Нужен ли нравственный кодекс?

Геннадий Гаврилов
Рано или поздно многие из нас приходят к выводу, что караван общественных событий проходит мимо, надменно глядя вдаль и не обращая никакого внимания на наше мнение о них.
Поток событий точнее будет сравнить не с караваном, а с поездом, который не остановится даже в том случае, если кто-то ляжет на рельсы или дёрнет за ручку «аварийной остановки».
Пролетит он мимо, а мы, глотая пыль с лёгким запахом вагона-ресторана, остаёмся обдумывать своё житьё.
Потому, что процесс миропонимания – это что-то близкое и родственное святой жажде правды.
Одним их тяжёлых камней преткновения на пути к пониманию современной жизни, безусловно, является чрезвычайно затянувшаяся перестройка политического строя в нашей стране.
Власть осуждают и за действия, и за бездействие…
Несмотря на относительное ослабление всяких недовольств и наметившийся оптимизм политических заявлений и общественных ожиданий, преобладает всё же настроение если не тревоги, то настороженности.
За отдельными заявлениями властей, вроде бы одобряемых обществом, не только не чувствуется системы и плана, а просматривается иногда и такой разрыв с практическими делами, что подкрадываются подозрения в их лицемерии.
Множество дел и слов президента Путина на тему будущего страны можно условно обозначить тезисом: «Запад нам не указ. Мы пойдём своим путём».
На фоне цифр упадка и деградации России, примером для подражания, казалось бы, должны стать лидеры мировой экономики.
Допустим, США не годятся в учителя по причине угнездившихся там пороков капитализма…
А чем же нас не устраивает в роли учителя Китай, прошедший, как и мы, горнило строительства коммунизма? 
Неужели у Китайской модели тоже есть неприглядная обратная сторона?
То, что китайцы первыми в мире изобрели фарфор, шёлк, порох, бумагу, календарь, для нас сегодня ещё ничего не значит…
А если вспомнить проделки хунвэйбинов культурной революции, всекитайскую охоту на воробьёв и выплавку стали в каждой деревенской печке, то  они будут выглядеть карикатурой на социализм гораздо больше, чем бывший СССР.
Сегодня у Китая есть атомное оружие, у него лучший в мире цирк и лучшие игроки в теннис, но всё равно они для нас все на одно лицо…
Их мощь и организация восхищает и страшит, как что-то вроде туч саранчи…
С одной стороны, отмечен рост доходов населения почти в 30 раз за период с 1978 по 1995 год.
А с другой - пропасть между элитой Китая и бедным большинством его населения гораздо более глубокая, чем, даже, у нас.
50 человек владеют четвертью достояния страны.
Кроме роста экономики, оказывается, есть рост безработицы и преступности, рост протестных настроений вплоть до нападения на партийные и административные органы власти. Китай занимает 3 место в мире по расходам на предметы роскоши.
Но в целом, по заключению американских исследователей, власти Китая контролируют ситуацию и не оставляют шансов на разжигание «цветных» революций.
Для подавления протестных настроений разработана и действует система мер, включающих в себя
- перенаправление ответственности с центральной власти на местную;
- недопущение консолидации на этнической и религиозной основе;
- информационную изоляцию и локализацию протестов.
Расстрелы чиновников за коррупцию позволили поднять уровень удовлетворения населения властью с 50 до 70 процентов.
По числу смертных казней Китай занимает 1 место в мире: в год там казнят больше, чем во всех остальных странах мира.

Многим из нас кажется, что какие-то справедливые репрессивные меры могут искоренить преступность, как некоторые инфекционные болезни.
Факты таковы, что приходится признать нормальным определенное равновесие строгих репрессий и числа преступлений.
Ни смертные казни, ни тюремные сроки никого и нигде не испугали до такой степени, чтобы воцарилась абсолютная законопослушность.
Но это не может быть основанием для отмены строгих наказаний.
Так, например, за сутенёрство в Китае, как и за многое другое, полагается расстрел.
Доходность заведения с сексуслугами составляет 330 процентов, а в обычном ресторане – 90. Не смотря на казни сутенёров и наказания проституток и клиентов, сфера сексуслуг развивается бурными темпами.
Организованная преступность с 1980 года становится всё преступней...
И это ещё одно свидетельство тому, что, как бы не прикрашивал капитализм своё лицо, он не может скрыть свои гримасы.
Всё это вроде бы укрепляет нас в убеждении, что ничему хорошему от Китая научиться мы не можем.
Возникает вопрос, что же из себя представляют эти «гримасы»: обнажившееся лицемерие или неизбежные издержки общественного строя?
Атеистами в Китае называют себя около10 процентов,  но государство там отдалено от любой церкви гораздо  дальше, чем у нас. Тем более удивительно, что в вопросах нравственности власть Китая проводит свою твёрдую политику, ограничивая плюрализм с уверенностью в собственной правоте. 
Честность позиции руководства Китая в вопросах нравственности не может не вызывать уважения: от чётких и доступных для понимания деклараций до чётких и последовательных действий – ничто не даёт повода для подозрений в лицемерии.
И это при том, что в Китае нет массового спонсорства олигархов на строительство церквей, нет публичных демонстраций дружбы и сотрудничества патриарха с властью…

В  2006 году председатель КНР Ху Цзиньтао изложил "социалистический взгляд на то, что следует уважать и прославлять, и на то, что следует отвергать и считать позором". Он сформулировал восемь правил нравственного поведения, согласно которым определяются понятия славы или почета и позора или стыда. Он произнес речь на тему о том, чем следует гордиться, что следует считать для себя честью, и что следует рассматривать как позор.
Выдвинутые им положения в Китае получили наименование "восьми правил чести и доблести".
Вот эти восемь положений.
- «Считать делом чести и доблести горячую любовь к Отечеству(дословно: стране предков),
считать позором и постыдным делом нанесение вреда Отечеству, создание угрозы для Отечества.

- Считать делом чести и доблести служение народу (обслуживание народа),
считать позором и постыдным делом поступки, идущие вразрез с интересами народа.

- Считать делом чести и доблести стремление к науке,
считать позором и постыдным делом невежество и отсутствие знаний.

Считать делом чести и доблести усердный труд,
считать позором и постыдным делом стремление к безделью и неприязнь к труду, лень.

Считать делом чести и доблести сплочение и взаимную помощь,
считать позором и постыдным делом нанесение ущерба другим ради своей выгоды,
стремление поживиться за чужой счет.

- Считать делом чести и доблести честность и верность слову,
считать позором и постыдным делом утрату чувства долга ради собственной выгоды.

Считать делом чести и доблести соблюдение дисциплины и законов,
считать позором и постыдным делом нарушение законов и дисциплины.

Считать делом чести и доблести упорную борьбу,
считать позором и постыдным делом барское поведение, стремление к роскоши, разгулу и праздности».

Провозглашение этих заповедей даёт каждому гражданину моральное право оценки действий власти и чиновников. А сама власть получает опору для своих законов.

Одним исповеданием кодекса дело не ограничилось. В начале были слова: «Мы против пропаганды гедонизма, власти денег и безнравственности»
А потом – дела:
- показ развлекательных передач на ТВ был ограничен: не более 2 шоу в неделю;
- с 19 до 22 часов на ТВ разрешается не более 90 минут развлекательного эфира;
- приказано покончить с шоу телезнакомств и пропагандой культа денег;
- «не рекомендовано» создавать фильмы, пропагандирующие «неоднозначные моральные ценности и недостаточно позитивное мышление»;
- резко снижено время рекламы на ТВ: запрещена реклама во время показа художественных фильмов…
В то же время, есть шоу «интервью перед смертной казнью»…
Нельзя сказать, что «рекомендации» власти выполняются безоговорочно и без сопротивления: на одном из шоу, ведущая сказала слова, ставшие для некоторых девизом жизни: «Лучше плакать на БМВ, чем смеяться на велосипеде!»…
Рост проституции в Китае – несомненный факт. Клиентами элитных заведений становятся руководители и чиновники, имеющие власть и деньги, не смотря на реальную угрозу больших штрафов и полного краха карьеры.
При этом официально и предоставление «услуг», и обращение за ними считается позором и нарушением закона.
Власть до некоторых пор снисходительна к гражданам, но непримирима к пороку.

В.Путин тоже что-то  тихонько проговорил о нравственности.
Но практически, ни в чём ещё не заметно, чтобы где-то кто-то начал "запрягать" новую национальную идею…
А самое главное, можно ли запрягать новую идею в старую телегу страны, построенной по итогам воровской приватизации?
Одним из самых удивительных фактов Китайской перестройки стал процесс массового и очень весомого перетекания капитала «новых китайцев» в бюджет страны.

Есть конкретные цифры, не позволяющие называть этот процесс имитацией солидарности власти страны, её самых богатых людей и народа.
За невыплату заработной платы китайским законом предусмотрена смертная казнь…
А транслировать церковные службы по телевидению,дарить иконы руководителям страны и награждать олигархов церковными наградами там не принято.