Фрагмент 12

Анатолий Винобер
16.04.92
А.Клизовский «Основы миропонимания новой эпохи».
Начало можно назвать потрясающим. Далее, все больше тяготеет к теологическим спекуляциям. Идеалистическая попытка системного познания. Красиво, но спорно. Прагматизм имеет немало преимуществ, и именно за счет реального, утилитарного результата, создающего комфорт и насыщающего желания, потребности (тела в основном).
Претензия на самый объективный синтез, на сверхтеорию, на сверхзнание. Обыкновенное стремление, как и любой теории  к статусу единственно верной.
Сложное историческое явление – отшельнический индивидуализм, абстрактно толкующий о всеобщем единении. Но - красивое учение. Создание всеобщего экологического сознания.
Я не вижу ясных контуров этого мира. Размытые картины окружающей среды, не убеждают меня в глубинной сущности и в единстве нашего происхождения, отражения и смыслосуществования.
Везде разброд. Единый мировой разум либо спит, либо совсем слаб, но скорее, его просто не было и нет.
5.09.92
Вера – мрак, туман неопределенности. Господствует идея – как выжить. Деньги и созвучные атрибуты определяют содержание наших дней сегодня. Есть, наверное, счастливцы, кто этого избегает, но их мало и они практически незаметны.
Неверие в систему, в гармонию,  в прогресс и в иные, выработанные человечеством красивые идеи.
Я не воспринимаю мир (сейчас), как нечто логичное, рациональное, доступное пониманию.
22.11.92
Странно, но дни уходящие, уносят все дальше надежду на прозрение смысла и сущности бытия. Может, в этом есть выражение предела (порога) возможностей личного восприятия и мироотражения? Процесс «отупения»?... Конечно, сказывается образ жизни, его содержание и доминанты, процессы, происходящие в нашем обществе в данное время… но, может, это иная закономерность?..
Чем больше лет, тем больше знаний – тем меньше ясности в мироотражении?
Построить свою веру или пристроиться к чужой – не выход, потому как всю жизнь безбожник и всегда мало поддавался модным веяниям.
Человечество – уникальный феномен. Не потому, что центры собственной идеальной вселенной страдают эгоизмом и многими пороками. Но, прежде всего потому, что в просторах космической бездны, люди понастроили, понасоздавали себе жилья, квартир и уйму всяких нужных и ненужных вещей (так называемый, вещной мир), насоздавали и продолжают создавать в своем обществе миллионы всяческих (чаще всего – глупых) проблем, страдают от них постоянно, борятся с ними и никак не могут одолеть. И этот вещной мир, и эти глупые проблемы, плюс ежедневные эмоционально-животные физиологические проявления – вот, увы, главное занятие, на которое уходит 99% индивидуального бытия в реальном мире. Пытаясь как-то компенсировать свое неразумное существование, напридумывали уйму несуществующих миров, несуществующих жизней, и этим добивают последний шанс на торжество разумного существования.
28.01.93
Читать философию и думать о философских проблемах получается лишь урывками. Декабрь, январь – В.И. Вернадский «Научная жизнь», Н. Рерих «Живая этика – Избранное», К.Ясперс «Назначение истории».
Все дальше от веры в системность и целесообразность, разумность общества. В природе она еще проглядывается. Все меньше ясностей в понимании (определении) мира, вещей, явлений, людей. Все ближе к вольной прозе. Существование справедливости в этом мире сомнительно. Существование иных миров (измерений) и жизней – тоже сомнительно. Возможность гармонизации общества, хозяйства, планеты, человеческих отношений – сомнительно.
Ограниченность своих интеллектуальных возможностей – все более убедительно. Глупое устройство общества, примитивность и дурной характер большинства обывателей, как у нас, так и в других земных странах – это продолжает поражать.
Процесс, происходящий сейчас в России, весьма интересен. Никто же не ходил, вот так, за пару лет, из социализма в капитализм, причем в капитализм довольно дикий и алчный.
Сознание (ох, как сильно) бытие определяет, и обратная связь также усиливается.
18.02.93
Насколько серьёзна качественная граница между миром природным и миром социальным? Может люди увлеклись в своей самооценке и придают социальному значительно более высокий смысл, аргументируя невероятной сложностью социального организма общества?
Когда в государстве к власти приходит тиран, человеческое общество становится весьма похожим на пчелиный улей или муравейник (очень предсказуемое (запрограммированное) поведение членов сообщества и все нити тянутся к вершине пирамиды, к члену сообщества, обладающего верховной властью). 
«Этот мир устроен не нами!» Кем же (чем?) он устроен? Где его вечный двигатель, его творец?
Марксистская советская философия последних лет  (до так называемой «перестройки») избегала копаться в этой куче навоза, где лежали вопросы миропроисхождения и цели его развития. Все было просто: качественный скачок в царство всеобщего благоденствия и полной реализации духовных возможностей каждой личности…
«Все пытались понять, а мы - изменим этот мир!» - очень заманчивый самообман, но не долгий. Утопии всегда проникали в общество, и в будущем – еще не раз будут им овладевать. Словно попытки остановить время и взять в свои руки рычаг, регулирующий ход истории мироздания.
«Объективное право» - это сильная, запредельная абстракция, не имеющая ничего общего с реальным бытием.
1.03.93
Философия сквозь суету с трудом пробивает себе туннель.
Когда сознательная часть психики оккупирована содержанием текущих проблем, возможно очень приземленных и примитивных, сложно выловить в этом взбаламученном пруду попытку ясной абстрактной мысли.
Слабость, бессилие, незащищенность и ограниченность отдельного индивидуума – вот что с годами становиться убедительнее.
«Если бы молодость знала, а старость могла»! – достойная тема для раздумий.
С годами, уходят самоуверенность и дерзость, однозначность суждений и торопливость поступков.
10.05.93
Скоротечность человеческого бытия, наличие огромного числа противоречивых (чаще – неблагоприятных) обстоятельств, пронизывающих и обуславливающих бытие индивидуума – эти моменты вносят большое сомнение в успех человеческого разума, который к тому же базируется на дурной животной природе человека.
Релятивизм – так вернее всего можно обозначить сложившуюся в моем сознании «систему» взглядов, ценностных критериев и образно-логических понятий. Во многих аспектах и суждениях доминирует материалистическая точка зрения, хотя в значительной степени я допускаю и спокойно воспринимаю идеальное и даже иррациональное (что менее однозначно, менее понятно, но почему-то больше манит и увлекает, и дает простор фантазии).
Система абсолютного знания все более кажется непостижимой и недостижимой, потому как в моем представлении эта идея в своей сущности равнозначна идее Бога, в её абсолютном варианте.
8.06.93
Интегральная йога, сверхразум и воплощение всего мира в одном «Я», слияние с божеством мирозданием при жизни земной, всемогущество откровения…
Красивая наукообразная религия, взращенная на синтезе учений Востока и Запада. Немало интересных моментов, способствующих усилению работы мысли, но я, видимо, слишком западный человек, воспитанный на советско-марксистских догмах, поэтому воспринимаю учение Ауробиндо (при первом знакомстве) как занимательную экзотику, из которой возможно извлечь полезное, но которая для меня (скорее всего) останется недоступной.
Бессмертие теоретически возможно, но где-то далеко за пределами нашего современного земного уровня. Существование реликтовых вселенных наталкивает на мысль о бесконечном космическом круговороте материи, а существование земного человеческого разума – один из вариантов эволюции материи неизвестно сколько раз повторенной в вечности (бесконечности, безвременьи) и с неведомо каким эффектом (результатом). Я с трудом допускаю уникальность земного разума (единственность).