Лесть и хитрость

Татьяна Завадская
Максим Максимович был выбран на  пост начальника крупного предприятия, когда сверху поступили директивы выборности органов управления в период перестройки.
Новый руководитель был прост в поведении, знал свою работу  и вообще был хорошим человеком. Но Максима Максимовича очень волновал вопрос, кто за него голосовал, а кто предпочёл конкурента. При назначении на должности своих заместителей и непосредственных руководителей цехов он из этого и исходил. Раз поднимал руку за него, будешь управлять, не поднимал – работай простым механиком.

Но тут встал другой вопрос: «своих» людей с высшим образованием и умеющих руководить не хватало, пришлось назначать «сомнительных». В большом скоплении народа в зале при выборах он не успел разглядеть точно «своих» и «врагов».
Помощники, улыбаясь, незамедлительно помогли новому начальнику в этом вопросе. Поэтому он вскоре точно знал, кто его человек, а кто нет.

На одном предприятии с Максимом Максимовичем работала жена, тоже занявшая пост в управленческих кадрах мужа. Но в отличие  от него она терпеть не могла хитрых и умеющих лебезить перед начальством людей и тут же предупредила супруга:

- Берегись, когда сталкиваешься по жизни с хитрым человеком. Порок это или достоинство, кто его знает. Но если ты прямолинеен, справедлив и честен,  встреча с такой личностью  ничего доброго не предвещает.
Хитрый всегда думает только о себе. Тебе же наговорит столько лестных слов, влезет в душу, что может даже появиться симпатия к нему. Будешь страдать, мучиться, ожидать взаимного притяжения, не понимая, что ему такие чувства не свойственны. Ведь на первом плане у хитреца личные амбиции, ради которых он с тобой общается. А как только ты исполнишь свою миссию в его плане действий, станешь сразу ненужным.

Максим Максимович жену уважал, прислушивался к её словам, но ничего не мог с собой поделать. Другой раз он даже хорошо видел, что Анна Петровна и есть такой человек, о котором предупреждала жена, но не мог ей ни в чём возразить. И, не особенно вдаваясь в подробности, молниеносно подписывал все бумаги, которые ложились на стол, заготовленные ею.

- По глазам всегда можно определить  хитрых людей, - продолжала наставлять жена, - такой человек в глаза не смотрит, его взор направлен мимо тебя, либо куда-то поверх тебя с необыкновенной ухмылкой, напоминающей приятную улыбку. Именно эта улыбка и приятные слова часто вводят в заблуждение. Такой человек никогда не говорит плохих слов, его личного мнения  ты тоже никогда не услышишь. Он очень хорошо знает, что можно говорить, а что нельзя. Знает, что ему выгодно, а что лучше обойти стороной.

Максим Максимович слушал всё это, но делал, как велела ему гордость, а не здравый смысл. В результате после всех назначений приходилось многие вопросы предприятия решать самому. «Свой» заместитель был далеко не специалистом, но умел в глаза говорить одно, а за глаза совсем другое. Хотя со стороны могло показаться, что это самый преданный  не только коллега, но и друг.

- Он лебезит перед тобой пока ты  начальник, - говорила жена, -если тебя снимут, он первый забудет, кто ты  такой. Он человек с амбициями, умеет лавировать во всех жизненных ситуациях, хотя знаниями и талантами не блещет.  Не надо бояться прямолинейных людей, они могут высказать свою точку зрения не за твоей  спиной и помогут, когда надо. Берегитесь именно льстецов, хитрых людей.

Но так уж получалось, что Максим Максимович слушал одно, а делал другое. В результате начальство сверху было не совсем довольно обстановкой на предприятии. На бумагах, подписанных Максимом Максимовичем, работа кипела, как говорят, а на деле многое существовало только на бумаге...

Трудные были 90-е годы, очень трудные. Одни взлетели очень высоко, что не достать. А умный и честный Максим Максимович вскоре был снят вышестоящими органами с занимаемой должности за несколько дней  до своего 50-летия .
На юбилей к нему уже были приглашены те коллеги по работе, которые казались ему самыми преданными. Но они к нему просто не пошли, чтобы ненароком не навредить карьере, лобызая уже нового патрона. Вот только тогда Максим Максимович оценил своё окружение, которое его и подставило.