Утро. Глава 13

Александр Смирнов 6
               
                13
               
                Утро.

          Как бы не было хорошо, тепло и уютно в домашней постели, в которой так и
хотелось нежиться, потягиваться, чтоб все косточки сладостно распрямились и встали на
 свои места; никуда не спешить, и улыбаться от того, что пришло
 новое утро и ты жив, здоров, полон надежд и уверенности, что уж сегодня-то у тебя всё
 будет хорошо, хотя бы потому, что рядом никто не храпит, и не топает сапожищами
 дневальный у тумбочки, - сон окончательно покинул меня по армейской привычке ровно в
 шесть часов. Было ещё совсем темно, и мама ещё не вставала; а ей сегодня надо было на
 работу. Она работала в последнее время сестрой-хозяйкой в стационаре железнодорожной
 больницы. Было очень тихо, даже не слышались гудки локомотивов со станции, будто и там
 перед рассветом все задремали. И мне ещё не хотелось вставать,  и думать ни о чём не
 хотелось; но как бы я ни старался улечься поуютнее и подремать ещё часок-другой - у меня
 ничего не получалось. Да и моя любимица - кошка Василиса - всю ночь проспала со мною,
 свернувшись калачиком, и при малейшем моём движении она непременно начинала мурлыкать,
 как бы успокаивая меня.
         "Да... да... Лишь однажды мы живём, - вдруг вспомнил я сказанную кем-то фразу.
- И другого раза жить нам не дано..."
         Нет, далеко не первый раз пришла мне в голову такая мысль. "Любое живое существо
 рождается для чего-нибудь, -  рассуждал я. - Даже, вон, кошка - и та нужна, чтоб мышей
 гонять да мне свои песни мурлыкать. И я для чего-то, ведь, нужен, раз родился! Родился -
 пригодился... А я до сих пор не знаю - для чего я?.. Рано или поздно - мне всё равно
 нужно решить этот вопрос... никуда от него не деться. И армия - это только отсрочка... Я
 год назад не смог решить этот "ресбус-кроссворд" - как говорил Райкин, -  вот и отсрочил
 на два года... Ещё год остался.  А что потом?.." - рассуждал я, но, как и раньше, -
 ответа не видел. И эти размышления портили мне  приятные ощущения от тёплой мягкой
 постели, от домашней спокойной обстановки. Да и хорошая мысль в голове вертелась: "Худо
 ли, бедно ли, но все мои грехи и страхи за них - теперь в прошлом; я освободился от них,
 и теперь свободен жить дальше без этого груза. Осталось только... догадаться - как жить!
 Ну, не могу я жить: нажравшись от пуза и поплёвывать в потолок! Не видел я в этом
 никакого удовольствия и, тем более - счастья! Мне надо было непременно что-то делать, да
 чтоб ещё и смысл в этом делании был! Такой я... "свихнутый", что ли?"
          А мама уже встала и хлопотала по хозяйству, пока я мучил себя вопросами и
 портил себе этим утро, а потом она подошла и ко мне.
         - Ты уже не спишь? А я поросёнка и кур накормила. Тебе готовить ничего не буду:
 со вчерашнего еды осталось навалом, в холодильнике всё найдёшь и разогреешь. Будешь со
 мной завтракать или поваляешься ещё?
         Я пожал плечами.
         - Да... не знаю. Ещё не проголодался.  Если - только за компанию.
         И, решившись, я уверенно встал. Пока я умывался и ходил на двор, мама
 приготовила завтрак.
         - А хорошо подморозило за ночь, - заметил я. - А там, где я служу, ещё довольно
 тепло, только дожди часто поливают.
         - Конечно, там же Россия, и климат другой; а тут Сибирь, - почему-то вздохнула мама.
         - Мама, а я ехал сюда на поезде, и он проходил по тем самым местам, где мы
 родились, - догадался я о причине её вздоха. И ещё... мне страшно хотелось расспросить
 маму - об отце, родном отце. Но я навсегда запомнил, как однажды, ещё мальчишкой,
  поинтересовался о нём, и как она оборвала все мои вопросы: "Никогда, слышишь, никогда
 не напоминай мне о нём! Нету его для нас: умер, сгинул к чёрту в тартарары! Пожалей ты
 меня: забудь о нём!" И в то же время... постоянно, сколько себя помню, она - стоит
 только мне сделать что-то по-своему, "показать свой характер" -  непременно сердито
 замечала: "Ну... весь в родного батюшку! Такой же... настырный!" И... волей - неволей,
 мне порой думалось, что... раз она отца моего так ненавидит - а я "весь в него", и
 постоянно напоминаю ей его, то и... меня она только... терпит.
         - Да... - согласилась мама и на какое-то время задумалась. - Знаешь, Илюша, а я
 хотела поговорить с тобой... серьёзно, ещё вчера вечером, но не получилось. А нам надо
 поговорить...
         Я терпеливо ждал, не перебивал её... Я умел  слушать.
        - Тут такое дело... В субботу надо будет поросёнка заколоть на мясо, хватит его
 уже кормить... Да и морозы начинаются, мясо уже не пропадёт. Не беспокойся! Я хорошо
 знаю, что ты этим не занимаешься, ты и мухи не прибьешь. Но помочь надо будет, сынок.
 Заколют без тебя. Придёт один человек...  Он всё сделает. Только ты... присмотрись к
 нему. Я имею в виду: познакомься с ним... поближе. Хорошо? Его Николаем зовут.
         "Вот оно!.. - враз понял я, о чём сейчас пойдёт речь. - Придёт этот... "мастер,
 который... с интересом"". - Я продолжал молчать и ждать: я чувствовал, что это только
 прелюдия к основному разговору. Но мама уж слишком долго не решалась продолжить разговор
 и молчание неловко затянулось. Мне стало совестно: ведь я же догадался  о том, что она
 хотела мне сказать... и решил помочь ей.
         - Хорошо, мам...
         - Илюша... - мама не могла подобрать нужных слов. - Илюша, ты только пойми
 правильно, сынок, и не обижайся на меня! Понимаешь... Я всё одна да одна... Ты далеко,
 служишь... А мне каково одной? Да и... потом... - мама вновь надолго замолчала. - Мне,
 ведь, только сорок лет!.. У тебя, ведь, всё равно будет своя семья, свои дела, а я...
- и мне в её голосе послышались слёзы.
         - Не надо, мама...
         - Что - не надо? - встрепенулась она.
         - Не надо так... расстраиваться! - я даже чай отставил в сторону и посмотрел ей
 прямо в глаза.
        Я видел, что она меня не совсем понимала, сомневалась. Ей нужны были конкретные
 слова. Но и я что-то сильно разволновался, даже покраснел и... и виновато опустил глаза.
        - Конечно, мама... Я понимаю... Я не против... Я не буду мешать... Меня ещё целый
 год не будет! Ну, и... чего ты будешь одна? Да и потом - я всё равно не буду помехой, 
я всё равно... буду устраивать свою жизнь... А тебе надо налаживать свою жизнь! -
 наконец-то я высказал всё то, что было так трудно сказать! - Только, мам... чтоб это всё
 у вас серьёзно было, - почему-то тяжело добавил я, совсем не ожидая той реакции от мамы,
 которая последовала;  я даже вздрогнул и ещё больше покраснел.
          Мне показалось, что мама охнула, осеклась и тоже... покраснела!  "И как я,
 здоровенный дурак, не смог догадаться раньше, что будь у них всё серьёзно и нормально,
 то у них был уже целый год - и сойтись и жить нормально! И... без меня бы всё сладили!"
 - крепко выругал я сам себя за недогадливость... и даже растерялся... и не сразу
 нашёлся, что сказать. Видел я и хорошо помнил фильмы: и "Зимнюю вишню" и "Осенний
 марафон" - и мне всегда были неприятны те чувства, которые они оставили во мне...
         - Я и ждала тебя, когда ты приедешь, чтоб поговорить с тобой, - сказала мама,
 будто прочитала мои мысли! - Понимаешь... у него есть семья. Но они... уже почти и не
 живут... ждут развода. Да никакой жизни там у них уж и нету. Так только... И я не знала:
 как ты... что ты... скажешь? Ну, а теперь!.. Теперь!.. - мама вдруг повеселела, и
 слёзы... настоящие слёзы заблестели в её глазах.
         - Ты умный у меня!.. Всё понимаешь! Спасибо, сынок! - прошептала она и вытерла
 подолом фартука покрасневшие глаза. - Ну, а в субботу вы познакомитесь. Я знаю, я
 уверена, что он понравится тебе! -  повеселела она.
         - Да мне-то что... Главное - тебе чтоб нравился! Вам жить! - облегчённо вздохнул
 и я, будто огромная ноша свалилась с меня, и стал допивать чай. А мама стала собираться
 на работу.
         - Мама, а он... шофёр, на КамАЗе? - наверное, в первый раз в жизни ляпнул я,
 совсем не подумав! И ещё слова мои звучали в воздухе, а я уже испугался: зачем я их
 произношу!?
        - Откуда ты знаешь? - очень удивилась мама, даже остановилась посредине кухни.
        Я пожал плечами равнодушно, хотя сердце-то у меня ёкнуло!
        - Да я так... просто спросил, наугад, - пробубнил я, а сам глаз на маму не поднимал.
        - Да, он шофёр на КамАЗе. Ещё могу сразу сказать, чтоб знал: у него две дочери,
 уже большие. Одна школу заканчивает, а меньшая - в седьмом классе, что ли, не помню. Но
 они его... и за человека не считают! Всё, что им от него нужно, это: чтоб он им деньги
 приносил - и всё. Да, не хочу об этом даже говорить, - отмахнулась она.
         А мне не давал покоя ещё один вопрос, давно он "вертелся" у меня "на языке", с
 самого детства, а теперь вдруг так "подпёр", что не было уже никаких сил сдерживать
 себя, да и обстановка  благоприятствовала, и я не выдержал... спросил:
        - Мама... можно тебе один вопрос задать? Только ты, пожалуйста, не обижайся...
        - Что ещё? - напугалась мама, а потом помягче, - Ну, спрашивай.
        - Мама... а, вот, ты, когда убегала со мной, маленьким, тогда... - ты убегала
 только от... Алексея? Только он был причиной, или... у тебя ещё какая-то цель была, мечта?..
        Мама искренне-удивлённо посмотрела мне в глаза.
        - Что-то ты нагородил, что я ничего не поняла... Что ж мне было делать: вновь
 голову ему подставлять, чтоб добил уж совсем, что ли? А рано или поздно - он бы сделал
 это, я даже не сомневаюсь. А какая ещё могла быть цель? С чего ты выдумал?
        - Да, ты права, мама - ты не поняла меня, я не то спрашивал, - вздохнул я. - Я-то
 имел в виду... может, мечта у тебя какая была?.. Ну... мир посмотреть, новые места?
 Новостроек тогда много было.
        - Ничего у меня не было... Ты был, и страх... У меня, после сотрясения мозга, как
 после контузии - панический страх был. Кажется, что я смерти так не боялась, как его...
 твоего родненького.
         Я уже жалел, что начал этот разговор, но... решил уж разом всё кончить,
 разрешить все вопросы:
        - Мама, а... про отчима... Семёна,  ничего не слышно? - не смело,  спросил я,
 хотя до последнего  сам от себя не ожидал, что спрошу.
        - Летом ещё, в конце августа вызывали меня раз... в морг, на опознание, -
 неожиданно-спокойно ответила мама, нисколько не удивившись моему вопросу (меня всегда
 поражала её способность быстро успокаиваться, "брать себя в руки"). - Утопленника нашли
 на водохранилище. В сетях, говорят, был запутанный. А меня вызвали потому, что не свежий
 был он, а уж давно в воде лежал, даже разложился весь... и опознать никто его не мог. Ну
 и... меня вызвали: может, я опознаю, по одёже, там, по зубам... Да я и не рада была, что
 пошла - ну и насмотрелась там!  Меня потом неделю полоскало... и дрожь во всём теле
 была, никак не унималась, не проходила. Я уж хотела врачу показаться... Да хорошо - на
 работе Наталья Захарченко какого-то лекарства дала, импортного. Я всего две таблетки
 выпила... на ночь - и всё прошло.
         - Ну... и что? Он был? - спросил я в волнении.
         - Нет, конечно. Этот - длинный какой-то, да и зубы золотые. У Семёна их отродясь
 не было... Сказали б про зубы сразу - я бы сроду не пошла в морг!.. И чего этим мужикам
 дома не сидится? Не то б без рыбы померли! Вечно ищите себе приключений на задницу! Все
 вы мужики - только о себе думаете... Как ты думаешь: могла ли я спать спокойно, когда ты
 в армии, а тут... то один оцинкованный гроб с Афганистана пришлют, то другой?.. То
 смотришь, как солдатика у вокзала встречают... то без ног, то без рук. Аж жуть! А мне,
 как нарочно, на работу и с работы мимо вокзала ходить приходится...  И каково нам-то,
 матерям, всё это пережить? А?.. - Мама не на шутку разворчалась.
        - А к чему это ты Семёна вспомнил? - вдруг, как бы опомнившись, спросила она, и
 посмотрела мне прямо в глаза, и её взгляд, как рентген просветил меня насквозь, будто
 высвечивая: а нет ли чего "тёмного" за моими словами?
        - Да я вчера, когда пошёл из дома, то на новостройках, на развалинах... мужика
 видел. Правда - со спины только, но... на нём была фуфайка похожая, а, главное, - шапка!
  Точь-в-точь такая же, как у отца была: рыжая, собачья… - с запинками, под пристальным
 взглядом, стал я рассказывать вчерашний случай.
       - Да, мало ли таких фуфаек, и шапок таких... похожих!? - отмахнулась мама и,
 успокоившись будто, пошла собираться на работу. - Да и сам, своей головой подумай: какой
 резон Семёну было уходить из дома и, тем более - скрываться от нас? Не из того он теста,
 чтоб кому бы то ни было оставлять за так - то, что он сам, своими руками построил; я
 имею ввиду - этот дом. Не такой он. А шапку - бомжи могли и на берегу найти.
        - А зачем бомжу было от меня прятаться? - засомневался я, но мама ничего не
 ответила. - А я вчера напугался: так показалось, что это он! Так похож! Правда - со
 спины, лица я не видел. Помнишь, мама, на нашей фуфайке хлястик оторвался, и ты вместо
 него чёрный поясок пришила? Та вот, у этого мужика на спине тоже что-то чернело, да я не
 разглядел... А потом этот мужик, как сквозь землю провалился, растворился где-то в
 развалинах. Я попробовал его найти - да там подвалы такие тёмные, можно ноги переломать
 или провалиться в какой-нибудь колодец.
        - И нечего тебе там шариться: там, и вправду, бомжи обжились. Даже милиция туда
 не суётся. Смотри: и тебе башку-то открутят! Мы теперь там...  не ходим, и ты не ходи.
 Вон, по улице до вокзала, а там - куда хочешь дальше. Да, сынок, я никогда и подумать не
 могла, что люди могут так опуститься и превратиться... я даже не знаю - в кого...  Как
 их назвать таких? Просто - в нечисть какую-то! Ничего человеческого в них не остаётся.
 Нагляделась я на них: как зима начнётся, морозы ударят - так их в больницу везут
 обмороженных, а то - сами приходят. Да такие чёрные, грязные, обросшие! Бывает: вши на
 них так и копошатся коркой, аж волосы шевелятся, просто - жуть! Противно, а выгнать -
 нельзя: больница, не имеем права... Да, Илюша, пока ты в армии служишь, всего-то год, -
 а жись вокруг так поменялась! Что раньше было просто и понятно, то теперь... ничего не
 понятно. И жить всё страшнее: не то, что не знаешь, что завтра будет, так и сегодня не
 знаешь - жив ли останешься, не прибьют ли, не ограбят... Потому ты - отдыхай, сиди дома,
 лишний раз не ходи никуда, особенно - вечерами...
       
               
                14

                "Пожелай мне удачи..."