Принцесса и Циркуль

Мила Павловская
Антонина Васильевна уже собиралась уходить, когда послышалось шуршание гравия, и на дорожке неподалеку остановился громадный черный джип. Женское любопытство нестерпимо, и Антонина Васильевна решила не спешить и cделала вид, что продолжает убираться внутри кладбищенской оградки. Уже пятый год пошел, как не стало ее Сергея Петровича, пора бы и успокоиться. Но она исправно каждое воскресенье приезжает, чтобы поправить могилу и посидеть в тени старой березы, среди тихо и торжественно возвышающихся надгробий.

Из джипа не спеша вылез плотный мужчина средних лет, лысоватый, и направился прямиком к недавно поставленному здоровенному памятнику с цветным портретом во весь рост красивой молодой девушки. Это через две могилки от ее Сергея Петровича. Антонина Васильевна неоднократно подходила посмотреть на портрет. Все в мраморе - оградка, скамейка, вазоны... Богатые...
 Портрет, видно, сделан со старой фотографии, потому что умерла эта женщина уже в годах -   сорока шести лет. Репринцева Жанна. И надпись там такая: « Любил всегда, люблю сейчас, буду любить вечно» И подпись: Жанне от Вити. Антонине Васильевне все хотелось увидеть этого Витю. И вот, видно, сподобилась.
Мужчина вернулся к машине, открыв заднюю дверцу, достал, аккуратно придерживая, охапку живых роз и понес на могилу. Несколько цветков он поставил в вазоны, остальные рассыпал по мраморной плите около памятника. Постоял минуту, затем тяжело сел на скамеечку. Антонина Васильевна не выдержала:
- Мужчина, Вы бы розам ножки поломали. - Тот не сразу обернулся в ее сторону:
- Не понял... Что?
- Цветы Ваши поворуют. Хулиганье. Поломайте ножки у розочек Ваших, чтоб подольше полежали.
Он равнодушно махнул рукой:
- А-а-а...неважно...

Начал накрапывать дождик. Антонина Васильевна поняла, что больше ничего существенного не произойдет и, быстренько собрав мусор в целлофановый кулечек, наскоро перекрестилась и поцеловала портрет Сережи, прикоснувшись пальцами к своим губам, а потом к губам мужа на портрете.
Черный джип обогнал ее, мягко прошуршав шинами, почти на выходе с кладбища. Немного проехав вперед, остановился. Открылась дверка, и тот самый, лысоватый мужчина, высунувшись, крикнул Антонине Васильевне:
- Бабуль, тебе куда надо? - Узнав улицу, на которой она живет, сказал, что ему как раз в ту сторону и предложил подвезти. Антонина Васильевна обрадовалась. Ноги больные, ходить тяжко. Да и на джипе таком-то ни разу не ездила.
Тянуть кота за хвост Антонина Васильевна не любила. Потому, спустя несколько минут после того, как, пыхтя, влезла в кабину, она напрямую спросила :
- Жена Ваша? Красивая такая.
- Нет. -  Неохотно отвечал хозяин джипа. Немного помедлив, посмотрел как-то странно в ее сторону и добавил:
- Любимая.
- А-а-а... так ты не Витя... Я думала, что это ты такой памятник ей поставил.
- Я, мать, я этот памятник поставил, кроме меня некому больше...- Антонина Васильевна удивленно покосилась в его сторону, но расспрашивать дальше побоялась. Витя сидел хмурый и напряженный, чувствовалось, что подробностей от него не дождешься.


1974 год, июнь, двор многоэтажки.

Витька сидит на лавке, качая ногами в драных сандалиях, из кармашка грязных шортиков торчит ручка деревянного пистолета, самолично сделанного им из ветки. Вот-вот должен выйти его дружок Юрка. А потом они пойдут в соседний двор за Мишкой и Вальком и начнут играть в войнушку, как условились накануне вечером. Дверь подъезда открывается, и оттуда выплывает Нечто. Девочка. Невообразимо красивая. В воздушном розовом платье, в розовых туфельках, с локонами вьющихся светлых волос. Витьке показалось, что это кукла или...
- Гля-я... Прынцесса... Прынцесса выискалась! - Охрипшим от страха, что он на нее запал, голосом, сипит Витька. И первое , что ему приходит на ум -  соскочив со скамейки, подпрыгнуть к девочке и дернуть ее за вьющийся светлый локон. Девочка вопит тоненьким голоском «Мама-а!». Витька, естественно, убегает.


1974 год, 1 сентября, 2 «Б» класс.

- Дети! К нам в класс пришла новая ученица. Давайте познакомимся. - Высокий пучок учительницы из-за спин сидящих впереди учеников кажется Витьке самостоятельно плавающей плюшкой на фоне классной  доски. В класс заходят высокий мужчина в светлом костюме и девочка. Та самая — Принцесса.
- Это Жанночка Репринцева. Не обижайте ее. - Девочки шушукаются. Мальчишки во все глаза смотрят на Жанночку. Она очень красивая. Будет теперь за кем на переменках гоняться.
- Ишь, прынцесса...- Шипит негромко Витька. - Жа-аночка-а... Воображалочка.

1979 год, май.

Задний двор школы. Битое стекло, осколки кирпича, среди них на земле в пыли катаются, нанося неумелые удары друг дружке, Витька и Лешка из параллельного «А» класса. Витька уже с подбитым глазом, у Лешки из носа сочится кровь. Вокруг них стоят приятели, с интересом наблюдают за исходом поединка и потихоньку курят, осторожно поглядывая по сторонам. Причина драки — Жанка Репринцева. Вернее не она сама даже, а то, что Лешка стал подкалывать Витьку за то, что он носит Жанкин портфель из школы. Кто-то из ребят кричит «Атас!» Все быстро разбегаются.

1984 год, 24 июня. 2 часа ночи.

Почти оглохнув от колонок, Витька, весь взмокший, держит за талию Жанку, танцуя медленный танец. Она несколько раз отнекивалалсь, смеясь с подругами во весь голос над его смущенной физиономией. Наконец, его настойчивость победила. Он мечтает только о том, чтобы грохочущая песня школьного ВИА на выпускном балу не заканчивалась ни-ког-да. Жанка почему-то перестала смеяться и смотрит чуть в сторону, и на его попытки притянуть ее к себе поближе не сопротивляется. У Витьки кружится голова — и от шампанского, выпитого в спортзале школы на виду у родителей и учителей, и от стакана водки, наспех опрокинутого в школьном дворе с пацанами; и от близости жанкиного упругого тела, от будоражащего запаха ее волос. Не понимая, что делает, Витька наклоняется к лицу девушки и неумело, трепетно, прижимается губами к ее губам. Жанка, не закрывая глаз, удивленно несколько секунд смотрит на Витьку, затем шепчет: «Витя, не надо...»,освобождается из его рук и исчезает среди танцующих. Друг Юрка, наблюдавший с интересом за происходящим, сам танцуя с одноклассницей, подмигивает Витьке: мол, все путем! Витька же стоит среди танцующих выпускников и с недоверием трогает рукой свой рот, только что коснувшийся губ Жанки, таких мягких, нежных, словно лепесток розы.

1987 год. Декабрь.

Морозно. Солнечно. Витька в расстегнутом бушлате и бескозырке, только как два дня из армии, звонит в знакомую дверь. От волнения у него сохнет во рту, отчего он поминутно облизывает заветренные губы. Открывает дверь мать Жанны. Фальшивая улыбочка. Накрашенные глаза удивленно осматривают Витькино убранство. «А Жанночки дома нет, она в институте... Что ей передать?» Что передать, что передать! Что он скучал по ней два года, вот что! Что хочет увидеть ее немедленно. Но дверь захлопывается быстрее, чем он успевает что-то сказать.

1987 год. 31 декабря. 2 часа ночи.

После нескольких безуспешных попыток увидеть Жанну Витька, нажравшись водкой в дым, качаясь, как маятник на старых бабкиных часах, идет к подъезду Жанны - постоять под ее окнами. Неожиданно из подъезда выбегает она сама под ручку с фирменно упакованным парнем. Они смеются. Увидев Витьку, Жанна меняется в лице, хмурится, тянет парня прочь от подъезда. Витька пьяно кричит: «Слышь, Жанка, стой! Погодь, говорю!» Убедившись, что она не останавливается, на непослушных ногах догоняет Жанку и ее парня и с размаху бьет парня в челюсть, тот падает. Жанна тоненько кричит «Милиция!» Витька изо всех сил убегает.

1996 год. Август.

Несколько лет пахоты в гаражах на ремонте иномарок принесли Витьке неплохой капитал и уважение клиентов. Он, посчитав, что теперь-то для Жанны будет хорош, на новенькой десятке въезжает в старый дворик. Он неплохо, на его взгляд, одет. В кармане лежат несколько американских купюр для понта. В одной руке  разноцветный пакет с подарком, в другой букет роз. Ведь сегодня день рождения его Принцессы. Тридцать лет. Давно не видел. От волнения сохнет во рту. На звонок дверь открывает молодая незнакомая девица, пьяная и полуголая. «Вам (ик!) кого?» На вопрос про Жанну кричит внутрь квартиры: «Жан! К тебе какой-то (ик!) хмырь пришел!» Жанна выходит почти в таком же виде, как и ее подруга. У нее недавно погибли родители, автокатастрофа. Она с подругой «успокаивается». «Не до тебя, Вить, в другой раз приходи». Витька торопливо отдает пакет  и розы Жанне, она несколько мгновений смотрит на него почти с интересом. Но дверь снова перед ним закрывается.

Полгода назад.

Приступ ностальгии после особенно удачной сделки погнал Виктора в старый дворик. Зачем? Он почти всю жизнь гнался за своей звездой — Принцессой — Жанной... Стать для нее Принцем на белом коне. Нет, иллюзий у него давно не осталось. Но всем, что у него теперь было, всем, чего он достиг, он обязан был Ей... И сейчас ему очень и очень остро хотелось увидеть ее...Зачем? Он не знал...
Около знакомого подъезда стояла скорая  и милицейский уазик. Дворник что-то объяснял молодому сержанту, размахивая руками. Виктор вылез из машины, подошел посмотреть.  «Этот дженщин давно там жил. Пил, бытилка собирал. Не знаю, ничего больше не знаю, начальника...» - волновался дворник. Виктор отошел в сторону, чтобы пропустить носилки с телом, судя по всему, бомжихи, обнаруженной в подвале старой многоэтажки. Санитары брезент с телом опустили на землю до приезда труповозки, попрыгали в скорую и укатили. Виктор тоже решил уехать, но одна деталь заставила его вернуться к телу умершей и осмотреть его. Проходя мимо, он увидел на запястье бледной руки с грязными исковерканными ногтями черный тоненький искусно сплетенный ремешок, обвитый несколько раз, а на ремешке — маленькая деревянная подвесочка, очень похожая на то, что он... Виктор нагнулся посмотреть, пока сержант в машине заполнял бумаги... Блин, это была та самая подвеска, которую он подарил Жанне в день ее тридцатилетия, С рисунком, который он сам заказал в мастерской: циркуль, а внутри него — глаз. Ну, типа, намек на него, на Витю и его любовь. Кликуха Виктора всегда была Циркуль, фамилия располагала -  Циркулев. А глаз означал, что он, Виктор Циркулев, всегда видит ее, где бы она ни была. Вот и досмотрелся... Да, это была она — Жанна. Опухшая, теперь страшная, старая, но  - она.

***
- Здесь, здесь останови! - попросила Антонина Васильевна. Виктор вышел из джипа, помог ей выбраться из кабины и сунул  в руку женщине какую-то бумажку:
- Ты это, мать, часто бываешь на кладбище?
- Каждое воскресенье. - торжественно отвечала Антонина Васильевна, разворачивая бумажку, которая оказалась двумя купюрами по пять тысяч. - Ты что это мне дал, сынок? - недоуменно спросила она.
- Присмотри за моей Жанкой, когда меня нет, ладно? Ну там, прибрать немного, чтоб ей спокойно лежалось... - Он полез во внутренний карман и вытащил еще пару таких же купюр. - Вот, возьми, может цветов когда ей принесешь, хоть ромашек...
Антонина Васильевна хотела было отказаться, но, быстренько прокрутив за и против, взяла аккуратно купюрки, и сунула в свою видавшие виды сумку, в потайное место под донышком.
-  Не волнуйся, сынок, все сделаю, присмотрю за твоей прынцессой. - Добродушно проговорила Антонина Васильевна, поворачиваясь уходить, и не увидела, как вздрогнул мужчина, и его полноватое лицо исказила гримаса, будто ему причинили физическую боль.