Зеркало судьбы

Зоя Кудрявцева
Где по безбрежному океану теперь гуляют крутые волны, в незапамятные времена лежал большой остров. Жило на нём племя людей c кожей цвета заходящего солнца, их вождь - сын бога, научил островитян жить  по закону: «Не ленись, не  ври,  не воруй». Люди его не нарушали, за это получили  от богов семена картофеля, кукурузы, тыквы, дикой гречки. Они не убивали животных,  ловили  рыбу в реке и океане.  Что ещё  надо для жизни?

  Люди  славили  бога Солнца, хранили и украшали  храмы-пирамиды, их построили в давние времена белокожие голубоглазые боги  c далёкой планеты Небиру, прилетевшие  на землю в гремящей огненной колеснице. Люди-боги умели превращать камни в золото. Они погибли от неизвестной болезни, но оставили потомкам великие знания, написанные на золотых табличках.

 Только жрец знал язык предков и умел читать зашифрованные иероглифами знания. Раз в тысячу лет прикосновением его ладони  открывалась стена  храма в пирамиде, где хранились золотые таблички знаний и зеркало судьбы. В него мог смотреть только Верховный Жрец,  другим ни к чему знать судьбу. Боги  хранили эту тайну.
 
Древние легенды рассказывали, что остров лежит на огромном ките. Когда он поворачивался, земля вздрагивала и качалась, в океане поднимались огромные волны. Ещё  в сказках говорилось о демоне зла и огненном драконе, заточённых богами в глубине священной горы. Если  нарушались законы богов, открывалась темница Супая - демона тьмы, он, окутанный чёрным дымом, поднимался   ввысь на огненном драконе, его огромные  крылья закрывали свет. На  землю опускалась тьма, но это было давно.

Жили столетиями люди, сказки знали, беды не ждали, только жрец замечал, как  менялся океан. Он бурлил и волновался без ветра, волны оставляли на песке мёртвую рыбу и бахрому высохших медуз. На острове исчезли птицы. Что ждёт людей, ведало только зеркало судьбы. Глянул в него жрец и ужаснулся: из священной горы полз огненный дракон, извергал огонь и горящие камни. Качался остров, объятый пламенем, погружался в бесновавшийся океан. Это было  предупреждение о гибели.  Ему, сыну бога,  дано девять жизней, он уже прожил шесть, а жители острова смертны, их нужно спасти.

 И обратился к ним жрец: - Люди, стройте из  деревьев и папируса  лодки, океан  гневается, это просыпается рыба – кит. Скоро придёт большая  вода, священная   гора  расколется, выползет  раненый  дракон, его кровь растечётся  огненными реками, всё сгорит. Повелитель тьмы закроет землю одеялом ночи, забросает остров горящими камнями, засыплет пеплом. Надо уходить  в океан,  там спасение. Торопитесь, люди!

 Трудно поверить  этим словам, их приняли за сказку. Куда идти от земель предков, живущих здесь веками? Океан, священная гора  и большая река никогда не обижали людей, давали им пропитание. Орошаемые поля  колосились пшеницей и рисом, в садах созревали фрукты, виноград. Ослушались люди жреца, привычно работали на полях и в садах, хотя  заметили, как океан становился другим, а над священной горой появился дым.

  Старейшие люди племени обратились к жрецу: - Если небо и боги прогневаются, то хотим умереть на земле предков. Выбери из наших детей   по десять юношей и девушек, найди им место на земле, они  возродят там племя, а мы остаёмся на милость  богов.
Молодые  поверили жрецу, под его руководством построили  большую лодку. Сборы  и прощание были скорыми. Жрец из  храма бога взял  простой посох. А  юноши - из дома самое необходимое: семена растений,  связки бананов, амфоры с водой, мечете  и погасшие угли из очага родного дома. Они вспыхнут, если знать заговор.

 Всё готово. Большая лодка под парусами затемно покинула остров. Подхватил её крепкий ветер, долго нёс от родных берегов в неведомые края. Земля осталась за горизонтом, где заходило солнце. Волновался безбрежный  океан.  Долго гнали волны лодку, под ней – океан, сверху – купол небес, впереди – пугающая неизвестность. Там, откуда они ушли, небо стало багряным, с него сыпался пепел, мир закрыла тьма. В ней исчезло солнце, наступила ночь  без луны и звёзд, стало холодно. Жрец знал, что  произошло землетрясение и извержение вулкана, остров погрузился в океан. Он молил  богов дать людям острова другую жизнь – обратить  их  дельфинами.

Демон тьмы вырвался на свободу, всё на земле крушил и жёг, долго летал во тьме, пока не  нашёл  место, оттуда  будет править миром. Демоны зла селились на мрачном гористом острове, покрытом непроходимым лесом. В горе был их дворец со сталагмитами и сталактитами, в бесконечных пещерах река текла, там  всегда  сумрачно и тепло. Вход закрывала  скала, охраняли   драконы, летучие мыши и змеи. Супай свернулся кольцами, он должен долго спать  во дворце предков на мягком песке пещеры. Нужно  перед сном часть силы передать слугам, пусть резвятся на земле. Слуги были рядом.

 Дунул Супай на летучую мышь: - Будешь смерчем! Налетай на земли людей  чёрной грозовой тучей, жги леса и жилища.
Дунул на змею: - Быть тебе отныне, Аспид,  ветром разрушителем -  торнадо. На высоких ногах  ходи по морю и суше, рушь жилища людей, ломай  деревья, сей хаос. Отпускаю вас на волю. За мою доброту сослужите службу верную:  найдите  город бога Инти.  Его надо уничтожить,  я проснусь, проглочу камни света, тогда наступит тьма. Втроём мы будем править  миром, ступайте, исполняйте мою волю.

Битва света и тьмы шла многие тысячелетия. Малышом, он  читал древние письмена на золотых табличках, которые вместе с зеркалом судьбы лежат теперь на дне океана. Их никто не найдёт. Пройдёт много столетий, когда он наберёт силу, развернёт крылья, разбудит  вулканы. Огненные реки лавы растекутся по земле, мрак и пепел закроют мир. Когда-нибудь это будет! А пока  демону зла спать тысячелетия  во мраке пещеры. Хорошо, когда тьма на земле!

В  этой  тьме несли волны лодку с людьми. Не было дня, только ночь без звёзд, в ней летали, шуршали крыльями чудовища. Но люди этого не видели. По велению жреца они спали, не  зная, что  их ждёт впереди. Где спасение и земля, на которой  можно сеять рис и пшеницу, растить детей?  Даже жрец этого не знал:- Где же ты, отец небесный? Направь нашу лодку  к земле, обогрей и освети мир!

Однажды небо посветлело, бледное пятно солнца показалось за тучами. Развиднело.  Лодка стояла, упершись носом в песчаную отмель. ЗЕМЛЯ! Она виднелась за песчаным берегом тёмным гористым краешком. Туда жрец-старик и направился, его вёл посох из затонувшего ныне храма, он делался то лёгким, то тяжёлым. Племя шло туда, где посох становился лёгким. Юноши нёсли  корзинки с хлебом, связками бананов. Долго шли, но еда не кончалась - боги  помогали людям. Луна и солнце семь раз сменили друг - друга, когда путники пришли в долину.

В солнечном блеске сам Инти  спустился на облаке, приказал жрецу: - Будете жить здесь, брось посох на землю!
Посох поглотила жирная земля, а жрец стал молодым. Никто этому не удивился, все знали, он владеет знаниями богов. На месте исчезнувшего  посоха люди обработали землю,  посадили семена растений  родного  острова. Среди полей встали глиняные хижины, крытые пальмовыми листьями.

Прошли века, большое племя людей, с кожей цвета заходящего солнца, построило в джунглях из камня город. Самым большим в окружении садов и цветущих деревьев   был храм Солнца. У его подножия, на  ветке цветущей  магнолии небесные  птички – ткачики строили  гнездо. Они брали солнечные блики из мраморного бассейна,  сворачивали их в блестящий кокон. Такого гнезда не строила ни одна птица.

Наступил праздник равноденствия. Скульптура Инти из глины и початков кукурузы в дорогих одеждах  восседала на троне из цветов лотоса и  подсолнуха – символов солнца. Праздник продолжался до заката. Жители танцевали древний танец, обсыпали всех кукурузой, обливали водой, славили милостивого бога, посетившего землю.

 Инти, в солнечных одеждах, праздновал вместе с людьми,  выбирал  жену из самых  красивых девушек. Она садилась в большой цветок священного лотоса. Если цветок не погружался в воду, все понимали: перед ними жена бога, он украсил её головку венком из  цветов.  В эту минуту со звоном лопнул кокон, сотканный ткачиками.

 Оттуда выбралась бабочка, - подарок бога своей избраннице, посидела не её руке, расправила сияющие  крылья, села на голову глиняной скульптуры. От  неё пошёл солнечный свет. Глиняный бог стал золотым! Слава тебе, ВЕЛИКИЙ ИНТИ, бог света!

Бабочка летала в саду при храме, садилась на цветы и кусты, которые становились золотыми. Сияли солнечным светом священные ламы. Они пили воду из мраморного  бассейна.  Летали над кустами и  цветами, звенели ажурными крылышками  пчёлки и птицы-бабочки. Ими любовались, жители племени знали: нельзя прикасаться к священному металлу, несущему цвет солнца, боги карали за это болезнью и смертью.

Долгим и жарким был праздничный  день, но приближался вечер. Инти с женой взошли на облако, звёздочками   исчезли в небе.  Они вновь окажутся на земле через тысячу лет.
 Жрец наслаждался красотой храма и сада, заканчивалась и  его жизнь на земле, она была последней. Он выполнил наказ богов: спас племя людей c кожей цвета заката, возвышается среди джунглей  прекрасный город и сад с  цветами и деревьями, излучающими свет солнца. Теперь людям хранить и беречь  этот город. А его ждала вода – мать всего живого.

Тёмной ночью с высоты храма полетела в сторону океана белая птица, упала в волны. Большой спрут, нашёл укромное место в расщелине  среди подводных скал, там и поселился рядом с другими обитателями океана, его теперешнего дома. Дельфины и стайки разноцветных рыбок плавали в  древних, покрытых водорослями строениях и пирамидах на дне океана. Спрут понимал,  что это за строения, но не знал,  сколько  веков с той поры миновало. Только богам  подвластно время, а другим  вести  счёт годам не положено.

Шли столетия, на небе одни боги сменяли других, только люди города Солнца не знали этого. Они жили земной жизнью: обрабатывали поля, растили детей, всё дальше в джунгли уходил город с оливковыми садами, широкими каменными дорогами, обсаженными кокосовыми пальмами. Жрец – провидец предсказал ученикам, что скоро сюда издалёка  придут голубоглазые чужаки, они принесут погибель племени и храму Солнца.
 
Этот день наступил в сезон дождей. Клубилась, грозно рычала, сверкала огненным оком туча. Она оказалась птицей, закрывавшей крыльями   небо, бросала  с грохотом огненные перья. От них начался пожар. Горели  джунгли,  дома, горел храм бога Cолнца. Никогда в местах этих не было торнадо, теперь  демон зла  на высоких ногах, достававших до туч, вырывал с корнями деревья, валил и крушил  дома,  после него остались только развалины.

Редкие люди ушли  в джунгли.  Гиены и грифы пировали среди развалин  города Солнца, терзали трупы людей и  священных животных  Древнее оберег-заклятие богов и жрецов разрушено, некому охранять эти места. Демон зла и его слуги праздновали победу, но опасались войти в храм Солнца, это могли сделать только люди.

Бледнолицые пираты, грабившие проходившие корабли, давно жили в лесах над дворцом Супая. В обломках деревьев,  что принёс издалека  торнадо, нашли они  листочки золотого дерева. Где  эти деревья? Провидцев у пиратов не было,  провидец–шаман  был  вождём племени пигмеев, живущих в джунглях.  Их, напуганных,   собрали в большой  хижине.
- Найдите  место, где растут деревья с такими листьями, если хотите жить! – пират показал туземцам золотые листики.

Чернокожие обитатели острова боялись белокожих пиратов. Они убивали их   палками, из которых вылетал огонь. Всю ночь племя танцевало вокруг костра под стук священного тамтама, пело славу богам, жевало листья коки, пило отвар колдовских трав, звали люди на помощь своих богов, скоро все заснули. Утром шаман показал соплеменникам на попугая, сидевшего на  ветке: - Он бывал в городе Солнца!

Птицу отдали вождю пиратов.  Она привела  белокожих пришельцев  за море,  летала над разрушавшимся храмом.  Пираты вошли в него. Чёрный демон сел на  трон Инти, его крылья закрывали блестевшую скульптуру. Люди ликовали, они знали цену золота, бывшего повсюду.  Демон дыхнул пламенем в сторону пиратов:

 - Слушайте и повинуйтесь, морские разбойники! Все солнечные камни, до последнего, вы соберёте! Изломаете и побросаете в огонь деревья и животных, они станут камнями, погрузите их на шхуну.
Всё принадлежит всесильному Супаю. Он  будет  добрым,  оставит  в живых вас и других людей, когда съест эти блестящие камни.

Пираты повиновались, изломали цветы и деревья с золотыми листьями, сложили на костёр  золотых лам и  скульптуру Инти,  расплавили их в огне. Золотые слитки складывались в корзины, грузились на парусную шхуну, всё это - еда  грозному Супаю. Но пираты  не забыли о себе, они прятали золото на теле под одеждой, засовывали в потаённые места на шхуне. Много золота не бывает, его цену знали на их далёкой родине. Они вернутся туда богачами.

 Да не суждено было им вернуться – золото мстило  новым хозяевам. Поднялись они на шхуну, ветер наполнил её паруса, но страшная болезнь охватила голубоглазых людей, никого не пощадила. Тела тех, кто был в развалинах храма Инти, прикасался к золоту, покрылись  язвами, несчастные с ужасом смотрели, как  из язв выползали золотые черви, чайки  выклёвывали глаза у  ещё живых людей, грифы  тоже  слетелись на пир.

Вскоре поплыл по волнам океана корабль-призрак,  на его борту были только скелеты, они   не видели, как со дна океана поднялся огромный  спрут  «Ужас океана». Его щупальца толстые, словно деревья, обхватили  и сжали  шхуну, с треском лопались шпангоуты, скоро шхуна с золотом Инти ушла под воду.

 Спелеологи, недавно  нашедшие пещеру под островом, в нагромождении камней, лежавших кольцами, увидали  большого окаменевшего  змея. Только золото Инти никто не видел,  море умеет хранить тайны.