Два ёжика. Золотое кольцо от 16. 02. 2012

Владимир Макаров 3
               
 Кто в детстве не видел ёжика, наверное, и нет на свете такого ребенка, но если кто-то из детей, живя в большом городе, и по каким-то причинам не бывал на природе, то мне очень жаль этого маленького человечка: он пропустил одну из страниц своего детства.
 Мне в этом смысле, безусловно, очень повезло: наша семья, начиная с моего раннего детства, выезжала на все лето в деревню, и поэтому ежей мы встречали достаточно часто. Но однажды начитавшись замечательных книжек Виталия Бианки и Михаила Пришвина, мы, дети, решили принести ёжика в дом и пронаблюдать за ним. Была середина августа и после небольших дождей в наши края вернулось летнее тепло, и вот в один из вечеров мы возвращались с прогулки по окрестностям нашей деревни. И тут в траве недалеко от тропинки нам послышался шорох, а затем на тропинку выбежал крупный ёжик. На наше счастье у нас с собой была небольшая корзинка (вполне возможно, что мы её взяли на случай, если попадутся грибы) и после достаточно продолжительной ловли (кто-то из нас все же поймал ёжика в свою куртку), наша колючая добыча была, наконец, поймана. Конечно, мы сразу стали за ним наблюдать, что было действительно очень любопытно, и тут снова услышали шорох в траве – это бегал еще один ёжик. Ловля его продолжалась значительно быстрее – у нас уже был опыт. Не буду описывать всего, что мы видели дома при свете керосиновой лампы, скажу только, что ёжики у нас и пили молоко и копошились в газете, выделенной им для постройки гнезда. Но вот стало поздно, и мы пошли спать в другую комнату, оставив ёжиков в обществе моей тети. Засыпая, мы обсуждали увиденное этим вечером, вспоминали прочитанные рассказы про колючих, но таких милых зверьков, и, конечно, рассчитывали с ними поиграть на следующий день. Но утром, проснувшись, мы первым делом услыхали от тети совершенно неожиданные для нас слова про ёжей, да и нас она тоже называла не лучшими словами. Резюме было категоричным: ёжиков надо убрать из дома. Оказывается, что ежи – это ночные животные, а мы про это совсем и не подумали, и они в темноте начали бегать по комнате, копаться в стоящей на полу обуви, греметь стоящей за печкой посудой. В результате спать они тете не дали и, кроме того учинили на полу в комнате форменный разгром. После завтрака мы занялись поиском нарушителей ночной тишины и скоро одного их нашли под столом, откуда его нам пришлось выкатывать кочергой, а поиски другого несколько затянулись, но и этот ёжик был найден в упавшем валенке. Затем две колючие головы были отнесены на место своего обитания. Так достаточно прозаично закончилось первое наше общение с ежами.
 Поскольку ежи одни из любимых персонажей, как детских сказок, так и мультфильмов, я после рождения дочери, как только она стала понимать окружающий её такой громадный мир, начал рассказывать ей про жизнь ёжиков. Разумеется, как и бывает в сказке, ёжики были наделены некоторыми качествами, которые присущи человеку, к примеру, у них был небольшой, но уютный домик. И эта история была для моей тогда маленькой доченьки самой любимой, и я часто рассказывал её  перед сном, а теперь я рассказываю моей внучке.
 В этом году в начале июля по нашему огороду, а, впрочем, и по его окрестностям, по вечерам бегало много ежей, и поначалу нам, и, конечно, моей внучке это было очень интересно, но потом мы перестали им удивляться и привыкли к появлению этих колючих животных. Но однажды вечером  мы обнаружили, что от соседей к нам прибежал маленький, и я бы сказал симпатичный ёжик, и стал что-то искать в траве, а затем никого не боясь, побежал по дорожке. Я, давно собираясь написать статью про ёжиков, решил дополнить её фотографией и поспешил в дом за фотоаппаратом. Но вернувшись, увидел только колючую спину убегающего к соседям ёжика, который вернулся в соседский огород и стал там что-то искать около компостной кучи, вероятнее всего жирных дождевых червей, в изобилии расплодившихся там. Разумеется, фотографировать его в таком месте у меня желания не было, и я, присев на лавочку,  стал ждать, когда ёжик вернется к нам. Скоро со стороны соседского огорода вновь послышался шорох и к моим ногам снова прибежал ёжик, как две капли воды похожий на предыдущего. Я сначала подумал, что это первый ёжик, но поскольку я не терял из поля зрения его передвижения и слышал как он проявляет деятельность по добыванию пищи, выискивая червяков в компосте, то, у меня не было сомнений, что это совсем другой ёжик, такой же милый и симпатичный. К счастью этого представителя колючей семейки мне удалось запечатлеть, хотя для этого пришлось с ним повозиться и даже побегать.
 А спустя пару дней я, возвращаясь вечером с реки, видел одного из этих близнецов, уверенно двигающегося вперед – ёжик, вероятно, спешил поужинать у своей любимой компостной кучи.