5. Экскурсия. Университетские рассказики

Владмир Пантелеев
Экскурсия.
(Университетские рассказики)


       Руководствуясь личным студенческим опытом и народной мудростью, что «лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать», я, с согласия зав. кафедры, переработал программу лабораторных работ для групп студентов, с которыми лично занимался, с целью высвободить по каждой теме два часа для проведения экскурсии на профильное предприятие по каждой изучаемой теме.

  Благо в советское время промышленность нашего города считалась раем для изучения материаловедения. В городе имелись предприятия по всем видам горячей и холодной обработки металлов, включая производство композитных материалов из металлокерамики. Деревообрабатывающие комбинаты, производящие древесные материалы для строительства,  древесно-стружечные плиты и фанеру, а также предприятия по производству цемента, кирпича, лаков и красок, бумаги, фарфора, стекла, переработке пластмасс, производству резино-технических изделий, выделки кожи, прядильно-текстильные и многие другие.

  Как-то раз, во время экскурсии на один из металлообрабатывающих заводов зашли мы в штамповочный цех понаблюдать за холодной вырубной штамповкой. Гул электромоторов, грохот ударяющих по металлической ленте штампов,  звяканье вырубленных деталей, падающих из штампа в металлические ящики-сборники, скрежет подаваемой в пресс металлической ленты – всё сливалось в один неприятный для слуха шум, не позволявший услышать даже рядом стоящего человека. Эта какофония дополнялась свистом и хлопками горячего сжатого воздуха, распространявшего тяжелый неприятный запах перегретого машинного масла.
 
  Все работавшие за прессами – женщины. Лишь у нескольких противошумовые наушники, у остальных только косынка поверх причёски, даже не закрывающая уши. Движения отточены до автоматизма, четыре удара штампа в минуту, двести сорок ударов в час. Потом пятиминутный перерыв, сходить по нужде, выкурить сигарету или выпить стакан газировки. Работают, молча, услышать друг друга, находясь на своём рабочем месте невозможно, расстояние между прессами три-четыре метра. Да и некогда, тысяча восемьсот ударов в смену.

  Я уже досконально знал это производство, т.к. бывал здесь с экскурсиями много раз, потому наблюдал не за производственным процессом, а за работницами. Трудились здесь и совсем девчонки, и женщины даже пенсионного возраста, но их всех объединяло одно – полное безразличия выражение лица, и, совершенно мёртвый, как бы обращённый вовнутрь, в себя, усталый взгляд. И дело не в том, что скоро конец первой смены, такое же выражение лиц работниц я наблюдал и в начале смены, во время предыдущих экскурсий. Таков, видимо, был их крест, который они несли по жизни.   

  Одна из моих студенток-вечерниц, молодая женщина лет двадцати восьми, тоже наблюдавшая за штамповщицами, заметив на себе мой вопросительный  взгляд, означавший: «Посмотрите на их адский труд», - покачала головой, как бы, соглашаясь со мной.

  Позже, когда мы после экскурсии ждали автобус, она с несколькими сокурсницами обратилась ко мне:

  - Владмир Семёнович! А сколько эти штамповщицы зарабатывают?

  - На одной из экскурсий мастер этого цеха мне говорил, «грязными» рублей сто сорок.

  - Так это «на руки» рублей сто десять – сто двадцать? Столько же и я получаю. И большинство наших девочек тоже.

  - Тысяча восемьсот вырубок за смену, штамп двенадцати местный, итого: округлённо говоря, двадцать одна тысяча деталей. И так каждый день до пенсии, с двухнедельным ежегодным отпуском.

  - Ой! Я бы с ума сошла через неделю. Ужас!

  - А, вот, что вы сегодня за день сделали? Предполагаю, переложили с одного края стола на другой три деловые бумаги, убедившись, что срок ответа на них ещё почти через месяц. Обзвонили пять-десять участков или цехов на своём производстве, чтобы получить от мастеров какую-нибудь «цифирь» за прошлый день. Два раза пили кофе на рабочем месте, сходили в «Кулинарию». Раз в час бегали в курилку. С «часа» до «двух» пообедали в столовой или буфете у себя на работе, и поехали на экскурсию. И, заметьте, заработали за день столько, же, как и штамповщицы.
  ПолУчите через два года диплом, и никто никогда Вас с Вашей работы не выгонит, а с годами ещё и начальницей станете над тремя-пятью такими, вот, как Вы сейчас «девчонками», зарплату рублей двести получать будете и месяц отдыхать в ежегодном отпуске.  А так как Профсоюзный комитет с Вами, скорее всего, в одном коридоре располагается, то и путёвки в дом отдыха или санаторий выделять Вам будет, не как штамповщицам, один раз за трудовую жизнь.
  А теперь, товарищи студенты, скажите: имею ли я право требовать от вас, чтобы вы ради такой жизни знали свой спецпредмет на «Отлично»?
   



 
Букулты         2013 год                Владмир Пантелеев