Фазиль Искандер о ХХ веке и вечных ценностях

       В предисловии к роману «Человек и его окрестности» Фазиль Искандер прямо называет событие, накануне которого он закончил работу над книгой, — путч, то есть 19 августа 1991 года. В первой главе «Ленин на «Амре» много примет времени — начала 90-х ХХ века. Эту главу писатель считает «формообразующей для всей книги», потому что «всё, что случается в остальных главах вплоть до признаков полураспада нашего государства, естественное следствие победы ленинской мысли». (1)

   Повествование разворачивается, и в его орбиту попадают всё новые временные пласты: коллективизация, репрессии 30-х годов, Великая Отечественная война и послевоенные годы  -   таким образом роман охватывает почти весь ХХ век.
 
       Заветные мысли о добре и зле, о Боге и вере, о природе власти и  месте интеллигенции в жизни страны писатель доносит до читателей через своих любимых героев. Это Юра (глава «Рапира») и Заур («Сумрачной юности свет») -  интеллигенты, бессребреники,   философы. Жизнь наперекор времени закалила их, освободила разум от идеологической «пыли», отточила логику мышления, сделала взгляд зорким.
 
    Юру и Заура никак нельзя назвать слабыми или неудачниками. Это умные, волевые, целеустремлённые люди. Они сильны физически ( Юра — в прошлом чемпион страны по рапире, Заур занимался боксом), смелы и могут постоять за себя в любых обстоятельствах.   Изо всех поприщ они сознательно выбрали науку, потому что видят смысл  жизни в поисках  истины, а не места под солнцем.
 
      И Юра, и Заур могли бы легко добиться успеха в жизни, успеха в том смысле слова, в котором понимает его подавляющее большинство. В советской системе это было нетрудно, надо было лишь оставаться в её плоскости и научиться мыслить категориями, предложенными  её идеологами.

     С этим блестяще справляется ещё один герой романа — Борис Борзов (глава «Море обаяния»). Он достиг зрелости, имея полный набор атрибутов успешности: докторская диссертация,  квартира в Москве, машина, жена, любовница. Однако, добившись всего этого,  герой сильно измельчал душой: он очень интересуется вещами, не всегда держит своё слово и,  понимая, как далеко то, чем он занимается, от настоящей науки, продолжает свои «научные» изыскания.

     На слова рассказчика о том, что решить проблему бесскорлупных яиц в  конце концов так и не удастся, Борзов цинично отвечает: «Не важен результат, важен процесс». Процесс для него — это высокая зарплата, заграничные командировки, возможность вращаться в высоких столичных кругах и заводить полезные связи.

     Система хорошо награждала умных людей за послушание. Однако жизнь в русле застойного времени превратила подававшего большие надежды Борзова в приспособленца, внешне преуспевающего, но абсолютно пустого.

   Попытки мыслящих людей выйти за очерченный режимом круг  проблем, идеалов или, не приведи Бог, подняться над ним решительно пресекались. В лучшем случае это было упорное замалчивание, а в худшем... «В идеологическом государстве свободный ум — враг, - пишет Искандер. - Он всегда преследуется». (2)  Именно поэтому Заур из главы «Сумрачной юности свет» постоянно балансирует на грани конфликта с системой.
 
      Герой понимает, что  в тяжёлые времена, когда торжествует неправда и произвол, вечные нравственные ценности могут сохраняться только народом. Этим, скорее всего, и объясняется то, что он работает в республиканском институте истории и этнографии.

      Как личную трагедию воспринимает Заур потерю малыми народами своих этических традиций, самобытной культуры:
     «Средства информации, создавая иллюзию приобщённости к мировой жизни, вносят в сознание народа ложный стыд за особенность собственных неповторимых традиций: если все живут по-другому, надо и нам не отставать от других». (3)
 
       Заур -  подлинный интеллигент, который чувствует свою ответственность, хочет, чтобы его знания, труд приносили пользу людям, живущим в смутное и жестокое время:
     «Дело интеллигенции, считал он, корректировать, смягчать, очеловечивать отношения государства с народом».(4)

      Но как быть, если государство не хочет прислушиваться ни к каким советам?
     «Быть честным в рамках собственной жизни, что тоже нелегко, но тоже возможно. И этим самым сохранить храбрый огонёк живой души, который, конечно, не может озарить страну, но он побеждает идею полноты мрака! Да, думал Заур, сейчас важнее всего победить идею полноты мрака».(5)

   Другой любимый герой Искандера -  Юра («философ-мистик») видит спасение  в стремлении каждого человека следовать законам добра. Он считает, что нет общих принципов, по которым можно было бы улучшить жизнь в целом и что от каждого человека зависит, каким будет наш мир. Если человек не видит красоты добра, то страхом Божьего суда его не всегда можно запугать.   В рассуждениях героя о Боге звучит призыв помнить о вечных нравственных ценностях, потому что только они делают человека человеком:

     «Бог не всесилен, Бог прав! Это ветхозаветная традиция думать, что Бог всесилен. Так детей до определённого возраста можно держать в рамках только всесилием наказания, а не красотой правоты. Бог всесилен только вечностью своей любящей правоты. Тут на земле войны, насилие, затмение разума, жестокость, подлость, предательство, это длится века, тысячелетия! Но человек вдруг, очнувшись, озаряется: пока всё это происходило здесь, там, где-то наверху, его ждала долгая, терпеливая, ничем не истребимая, любящая правота. Всё пройдёт, а правота Бога останется! Его правота вечна, и она вечно взывает к нашему соучастию. Испепеляющая душу деталь, если вдуматься! Бог прав, но его правота нужна не ему, а нам. Вдумайся, он призывает меня помогать ему спасать меня. И так каждого».(6) 
      
      Мысль об ответственности человека за всё происходящее вокруг близка и Зауру:
     «Толстой, провернув в своих могучих мозгах все утопии социальных и философских учений, пришёл к единственному выводу: очищайте собственные души от собственной скверны, и тогда человеческое общество очистится само. Другого пути нет».(7)
      


       «Красота нормы, или Мальчик ждёт человека» - ещё одна важная глава. Она посвящена одному из лучших человеческих чувств — чувству благодарности. Происходящие события показаны глазами ребёнка. Это очень важно и для писателя, и для читателя. Ведь ребёнок, разум которого не замутнён ещё никакими догмами и стереотипами, видит первооснову вещей и явлений, интуитивно и безошибочно отличая хорошее от плохого, правду от лжи.
   
     До революции дядя мальчика Самад был известным адвокатом и сумел защитить от несправедливого обвинения крестьянина Вартана. С тех пор Вартан, привозя на городской рынок фрукты, всякий раз приходил в его дом  с гостинцами. Прошло много лет; были арестованы и сосланы отец и второй дядя мальчика; друзья семьи, опасаясь за свою свободу и жизнь, перестали бывать в их  доме, и только дедушка Вартан продолжал приходить со своей неизменной корзиной за плечами.

     День, о котором так подробно рассказано в главе, - особенный для маленького героя. Недавно был арестован дядя Самад, и вопрос: придёт ли теперь дедушка Вартан — важнейший для мальчика. От того, как решится этот вопрос, зависит, будет ли он и дальше верить людям или эта вера окажется потерянной навсегда. Приход дедушки Вартана — огромное счастье для мальчика:
     «Мальчик любовался, любовался его приближающейся фигурой, чувствуя, как всё его тело наполняется восторгом, и словно боясь, да и в самом деле боясь, что этот восторг его сейчас разорвёт, сорвался с места и побежал во двор».(8)   

     Даже один человек, живущий по законам  добра и совести, способен что-то изменить в мире. И  после его смерти память о нём, подобно маяку, продолжает  давать живущим надежду. Потому что прошлого нет, оно растворяется в настоящем и во многом определяет будущее, а человеческая память обладает спасительной силой. Воспоминания о дедушке Вартане помогают выросшему герою выстоять в самых тяжёлых обстоятельствах.

     Последние строки главы звучат гимном человеку и человечности:

     «...Прошли годы. Война оказалась добрее тюрьмы. С войны хоть и не все, но многие вернулись. Из тюрем не вернулся никто. И отец не вернулся.
     А дедушка Вартан до самой смерти приходил к ним домой с остроугольной плетёной корзиной за плечами, наполненной отборными деревенскими фруктами. Но мальчика уже не было в городе. Он был студентом и учился в Москве. И он всю жизнь помнил дедушку Вартана. И в самые подлые, в самые размазанные времена, когда, стоило положить руку на плечо близкого человека,  и плечо вдруг дрябло оседало или, что ещё хуже, юрко умыливалось, он внезапно вспоминал дедушку Вартана и откуда-то сама подымалась сила жить и выстаивать.
     Право сделавшего добро забыть о сделанном добре. Обязанность согретого добром помнить об этом. Мир рушится там, где эта связь разомкнулась, где сделавший добро назойливо памятен, а согретый добром впадает в беспамятство.
     Мир, в котором ты видел хотя бы одного человека, всю жизнь благодарно помнившего о сделанном добре, даже тогда, когда сделавший добро начисто забыл о нём да и сам сгинул, отдав своё лёгкое тело вечной мерзлоте, этот мир ещё не окончательно протух, и он в самом деле стоит нашей отваги жить и быть человеком».(9)    

         
      
     ХХ век стал для России веком потрясений: мировые войны, революции, насилие и произвол, тюрьмы и лагеря... Время неумолимо ко многим героям Искандера. Казалось бы, то, что им пришлось пережить, должно было подавить их волю, убить  веру в добро и справедливость. Но этого не случается, потому что на страже жизни стоят любовь и вера, вера в Бога и в народ, в его способность хранить и передавать из поколения в поколение вечные нравственные ценности.

          ноябрь 2012

------------------------------------------------

1. Фазиль Искандер Человек и его окрестности. Москва. Олимп ППП 1993 стр.3
2. там же стр.162
3. там же стр.163
4. там же стр.165
5. там же стр.165
6. там же стр.69-70
7. там же стр.164
8. там же стр.145
9. там же стр.150


Рецензии
Я подозреваю, Вера, что все Ваши обозрения как есть лекции для студентов филологических факультетов! Наверное, слушая Вас каждый студент влюбляется в литературу, особенно в литературу русскую, как я, дремучий когда-то, в институте культуры очнулся от лекций по литературе начала 20 века... О Фазиле писателе-философе нужно рассказывать молодым обязательно, он был одним из столпов в советской литературе, равный своим современникам Думбадзе, Айтматову, Астафьеву... Мильон читателей Вам! С уважением,

Габдель Махмут   16.10.2019 19:09     Заявить о нарушении
Я работала в пединституте только на подготовительных курсах. Учиться в аспирантуре хотелось, но не было материальной возможности: жизнь сложилась так, что мне с семнадцати лет пришлось зарабатывать себе на хлеб. Так что некоторые статьи - сокращённые лекции для одиннадцатиклассников, а большинство - мои размышления о современной литературе.

С благодарностью и добрыми пожеланиями.

Вера Вестникова   16.10.2019 20:16   Заявить о нарушении
Хорошее дело Вы делаете, Вера! Даже здесь (пишущие люди должны бы знать, вроде!) полно не ориентирующихся в истории литературы. Пусть хоть через Вас окунаются в этот богатый мир, учатся у классиков, как надо работать... Искренне Ваш почитатель - ГМ.

Габдель Махмут   17.10.2019 08:42   Заявить о нарушении
На это произведение написано 13 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.