Ты грустишь?! Может заешь!? Записки обжоры

Васюков Игорь
Ты грустишь?!  Может заешь!?
Записки обжоры


  Сегодняшняя встреча «обжор» кардинально отличалась оттого, что было в первый раз.  Если  тогда царило некое легкомыслие и определенная игривость, то субботнее занятие  заставило настроиться нас на серьезный лад. Проблема то есть, и есть выбор: либо оставить все как есть, либо предпринимать какие-то шаги,   регулировать чувства, менять мысли и поведения.  Проще говоря, избавляться от пищеголизма,  становится на рельсы здорового питания, за которым стоит не столько похудение, сколько принципиальные изменения в образе жизни.

  Оказалось, что все участники группы, выполняя домашние задания, слегка схалтурили.   Например, С. Хорошо «порыла» в плане  поиска альтернатив, позволяющих ей не «заедать» реально существующую проблему.  Список был существенным: это и прогулки с собакой, и принятие ванны, «заправленной» солями Мертвого моря, и «звонок другу», которому можно поплакаться прямо в ушко, и болтовня с соседкой, и уборка, и вязание, и разбор гардероба. Но вот другого домашнего задания, связанного с ведением «дневника чувств» (событие-чувства-тело-мысли-поведение) девушка не сделала. Сослалась на занятость и лень. Я, в свою очередь, кое-что поделал, но сделал все, вообщем-то, "так себе". С одной стороны, не совсем доверился ведущему, не поверил до конца в действенность «методы», с другой, не нашел, каким образом  технически встроить этот метода в плотный жизненный график.
… И нахмурились губы…

    Первую часть занятия мы посвятили разбору темы беспомощности. С одной стороны, вроде бы  у человека есть проблема, с другой стороны он отказывается ее решать. Крыс, которые очень хотели полдничать, и нашли путь к пище, долгое время били током. Затем, когда  ток отключили, они уже не решались сделать ни одного шага вперед.  Так же, в основном, воспитаны и мы: родители, школа, вузы, начальство долгое время внушали нам, что мы ни на что не способны, а теперь, когда ворота в счастливое будущее вдруг открылись, мы и помыслить не можем, что такое возможно. Выученная беспомощность – это негативные чувства и негативные мысли, которые вызывает в нас сопротивление необходимости действовать, неверие в то, что ситуация в принципе разрешима, а также привычное стереотипное тупиковое поведение.  Все будет так и дальше, исхода нет.

  Между тем, ведущая, Юлия Денисовна заострила наше внимание на дилемме, без решения которой невозможно решение основной проблемы – перехода от пищеголизма к здоровому пищевому поведению. Эта дилемма  заключается в том, что по многим параметрам оставаться больным нам вполне выгодно.  Ведь прием пищи всегда и везде – это для нас способ  быстренько снять депрессию и поднять, пусть и ненадолго, настроение, возможность пожалеть себя, предоставить эту возможность другим, отказаться от повышенных требований к себе и своим поступкам. Действительно, если я такой толстый и непривлекательный, вызываю косые и презрительные взгляды сексапильных дам из которых так и «прет либидо», то зачем мне и дергаться?

  Так вот зачем?! Для создания контрбаланса прямо внутри занятия мы провели небольшой мозговой штурм, в ходе которого выяснили, что переход к здоровому существованию может  привнести в нашу повседневную немало приятных моментов.  Как-то легкость и мобильность передвижения, новые смыслы, повышение самомоценки, интерес к нам со стороны окружающих (герои, мать вашу!),  взрыв творчества.  Кстати, это домашнее задание, которое мы должны закончить к следующей встрече.

  Ценным показался всем и кусочек занятий, где мы  слушали и обсуждали тему того, какие неудовлетворенные и здоровые потребности (прежде всего, социальные) мы «заедаем».  Ведущая назвала нам целый список из 20 социальных потребностей.  Это и  потребности в выживании, социальной безопасности,  в безусловной любви, и  быть услышанным, и в обратной связи со значимыми другими, и потребность в получении радости и удовольствия, и потребность в свободе своего выбора и т.п.   Еще одно задание на следующую встречу.

  Для меня, например, очевидно что в те моменты, когда я не удовлетворяю свою потребность в положительной самооценке, я ее заедаю. Знаете, «налетает грусть, ну что ж, пойду пройдусь»  до холодильничка.  Там уже все готово к тому, чтобы со своей самооценкой, вдруг упавшей ниже плинтуса, можно смириться и найти общий язык.