Чемпионы. Нели Лишковская

Дмитрий Волжанин
  http://proza.ru/2012/12/22/897

  - Ты гений, Толя!
  - Ну что ты, Лосский! - "гений" рассмеялся и даже очки на его носу подпрыгнули. - У меня дар. Талант. Только и всего!
  - Не скромничай, дорогой. Я особо не разбираюсь, но последняя игра шокировала всех. Никто и не предполагал, что ты сделаешь подобный ход.
  - Это было немного неожиданно... Даже для меня самого!
  Время было послеобеденное и оба они сидели под большим пёстрым зонтом на просторной веранде, откуда была видна центральная часть пляжа. Курортный сезон был в разгаре. Кругом можно было увидеть загорелых людей и продавцов мороженого, отовсюду слышались модные ритмы. Всё это явство было приправлено гарниром из запаха пляжных кремов и водорослей, шума белогривых волн и беззаботного смеха.
  - Не выпьешь ли ещё один "апельсин"?
  - Не обижайся, Толя, но я сыт по горло твоими натуральными соками!
  - В таком случае ты ведь не откажешься пропустить "по маленькой"?
  - Это уже другое дело - потёр руки Лосский.
  Полноватый, лысый мужчина был бизнесменом по природе и по жизни. Знакомые не могли объяснить дружбу между ним и Толей - непобедимым гроссмейстером. Их реально ничего не связывало. Не было никаких общих интересов, да и разница в возрасте была солидной. Несмотря на это, они были друзьями вот уже почти 25 лет.
  - Ты заслужил свой отпуск, двух мнений быть не может - бизнесмен восторженно наблюдал за кубиками льда, растворяющимися в искрящейся жидкости. - А я даже не помню, когда в последний раз отдыхал. На самом деле!
  - Такова твоя судьба.
  - Наверное... Вот и сейчас - приехал повидаться с тобой, но через час должен быть за 120 километров отсюда. Слава Богу, что у меня отличный шофёр!
  - Бизнес есть бизнес!
  - Не могу не поехать! Потеряю несколько миллионов!
  - Серьёзная причина!
  - Ну ладно, чемпион, я пошёл охотиться за мистером Несколько миллионов! - поднялся Лосский.
  - Желаю успеха, охотник!
  - Спасибо - они пожали руки и Лосский похлопал его по плечу. - Отдохни хорошенько перед Большим турниром. Расслабь нервишки и... никаких шахмат! Не так ли?
  - Никаких!

  ***

  Толя сидел в фойе отеля. Кто-то подошёл.
  - Извините... Вы играете в шахматы?
  Он поднял голову. Посмотрел на молодого человека, одетого в синюю футболку и короткие шорты. Парню было лет двадцать. Под мышкой он держал деревянную шахматную доску.
  - В принципе, да.
  - Чудесно! - оживился юноша.
  Он сел на стул, стоявший напротив и начал расставлять фигуры, одновременно бормоча:
  - Меня зовут Бобби, я помощник повара на кухне. Видите ли, у меня есть партнёр, с которым мы играем во время перерыва, но он заболел и теперь... Я уже три дня не нюхал ни одной партии, так как мои коллеги понятия не имеют об этой игре. Вы не подумайте, что я буду вам надоедать, совсем нет! Просто... у меня руки чешутся, понимаете?...
  - Нет - отрезал Толя.
  - Что?
  - Не понимаю, молодой человек.
  - Только одну партию, а? Прошу вас! Я не буду вам больше мешать. Да и перерыв мой скоро закончится...
  Помощник повара сидел перед готовой доской, сконфуженно поправлял свой поникший чуб и даже покраснел. Толя почувствовал знакомый зуд и понял, что не устоит перед искушением. Да и что там - всего одна игра. Поставит малому мат в три хода и всё!
  - Ладно, но только одна игра.
  Бобби даже подскочил от удовольствия и сразу склонился над доской.
  - Больше любите играть чёрными?
  - Нет, белыми, но сейчас я их уступаю. Начнёшь первым... Даю тебе фору, парень, смотри же, используй её!
  - Большое спасибо!
  И начали.
  Через десять минут гроссмейстером овладело какое-то смутное подозрение и внутреннее беспокойство. Парень делал такие осмысленные и точные ходы, что он был вынужден спросить:
  - Извини, Бобби, ты давно играешь?
  - Недавно - улыбнулся тот.
  - Очень нестандартное мышление проявляешь, парень. Очень... непредсказуемое.
  Следующие несколько ходов они сделали молча. Толе становилось всё жарче, несмотря на старания кондиционера. Огненные волны периодически прокатывались по нему . Позиция его была, мягко говоря, ужасна. Он не мог себе объяснить, какие ошибки он допустил и чему был обязан сложившимся положением. Наверное, полной расслабленности, которую он позволил себе во время отпуска. И сейчас его мозг отказывался работать. Или же он недооценил противника?... А что если парень знает какие-нибудь суперкомбинации и поставит ему мат?... Он не мог допустить подобного. Потому что он очень хорош. Он лучший!... Лосский любил называть его "гением", но однажды сказал ему, что "всегда есть кто-то лучше, красивее и умнее тебя." Хитрость в том, чтобы не оказаться с ним в одно и то же время в одном и том же месте. И почему эти слова вспомнились ему имено здесь и сейчас?
  - Кто тебя учил, Бобби?
  - Дино, мой партнёр. Я ведь говорил вам о нём? Он болен, но ничего серьёзного... Он работает официантом в баре на углу. Раньше он месяца три играл с одним из своих коллег, но того уволили. С тех пор я с ним играю, хорошо, что перерывы у нас в одно время. - Бобби сделал ход слоном и довольный, откинулся назад. - Между прочим, вам шах!
  Чемпион вздрогнул и снял очки. Вынул платок и стал нервно протирать их.
  - Было приятно, но я должен идти.
  - Подожди, парень. - Толя перевёл дух. - Игра же не кончилась.
  - Да, но кончился мой перерыв.
  - Один вопрос, Бобби. Сколько точно ты играешь в шахматы?
  - Когда Дино остался без партнёра, он научил меня. Значит... месяца два, как-то так...- он лучезарно улыбнулся. - Честно говоря, до этого я не знал, как расставляются фигуры и не отличал пешку от ладьи... Однако сейчас только Дино всё ещё удаётся меня напугать... время от времени. Другим я не проигрываю!
  Значит, есть кто-то ещё лучше, чем этот парень. У Толи опустились руки. Лицо его было песчаного цвета. А помощник повара продолжал:
  - А вы, признаюсь - действительно сильны! Мне потребовалось целых пятнадцать минут, чтобы прижать вас к стенке! Спасибо, но я должен идти... Кстати, как вас зовут?
  - Анатолий.
  - Я вас запомню. До свидания.
  Толя подумал, что никогда не забудет эту партию. Хорошо, что черноволосый парень не понял, с кем играл! Потом он пошёл в бар отеля и заказал себе большую порцию виски. Без льда.

  ***

  - Привет, дорогой. Выглядишь не очень. - Лосский приобнял его по-дружески.
  - И чувствую себя так же.
  - Может, климат плохо на тебя повлиял, а, чемпион?
  - Да нет... Вот скажи мне честно, Лосский... Я гроссмейстер, так? Чемпион? Уже десять лет как самый лучший?!
  - Слов нет! Ты гений!
  - Я играл даже с компьютером! И загнал его в патовое положение, так?!
  - Конечно, дорогой, так и было! - удивление его приятеля росло. - Что за глупые вопросы?
  - Спрашиваю, потому что проиграл одну партейку.
  Лосский поперхнулся и выплюнул виски.
  - Видишь ли, друг, ты оказался прав. Всегда есть кто-то лучше, красивее и умнее тебя... Был тут один парень, который работает в отеле, где я остановился. Бобби - черноволосый молодой человек, помощник повара на кухне.
  На растерянном лице Лосского появилось недоверие. Потом он расплылся в широкой улыбке и громко расхохотался. Наконец смог произнести:
  - Ни с кем ты не играл! Ты же обещал не играть!... Разыгрываешь меня, да? Ну ты даёшь! Шутник!... Гений!...
  Толя смотрел на него пару минут с невероятно серьёзным видом. Потом решил, что разумнее будет последовать примеру своего приятеля. И согнулся от неудержимого хохота. Очки его соскользнули на кончик носа. Он поймал их за мгновение до того, как они могли упасть и разбиться о мраморный пол, который расположением своих двуцветных плит напоминал шахматное поле.

  Перевод с болгарского:
  Дмитрий Волжанин