В саду

Баюн Дымояр
В САДУ

Однажды кошка прогуливалась в саду раджи и увидела в клетке барса:
- Приветствую тебя, о достопочтеннейший, - промолвила кошка.
Барс же, евший кусок оленя, принесенного служителем, подумал, что кошка, вероятно, хочет мяса и пытается льстивым обращением расщедрить его. Поэтому он решил не обращать на нее никакого внимания. Умная кошка поняла это.
- Воистину, если бы ты был свободен, то проявил бы хоть некоторую учтивость, - изрекла кошка. - Но так как ты пленник, то под твоей красивой шкурой глупо было бы узреть учтивость.
"Глупая кошка", - подумал барс, урча от удовольствия. - "Разве вежливость вкусней мяса!?"
- Конечно, - продолжала кошка, моя свою правую лапку. - Вежливость не вкусней мяса, но зато она дает нечто более важное и полезное.
Удивление барса было настолько велико, что он забыл об олене и своем решении молчать.
- Что же это важное, о чем говоришь ты, и что я не могу постичь?
- Свобода, - сказала кошка, почти зажмурив глаза, развалившись на мягкой травке чудесного сада.

Надо вам сказать, что кошки - народ исполненный мудрости предвечной
и речь их весьма разнообразна, поэтому они никогда не ограничиваются одними словами, а используют язык немногим ведомый - язык сей имеет название - "преимущество положения". Никто другой не может лучше кошки, обладающей истинным артистизмом, использовать этот язык. Лишь немногие, очень немногие могут в лучшем случае понять...

Барс не был глупцом. Он был хороший охотник. А хорошему охотнику нужен хороший ум. Но мудрая кошка - а это была мудрая кошка - весьма учтиво дала ему понять преимущество своего положения, возлежав на мягкой душистой траве. Барс же, находясь в клетке, не мог себе этого позволить, но у него были, по его мнению, большие преимущества перед этой "праздношатающейся". Поэтому он принял вид высокого достоинства.

- Если бы ты знала мое высокое положение, то вряд ли бы тебе пришло на ум дразнить меня тем, чего у меня нет. Да, я сижу в клетке и не имею возможности гулять по саду, как ты, но я служу. Меня ласкает сам раджа - я его любимый и лучший охотник, никто другой лучше и быстрей меня не сможет нагнать добычу. Я смел и не побоюсь схватки с тигром или львом. За мной ухаживают лучшие люди князя. Да, я в клетке, но она настолько велика, что в ней я могу и бегать, и прыгать. Даже ты предпочла ублажить меня, пленника, из-за куска мяса.
- О, трижды глупый барс, если бы ты не сидел все время в клетке, то знал бы, что до того, как мы встретились, я совершила весьма достойную трапезу из куропатки и чашки молока, и мое вежливое приветствие не было знаком слабости, но знаком сытости и довольства жизнью.

Барс понял, что попал впросак, но не желал сдаваться, и, дерзко рассмеявшись, столь же дерзко спросил, утверждая:
- Куропатку ты украла у кухаря, а молоко вылакала у зазевавшегося молочника...
На что кошка с достоинством отвечала:
- Да, почтенный, я свободна, и свобода дает мне право совершать некоторые грехи. Скажу по совести: многие мои соплеменники весьма склоны к греху воровства. Но ведь я свободна не только совершать грехи, но также творить и добродетели, а потому предпочитаю творить последние, дабы люди, чьим мнением я дорожу, не посылали мне в след нареканий, но перед друг другом воздавали почести. И если бы ты, столь дерзко меня вопрошающий, не сидел в клетке. То знал бы, что куропатку я добыла сама, так как я неплохая охотница, а молоко заработала у судьи, которому дала разумный совет, помешавший ему совершить грубую ошибку. Но я вижу, что напрасно я это рассказываю, ибо ты все равно не веришь в истинность моих слов.

 Барс был обескуражен. Он, только что, хотел было высмеять кошку, придав ее речи лживый характер, как она тут же раскрыла его намерение.
- Не смущайся, о, недальновидный, - снисходительно усмехнулась кошка. - Если бы ты не сидел в клетке, то понял бы по характеру моей речи, что подобные беседы я веду не в первый раз, и изрядно в этом преуспела, ибо научилась этому у людей, ходя, где вздумается, слушая и запоминая.
Прощай же и помни, что в вежливости надо прилагать усилий больше, чем в поимке добычи для раджи. Ибо плоды всей твоей охоты есть всего лишь нога оленя в виде снисхождения. Плоды же учтивости более разнообразны, но самый сладостный из них - уважение.

  И кошка, поточив коготки о дерево, легко покачивая хвостом в знак глубокого удовлетворения, отправилась по своим делам. Барс же увидел, что солнце, находившееся во время их беседы за деревьями, теперь в зените и заливает всю его клетку не оставляя места тени. Кошка же беседовала с ним, пока они находились в тени.
 
        Понял он, что как бы ни был кто-либо высок, не должно никому, возвышаясь, пренебрегать никем, потому что пренебрегающий может стать тем, кем пренебрегают. И, поняв это, восхищённый барс воскликнул: "Да благословят Небеса пути твои, о, мудрейшая!"

Кошка же не обернулась, ибо мудрость не нуждается в признании глупцов.



                ~~~  * * *  ~~~о