематографа. Российский режиссер Ираклий Квирикадзе взял телеверсию снятого два года назад французами сериала «Распутин», и сделал при помощи монтажа своё видение картины и событий столетней давности. Во Франции «Распутин» с участием Депардье и русских актеров (Владимир Машков, Анна Михалкова, Филипп Янковский и другие) прошел на ура. Ещё бы, ведь это работа вдохновенной Жозе Дайан, признанного мастера телевизионных сериалов! Мы тоже с удовольствием смотрели костюмированные злоключения «Графа Монте Кристо», «Отверженных», но это была французская жизнь, и вдруг в 2011 году французы после экранизации своей литературной классики решили покопаться в русской истории! С чего бы это?

Сериал «Распутин» был снят для французов, он отвечал их чаяниям, а потому публика за рубежом и не предъявила к нему каких-либо претензий. В России сериал раскритиковали, потому что Россия – другое дело! Российский зритель читал роман Валентина Пикуля «У последней черты» («Нечистая сила»), смотрел фильм Элема Климова «Агония», где Григория Распутина блистательно сыграл Алексей Петренко. Продвинутые киноманы вникали в тонкости игры красавчика Алана Рикмана в мини-сериале «Распутин» 1996 года.

Возможно, на том тема тобольского старца была бы и исчерпана, если бы историки не подбросили свежих исторических фактов. В частности, в 2005 году английский телеканал BBC показал документальный фильм «Кто убил Распутина?». Согласно новой версии российские заговорщики были лишь второстепенными исполнителями, а контрольный выстрел в лоб произведён из револьвера британского офицера службы Ми-6. Джеймс Бонд, словом, тоже не дремал! В российском фильме «Заговор» 2007 года английский след истории об убийстве Распутина впервые конвертировали в художественные образы.

Во французском «Распутине» этот момент также учтен, как и укрепляющаяся версия о том, что морально-идейный убийца Распутина – князь Феликс Юсупов, выпускник Оксфордского университета, был гомосексуалистом. Вот, мол, как оно было: народный герой-целитель против богатенького извращенца! На фоне выходок питерского трансвестита любвеобильность Григория Ефимовича по отношению к женщинам – дело почти святое. «Без греха не будет и жизни», – дважды в ходе фильма с охотой, как о своем собственном кредо говорит Жерар. Он к женщинам тоже особо неравнодушен. «У меня 20 детей от 10 разных женщин!», – заявляет Депардье репортерам. Чем вам не Распутин наших дней? Тот тоже любил делать себе амплуа громкими заявлениями и до того всех запутал, что теперь поди разберись что там правда, а что бахвальство простого русского мужика.

Подарок к ноябрю

Режиссеру Ираклию Квирикадзе, известному своим мастерством монтажа, российские продюсеры поставили задачу сделать фильм «более динамичным, энергичным и… правдивым». На это у него ушло около года и к 7 ноября российской общественности был сделан некий взбадривающий укол, чтобы она не дремала в эти пасмурные ноябрьские дни. В фильме другая музыка, другая озвучка главного героя, введен традиционный для российского кинематографа закадровый голос рассказчика. Но ножницами, как известно, можно только укорачивать. Фильм смотрится явно урезанным, причем не только по времени – он идет лишь полтора часа (97 минут), что стало уже непривычным, но и по содержанию, по осмыслению, по новизне.

Передать атмосферу предреволюционного времени двум режиссерам благодаря натуральным декорациям – карета долго-долго подъезжает к отреставрированному и блистающему позолотой дворцу, дорогостоящим костюмам,  превосходной актерской игре и монтажу более-менее удалось, но ответов на традиционные русские вопросы не прозвучало, и проницательный зритель ушел недовольным.

Интересно, что Владимир Машков в фильме Квирикадзе играет последнего российского императора Николая II, а нынешним летом в Витославлицах близ Великого Новгорода он изображал уже Григория Распутина для грядущего российского сериала. Неутолимая жажда переосмысления роли старца в российской истории порождает новые и новые художественные интерпретации. Вот и американец Ди Каприо, пишут, сыграет нам Распутина. Тогда, можно надеяться, мы увидим и современную заокеанскую точку зрения на события русской истории. Мировой кинематограф любит концентрироваться вокруг одной фигуры или события. То спасение планеты от астероида, то Колумб, то гибель «Титаника», то Авраам Линкольн... Теперь вот семейный друг российского самодержца Гришка Распутин и гибель Российской империи. Всем интересно понять как же такое могло случиться, что сильнейшая в мире держава, без пяти минут официальный победитель в Первой мировой войне со всей вытекающей отсюда выгодой, вдруг предпочла революцию со всеми вытекающими отсюда сложностями и убытками?

Не каждый, но, как правило, один фильм из плеяды выходит очень убедительным. Как выстрел в десятку, за что и получает Оскара или Золотую пальмовую ветвь там... Однако фильм «Распутин» образца 2013 года скорее лишь заявка на нечто более мощное, чем он сам. «Был ли Распутин злом?» – предлагает нам задуматься закадровый голос в конце фильма. А ведь мы-то ждали ответов, а никак не вопросов по означенной теме! 

Выставляя русского крестьянина Тобольской губернии добреньким дяденькой, которого нагло оболгали и зверски убили, авторы фильма скорее всего хотят дать корректировку традиционной советской версии того, как разворачивалась Русская революция в 1917 году. В принципе, мы уже впитали теорию, согласно которой царь был слабым, рефлексивным, а Временное правительство никчемным, и только большевики... Однако всё больше россиян подвергают такую версию сомнению. Владимир Машков играет царя не слабого! Николай II слушал многих людей своего окружения, но вот как он выносил решения – это ещё предстоит понять.

Ну не мог один человек, придя пешком из глубинки, настолько повлиять на правящие головы в столице, что огромная империя развалилась!  Была ли тут виновата война, в которую Россию втянули, или подрывная деятельность иностранных спецслужб, психологическая усталость народа, или всё вместе – решать, выходит, нам, потомственным или по первому году россиянам. Будем ждать новых фактов и нового осмысления событий столетней давности.

Опубликовано также в сокращении:
http://novved.ru/kultura/26819-vmesto-soka-kontsentrat.html