Прокуренная коляска

Федор Быханов
Как часто бывает так, что не дорожим всем тем, чем природа одарила с измальства, а потом приходится сожалеть о потерях, вернуть которые уже невозможно. Так оказалось и в этой истории, в которой ее участников не пожалела судьба. Только если инвалид-колясочник Юрий Гриньков не по своей вине оказался прикованным навсегда к такому средству передвижения, то  Сергей Ряднов все ограничения в свободе перемещения выбрал для себя сам, когда связался с уголовниками.
В городе Бийске их объединяла только территория проживания в Приобской части наукограда. Инвалид первой группы Гриньков с осени до весны практически безвылазно проводит время в своей благоустроенной квартире, откуда выбирается на «белый свет» лишь после таяния снега, чтобы на своей импортной инвалидной коляске «Майра» колесить по тротуарам вокруг дома, да посещать аллеи ближайшего парка, где можно развеяться душой и приобщиться к тому, чем живут земляки.
А вот Ряднова занесло на берега Бии после того, как не захотел он вернуться в родное село, расположенное в пригороде, откуда увезли его под конвоем, когда молодой человек попался за совершение ограбления. По приговору суда несколько лет провел Сергей в местах лишения свободы, ожидая вместе с другими преступниками окончание изоляции от общества. Когда же это случилось, то в деревню, где его знают как облупленного со всеми имеющимися грехами, он решил носа не совать. Только официально зарегистрировался по адресу родственников и отправился в Бийск, найдя в качестве места проживания, приспособленный для этого бокс в гаражно-строительном кооперативе.
Выбор такого места жительства недавнему заключенному продиктовал еще и способ добычи средств на существование. Сергей Ряднов занялся сбором металлолома. Ради чего изучил все окрестности и места, где можно разжиться всем тем, что годится для вторичной переплавки.
Тогда как сбыт найденного находился в том же ГСК, где хозяйка приемного пункта Ольга Зайцева оплачивала наличными каждую находку.
Перемены в обычном образе жизни для Гринькова и Ряднова начались с наступлением зимних холодов. Для обитателя «хором» в гараже выпавшие сугробы означали конец промысла на окрестных свалках и пустырях, оставив только площадки с мусорными контейнерами, где иногда встречаются вещи, содержащие металлические детали, выброшенные жильцами коммунальных домов.
А вот Гриньков уже был готов к сезонной отмене прогулок на свежем возрасте. Проехавшись по снегу, покрывавшему асфальт, он вернулся обратно в свой многоэтажный дом, чтобы до самой весны провести время в тепле квартиры.  Тогда как свою добрую помощницу – инвалидную коляску оставил на привычном месте – под лестницей в подъезде.
Прошло несколько зимних дней, когда инвалид первой группы услышал звук дверного звонка. Навестил его сосед Анатолий Орлов. И не просто так, чтобы поделиться, как обычног, новостями.
На этот раз внимательного  приятеля заинтересовало то, куда делась со своего привычного места под лестницей инвалидная коляска «Майра»? Ведь он-то прекрасно знал, что Юрий Гриньков оставил ее там до самой весны. Неужели снова выехал на мороз?
Но когда увидел инвалида по месту его постоянного проживания, созрел вопрос иного рода:
– Где твоя коляска?
Хозяин, так обрадовавшийся вначале приходу гостя, насторожился. Все знали, что «Майра» всегда стоит на привычном месте. А если ее  там нет, то, не иначе, как похитили злоумышленники. И вот тут он вспомнил, что, на свою беду, забыл пристегнуть, как обычно, коляску на замок к водопроводной трубе.
И это обстоятельство обернулось для него счуть ли не катастрофой. Ведь с приходом весны не на чем будет совершать любимый моцион под открытым небом.
Пенсию по инвалидности платили Гринькову точно в срок и в объеме, позволявшем ему не бедствовать. Хватало на обычные бытовые расходы 12 тысяч рублей, назначенных ему государством в качестве денежного содержания. Но снова выкроить из этой суммы на приобретение коляски более пяти тысяч рублей, было бы проблематично.
И это обстоятельство заставило Юрия сесть за перо и бумагу, чтобы написать заявление в полицию о краже у него такой дорогой вещи.
Товароведческая экспертиза подтвердила стоимость прогулочной инвалидной коляски «Майра» в  5240 рублей. Деньги немалые. И тот, кто тайно покусился на имущество, принадлежавшее  инвалиду, совершил уголовное преступление – тайное хищение чужого имущества, совершенное с причинением значительного ущерба гражданину.
Началось расследование кражи. Только длилось оно не долго. Истина проявилась почти сразу, едва участковые уполномоченные полиции, которым дали ориентировку на украденную инвалидную коляску, прошлись по местам сбыта таких вещей, а также пунктам приема вторичного сырья.
В правоохранительные органы с заявлением о явке с повинной пришел Сергей Ряднов и признался в том, что это он похитил, разыскиваемую теперь, инвалидную коляску.
Его признание было дополнено всеми подробностями того, как морозным вечером, не найдя за короткий зимний день на площадках для сбора мусора ничего подходящего для сдачи в скупку вторсырья, он оказался рядом с многоэтажным домом, куда направлялся к подъезду один из жильцов. Присоседившись к нему, чужак прошмыгнул в подъезд, не остановленный системой домофона.
По его словам, хотел просто погреться в тепле подъезда. Но когда под лестницей ему на глаза попалась прогулочная инвалидная коляска, решение пришло моментально. Схватив вещь, Сергей, бросился из подъезда. Свидетелей кражи не было. Потому можно было надеяться на то, что преступление сойдет с рук.
К той поре уже несколько дней сельский уроженец проводил без копейки денег. И даже сигаретку должен был просить у сердобольных прохожих. На что не все соглашались. А тут за почти новую инвалидную коляску, где имелось несколько кило хромированной стали, приемщица пункта сбора вторичного сырья Ольга Зайцева расплатилась со своим постоянным поставщиком металлолома по таксе. Она вручила ему 130 рублей, которые все до копейки, Сергей Ряднов потратил на курево, истосковавшись по никотину за последние дни.
И как раз уже докуривал последнюю пачку сигарет, когда услышал о визите в их ГСК сотрудников полиции, занятых поиском похищенной инвалидной коляски.
По своему прежнему опыту подсудимого и обитателя мест не столь отдаленных, Ряднов понял, что рано или поздно на его след выйдут. Потому самым оптимальным стало бы добровольное заявление о совершенном преступлении и активное способствование следствию.
Он так и поступил. Не только во всем признался, но и указал полицейским место, куда сбыл свою добычу.
Следует заметить, что приемщица пункта заготовки металлолома Ольга Зайцева словно ожидала подобной развязки. Она не велела разбирать приобретение по винтику. Просто оставила до поры до времени в складе. Откуда и вынесла «Майру» полицейским, когда тех привел показать место сбыта добычи Сергей Ряднов.
Так что похищенную коляску вскоре вернули инвалиду Юрию Гринькову. И он не стал настаивать на строгом наказании для ее похитителя.  В качестве смягчающих вину обстоятельств, суд, на котором рассматривалось данное уголовное дело, учел раскаяние Сергея Ряднова, его явку с повинной и помощь следствию в возвращении похищенного. Приговорили его к одному году лишения свободы условно.