Интервью Лукашенко газете Вашингтон Пост

Германикус
Интервью было взято старшим ассоциативным редактором газеты Washington Post госпожой Lally Weymouth и появилось в печати 4 марта 2011 года. Это полный текст американской версии интервью - каким оно было напечатано в Washington Post.

Перевод с американского английского


ИНТЕРВЬЮ

Weymouth. Соединенные Штаты и Европейский Союз ввели визовые санкции по отношению к членам Вашего правительства. Заставляет ли это обстоятельство Вас задуматься?
Лукашенко. Если бы это случилось завтра снова, я бы поступил точно также, как я поступил в этот раз. Я бы опять защищал Дом Правительства, как того требует конституция.

Weymouth. Госсекретарь Хилари Клинтон встретилась с Вами всего за несколько недель, до того, как это случилось. Соединенные Штаты надеялись, что вы раскроетесь, как вы уже было потихоньку начали это делать. Вы разрешили баллотироваться оппозиционным кандидатам. Поэтому люди были очень удивлены, когда Вы вдруг полностью изменили курс.
Лукашенко. Мы надеялись, что американцы и европейцы заинтересованы в развитии добрых отношений с нами как с независимым и суверенным государством. К сожалению, после событий 19 декабря, мы убедились, что они этого не хотят.

Weymouth. Соединенные Штаты всегда предельно четко излагают свою позицию - это демократия и прозрачность. Вашингтон не отошел от этой позиции.
Лукашенко. Мы вам ясно сказали, что в Беларуси демократии не менше, чем в Соединенных Штатах.

Weymouth. Если у вас происходят выборы и при этом семь из девяти оппозиционных кандидатов заканчивают свой путь в тюрьме, то это не очень хороший сигнал для запада, чтобы считать Вашу страну открытой и демократической. Более того, имелись ограничения в размере денежной суммы, которую разрешалось иметь кандидатам, а также и во времени, которое они могли задействовать на телевидении. Состоялись только единственные теледебаты, в которых Вы даже не участвовали.
Лукашенко. Вопрос не в том, какие ограничения во времени кандидаты имели в средствах массовой информации. Вопрос в том, что эти кандидаты говорили. Они говорили, что Лукашенко надо повесить. Беларусь своенравная страна. Поэтому, американцы решили представить результаты выборов в очень негативном свете.

Weymouth. Американцы истолковали аресты 19 декабря в негативном свете?
Лукашенко. Что бы сделали президент и службы безопасности Соединенных Штатов, если бы 3000 человек пошли на Белый Дом и попытались туда вломиться?

Weymouth. Если бы они действительно ломились в правительственное здание, они могли бы быть оштрафованы либо арестованы, но не посажены в тюрьму на 15 лет. Вы в самом деле хотите судить этих людей?
Лукашенко. У Вас есть информация, что мы кого-то посадили на 15 лет?

Weymouth. Сообщалось, что один молодой человек, который участвовал в демонстрации, на прошлой неделе был осужден и приговорен к четырем годам. А он являлся всего лишь помощником одного из кандидатов. Судя по сообщениям, других людей могут осудить и на 15 лет. Это правда?
Лукашенко. Вероятно это так. Закон есть закон. Если бы ваши спецслужбы получили информацию, что кто-то пробует устроить массовые беспорядки, то они бы арестовали сотни тысяч людей.

Weymouth. Я так не думаю.
Лукашенко. Вы так не думаете, но Вы это знаете. Скажите мне, пожалуйста, как представитель демократии, почему вы разрушили Ирак? Это преступление международного масштаба... Как вы отреагировали на изнасилование Вашего коллеги - журналистки  в Египте?

Weymouth. Это было ужасно, но это были египтяне.
Лукашенко. Они ваши друзья. Почему вы не заняли твердую позицию? Вы боитесь, потому что у вас там интересы - вам необходимо установить отношения с властями, которые пришли на смену Мубараку, и вам наплевать на женщину, которую изнасиловали, хотя она и ваша гражданка. Однако, если бы такое произошло в Беларуси, вы бы ругали нас по всему свету. Американская демократия двулика.

Weymouth. Смогли бы Вы помиловать любого из тех, кто был арестован той декабрьской ночью?
Лукашенко. У меня есть такое право.

Weymouth. Вы примените его?
Лукашенко. Когда придет время, я Вам об этом скажу. В настоящий момент такой необходимости нет. Только суд вправе решать, как быть с этими людьми. А почему Вы пробуете заставить меня вмешаться?

Weymouth. С точки зрения американца некоторые из этих случаев - как та пара с трехлетним ребенком - выглядят трагически. Вы бы могли их амнистировать.
Лукашенко. Я понимаю, что Вас проинструктировали действовать как адвокат в данном конкретном деле. Однако Вы должны согласиться, что любой родитель, у которого есть дети, должен думать о последствиях прежде чем что-то совершить. Лично я не отвечаю за семьи, где родители предпочитают не быть со своими детьми. А о ком Вы читали?

Weymouth. О кандидате Андрее Санникове и его жене журналистке Елене Халип.
Лукашенко. Я проверю и дам указание проверить.

Weymouth. Сообщалось, что они оба находятся в тюрьме КГБ, но мать, в конце-концов, все же была отпущена.
Лукашенко. Эти двое были задержаны как главные зачинщики беспорядков, и только потому, что у них есть маленький ребенок, мать была освобождена.

Weymouth. Вы подумываете об изменении Статьи 193 Уголовного Кодекса, которая очень усложняет регистрацию неправительственных организаций тем, что вынуждает их бояться преследований?
Лукашенко. У нас нет никаких проблем с регистрацией неправительственных организаций при условии, что они не нарушают действующее законодательство.

Weymouth. Это неправда. Как насчет Христианских Демократов?
Лукашенко. Христианских Демократов в Беларуси, вероятно, никогда не зарегистрируют. Они принимали участие в массовых беспорядках... Никакие они не Христианские Демократы. Они бандиты.

Weymouth. Почему вы выгнали посла США в 2008?
Лукашенко. А зачем нам нужен посол, который является вдохновителем действий пятой колонны?

Weymouth. Вы действительно в это верите?
Лукашенко. Я президент Беларуси. Я знаю это.

Weymouth. Я слышала, что Вы лишили лицензии трех адвокатов, представлявших сидящих в тюрьме президентских кандидатов. Кандидатам в президенты не было предоставлено доступа к адвокатам. Более того, также был лишен лицензии и глава Минской Aссоциации Адвокатов.
Лукашенко. Это значит, что они нарушили соответствующее законодательство или что-то в этом роде.

Weymouth. Как дошло до того, что кандидаты в президенты, которые сидят в тюрьме, не имеют права видеть своих адвокатов?
Лукашенко. То, что Вы говорите, является откровенной ложью. Работа адвоката и заключается в том, чтобы встречаться с подзащитным.

Weymouth. Но в прессе широко сообщалось, что сидящие в тюрьме люди не имеют доступа к адвокатам.
Лукашенко. Почему Вы говорите о газетах? Имеется (имелась) редакционная статья в Вашингтон Пост, которая действительно поразила меня своей ложью, выходящей за всякие рамки. Там говорится, что администрация Обамы должна убедить Европейский Союз ввести санкции с целью наказать режим за жестокое подавление оппозиции.

Weymouth. Что здесь неверного?
Лукашенко. Все неверно

Weymouth. Вы же не на улице. Откуда Вы знаете, что это не так?
Лукашенко. За происходящим у Дома Правительства я следил онлайн. Все что происходило я видел на экранах мониторов.

Weymouth. Что Вы думаете о недавних событиях в Тунисе и Египте?
Лукашенко. Это вам аукнется... То обстоятельство, что вся арабская дуга радикализирована... является вещью действительно невероятного масштаба. А вы хотите организовать смену режима в Беларуси... Оно бы лучше сотрудничать с нами.

Weymouth. Как ваше финасовое положение? Вы зависимы от Pоссии? У вас большой бюджетный дефицит в данный момент?
Лукашенко. У нас есть кое-какие недостатки в экономике, но имеются также и позитивные тенденции. За первые два месяца текущего года наш валовый продукт вырос на 7%. В конце этого года мы ожидаем рост валового продукта в 10%-11%. Цена на нефть увеличилась почти вдвое, а мы импортируем и нефть и газ.

Weymouth. Вы изолированы от США и ЕС - каков Ваш план действий? Вашими союзниками являются Иран и Китай.
Лукашенко. Мы пытаемся работать по всему миру, и нам бы очень хотелось сотрудничать и с Соединенными Штатами.

Weymouth. Организация по Безопасности и Сотрудничеству в Европе (ОБСЕ) заявила, что ваши выборы в декабре прошли с нарушениями. Выправите ли вы это положение к следующим выборам?
Лукашенко. Я не могу изменить все. Этот Закон о Выборах не хуже, чем таковые в России, Казахстане, Азербайджане - странах, с которыми вы очень хорошо сотрудничаете.

Weymouth. Каково Ваше мнение о Президенте Обаме?
Лукашенко. Хорошее, но вы не даете ему заниматься своим делом.

Weymouth. Кто это "вы"?
Лукашенко. Оппозиция.

Weymouth. Вы имеете в виду республиканцев?
Лукашенко. Не только республиканцев. Я имею в виду бизнесменов, какую-то часть сил безопасности. Я не думaю, что Обаме хотелось бы повторить судьбу Кеннеди.

Weymouth. Почему Вы вспомнили это?
Лукашенко. Если Обама будет следовать своим собственным курсом, найдутся люди, которым это не понравится. Несмотря на то, что он будет действовать в интересах большинства, найдутся радикалы, которым все это придется не по вкусу. Это будет чревато плохими последствиями.

Weymouth. Вы пошутили об участи последнего диктатора Европы.
Лукашенко. Это сказала Мадлен Олбрайт (замечание - это сказала не Олбрайт, а Кондолиза Pайс).

Weymouth. Это то, как Вы сами себя видите?
Лукашенко. Это то, что она сказала. Она умный политик, но она сказала глупую вещь. Эта глупость заключается в ее незнании того, что у Лукашенко в Беларуси нет таких ресурсов, чтобы быть диктатором.

Weymouth. В 2008 году Вы освободили политических заключенных и немного приоткрыли ваши СМИ. Потом внезапно Вы развернулись и все беспощадно раздавили.
Лукашенко. Это Вам оно так видится.

Weymouth. Я не права?
Лукашенко. Вы умный и опытный человек, но почему Вы порой несете такой бред?

Weymouth. Вы должны отдавать себе отчет, что Америка никак не может быть удовлетворена вашим намерением отдать этих людей под суд.
Лукашенко. Ради Бога! Вы снова говорите об этих людях. Не беспокойтесь о них. Их судьба в их собственных руках.

Weymouth. Я беспокоюсь о них. Почему Вы не возьмете их судьбу в свои руки и не амнистируете их?
Лукашенко. Передайте американцам, что мы не кровожадные.

Weymouth. Что это значит? Вы амнистируете их? Вы думаете, что можете что-то предпринять чтобы помочь этим людям? Ситуация, похоже, ужасная.
Лукашенко. Она не такая уж и ужасная, какой кажется Вам.

Weymouth. Но Вы же не можете держать в тюрьме КГБ, именуемой "Американка", оппозиционных кандидатов только за то, что они баллотировались Вам в противовес. Как Вы можете так поступать? И после этого Вы заявляете, что запад возмущается необоснованно?
Лукашенко. Я абсолютно уверен, что они не будут сидеть в подземельях "Американки".

Weymouth. Окэй. Вы победили на выборах. Они протестовали. Им не понравились результаты выборов. В США это случается сплошь и рядом. Почему же вы бросили их в тюрьму?
Лукашенко. Окэй, но не бейте окна.

Weymouth. Как насчет обвинений, что теми, кто разбил окна, были ваши собственные силы безопасности?
Лукашенко. Я Вам клянусь, что это были не наши люди. Это доказано видео записью.

Weymouth. Почему Вы не разрешаете в Беларуси независимые СМИ?
Лукашенко. Я не боюсь средств массовой информации.

Weymouth. А как насчет независимых телевидения и газет?
Лукашенко. Спyститесь на первый этаж моей резиденции и купите оппозиционную газету.

Weymouth. Ваш интернет контролируется правительством.
Лукашенко. Нашему правительству в интернете не принадлежит ничего. Имеется только сайт, который принадлежит президенту.

Weymouth. Собираетесь ли Вы установить у себя власть закона и сделать жесты, которые хотят видеть Соединенные Штаты, чтобы возобновить с вами отношения?
Лукашенко. Я только что сказал, что я не думаю в обратном режиме. Я не планирую никаких помолвок ни с американцами, ни с европейцами в каких бы то ни было политических играх.
Почему вы запретили моим сыновьям въезд в Америку? Они не являются членами Аль-Каеды. Зачем вы наказали моих детей? Какое они имеют отношение к этому делу? Почему вы закрыли двери десяткам людей, которых невозможно в чем-либо обвинить, и которые не имеют вообще никакой причастности к якобы имевшим место событиям 19 декабря?

Weymouth. Похоже, что Вы и правительство Соединенных Штатов могли бы сойтись.
Лукашенко. Мы сделали много шагов в вашем направлении. Вы нас обманули, и мы вам не верим.

Weymouth. Вы в самом деле считаете, что Вам безразличы санкции со стороны Соединенных Штатов и ЕС?
Лукашенко. Абсолютно. Вы не цените нас по-достоинству. Если вы хотите поставить меня и моих граждан на колени, то этого не произойдет. Это вам не удастся.

Weymouth. И все-таки мне кажется, что Вы должны освободить этих людей из тюрьмы. Вам не жалко их?
Лукашенко. Приходите на суд и защищайте их в качестве адвоката. Они являются людьми, которые купились на вашу пропаганду и взяли ваши деньги.

Weymouth. Вы вините США за нахождение этих людей в тюрьме?
Лукашенко. А кого же еще? Вы дали им деньги. Я что, Китай должен винить? Мы не разрешим вам создавать пятую колонну в Беларуси... чтобы ослабить систему в Беларуси. С моей властью все в порядке. Но не дай Бог вам дестабилизировать ситуацию в нашей стране и разворачивать события...

Weymouth. Как в Египте?
Лукашенко. Как в Ливии, Египте.

Weymouth. Выглядит так, что у Вас не будет каких-либо проблем.
Лукашенко. У меня не будет. Недавно в Грyзии президент Саакашвили самым жесточайшим образом подавил выступление оппозиции. Однако вы продолжаетe сотрудничать с ним. Почему? Потому что Саакашвили ВАШ сукин сын.

Расскажите американцам, что мы очень высоко их ценим. Мы никогда не оградимся от них железным занавесом с целью не допустить их в Беларусь.