Курсы заканчиваются...

Алик Малорос
Всё меньше участников наших курсов остаётся при приближении финала. «Чем дальше в лес, тем злее партизаны» – так и у нас, всё сложнее тесты, всё угрюмее становится Рита. Ещё бы! Она прикладывает огромные усилия, чтобы выглядеть достойной на занятиях, делает задания на много дней вперёд. Только Риту и слышно на занятиях. Она отвечает на все вопросы преподавателя, добродушного серба, обращённые ко всем, или к другому ученику. Рита тут как тут, она обязана себя показать. Если её просят не мешать высказываться другим ученикам, она огрызается, ведёт себя так, словно только она имеет право на внимание учителя.

-Я должна быть первой, лучшей, и буду добиваться этого, что бы мне ни говорили,-

так объясняет Рита эту всеодолевающую страсть прийти к финишу первой. Прошли те времена, когда на занятиях она произносила длинные речи, состоявшие в основном из русских предложений с редкими вкраплениями немецких слов, произнесенных с жутким акцентом и неправильными ударениями. Теперь она пообтёрлась, ловит с лёту новые немецкие слова понятия, тут же записывает их себе в словарик. Раньше ей и словарь был не нужен, так как всегда незнакомые слова на уроке были известны давно Симе, её мужу, или обем Нинам, которые их тут же переводили, успевай лишь записывать. Как и прежде, Рита рвётся вперёд, за орденами, заученные накануне фразы из учебника произносит своим ржавым голосом, расставляя ударения, как плохие учителя начальных классов, занимающиеся нелюбимым делом.

Остальным курсистам почти ничего не достаётся, всё одеяло Рита натягивает на себя – в группе из 16 учеников Рита занимает своими разговорами около 30% учебного времени. Ни замечания, ни уговоры на «деревянную леди» не действуют, многие в группе смирились с её тиранией. Если кто-то ответил правильно, то она тут же должна одобрить это вслух по-русски: «Правильно!», несмотря на то, что учитель уже вынес этот же вердикт немного раньше на прекрасном немецком языке. Во время уроков Рита встаёт, и проходит к одной из двух курсисток, облюбованных ею для шефства над ними, и громко даёт той указания, как правильно написать то или иное слово, предложение, или как надо читать предложенный учителем текст. В насмешку её называют помощником или заместителем преподавателя. Свободолюбивая Тина долго терпит, но временами взрывается и требует у Риты, чтобы та замолчала, когда та особенно долго болтает на уроке. Снисходительный учитель МестЕчкович из Сербии примерно раз в месяц тоже пытается приструнить разошедшуюся Риту, И его уговоры действуют на неё... но лишь на полчаса.

Единственные, кто активно мешает Рите одержать полную и окончательную победу в этом капиталистическом соревновании, это четыре курсиста, которые на тестах показывают лучшие результаты: Сима, её муж, и две Нины, Нина П и Нина У. Славная четвёрка живёт в Германии уже более 10 лет, все они более или менее понимают устную немецкую речь, могут вести с преподавателем беседы, высказывать своё мнение, и это несказанно злит Риту, которая в большинстве этих бесед не понимает. Вести борьбу по правилам Рита не умеет, и не раз она взрывалась. Однажды, когда проводилось занятие по внешнеполитическим проблемам Германии, учительпытался втянуть в разговор всех участников, но постепенно участники «сходили с дистанции», теряя интерес и нить беседы. В конце концов в разговоре из учеников участвовали только Сима и её муж, последние 10 минут перед перерывом все остальные молча слушали, перестав понимать что-либо.

С началом перерыва Рита «взлетела к небесам» фейерверком зависти и злобы. Лишь только учитель вышел на перерыв в кофейню, как она стала орать, как ненормальная:

-Эти профессора (пальцем указала на Симу и Вадима) не соответствуют нашему уровню обучения, их нужно удалить из нашей группы. Я не понимаю ничего, о чём они с учителем говорят, и это значит, что Сима с мужем не нужны в нашей группе, они должны уйти, покинуть нашу группу. Тогда мы бы все сидели и всё понимали, что нам говорит преподаватель.-

Что и говорить, высказалась, так высказалась! Самым странным, а впрочем, вполне понятным оказалось то, что остальные курсисты выслушали слова Риты без удивления и гнева, но спокойно, даже с некоторой долей одобрения, ведь они оказались в «отцепленном вагоне», и не успели за «поездом» разговора. Поэтому на резкую отповедь гневной Симы, которая заметила, что если Рита не поняла беседы, то это говорит о её несоответствии уровню В1 нашего курса, Тина, не раз воевавшая с Ритой во имя справедливости, обвинила Симу в нападении на Риту. Вот уж воистину с больной головы на здоровую! Остальная группа русскоязычных тоже Симу не поддержала. Долго шла Рита к этой цели, умасливая, задабривая русских немок нашей группы, подтягивая их на занятиях, предлагая им в свободное время походы за покупками, на фломаркт за дешёвыми и редкими вещами. И ходили совместно с ней и туда, и сюда, на пивной праздник на лугу Wiesn, и к ней в гости в новую квартиру избранные достойные члены нашей группы, куда разумеется Симу не приглашали. Ведь по словам Риты, она же из Житомира! Ну конечно, Сима никогда бы и не пошла к Рите, чтобы не испачкаться в грязи её местечковых интересов и понятий.

Особенно прилипла Рита к Валентине с немецким гражданством от рождения, прожившей в Украине всю сознательную взрослую жизнь, скрывая свою принадлежность к истинным арийцам, прячась под личиной «неполноценной»  украинки. История Валентины интересна сама по себе, но я упомяну только один факт, мимо которого не смог пройти без язвительной усмешки. Как-то Валентина в разговоре с учителем упомянула, что у неё на руках есть свидетельство, по которому её уже в наше время признали немецкой гражданкой компетентные органы Германии. По этой справке в архивах большого города Германии нашли запись, что 3-й Рейх признал немецкой гражданкой родившуюся в Чехии девочку, то есть Валентину. Но в справке этой нет ни места рождения, ни даты рождения, не упомянуты также и родители. Зато есть большая печать 3-го Рейха. Когда справку пристально рассмотрел наш учитель, он-то и заметил, что это справка на самом деле недействительна. Успехи Валентины в изучении немецкого языка скромны, она читает с трудом, и не понимает, когда к ней обращаются на немецком языке. Но ей это и не нужно, ведь она немецкая гражданка. И социальная помощь у неё выше, чем у еврейских иммигрантов; некоторым из них в гражданстве многократно отказывали, по этой причине они сейчас и учатся на курсах немецкого языка, чтобы сдать интеграционные экзамены не ниже В1-уровня, и получить немецкое гражданство.

Идут последние дни курсов, продолжавшихся свыше года. Осталось пять дней занятий, курсисты изучают ориентировочный курс немецкой истории и политики, затем сдача теста, а потом – экзамен В1.
Интересно, удастся ли написать удачно этот тест Рите, которая на предыдущих тестах, хотя и не блистала, но с помощью доброхотов-подсказчиков смогла показать удовлетворительные результаты. Когда однажды учитель ушёл на перерыв и оставил на своём столе стопку работ с листками Риты сверху, она попыталась исправить написанный тест, и когда оставшиеся в классе ученики возмутились, Рита удалилась ни с чем, кроме позора.
Некоторые наши сокурсники с умением работать в интернете готовятся к экзаменам онлайн, таким образом можно тоже залатать дыры в своих знаниях.
Всем участникам нашей группы я бы пожелал удачно преодолеть эти нелёгкие барьеры и сдать экзамен В1.

Ваш Оборзеватель в Ближнем Забурежьи

Малик Алорос

23 но я бря 2013 г.