Налим от дяди Васи, уха от Брониславовны

Сергей Полянский
  По приезду в Туруханск, как уже было сказано выше, в первое время снимал домишко у Коноваловых Василия Петровича и Анны Брониславовны. Хорошие люди, на таких Россия пока держится, они ее стержень!
  Переехать мне не составило большого труда, чемодан с вещами был за душой, больше разговоров. И вот на третий день, после переезда, стал подумывать, как обмыть это,  новоселье ведь вроде как получается!
  В магазине купил хлеба, спиртного, консервированных овощей и. подумав, большого налима, которого мне подобрали в магазине, сказав, что именно у этого экземпляра большая печень, или как ее еще называют местные - макса. Сказали еще, что можно сварить уху, но есть тонкости варки именно налима, так,  что лучше в первый раз просто пожарить на подсолнечном масле.
  Ну что может быть проще, пожарить рыбу, купил подсолнечного масла. И вот уже подходя к дому, во мне стали зарождаться сомнения по поводу правильности моего решения относительно налима. Вспомнилось, что краем уха, где-то слышал, будто бы местные налимом кормят только собак, ну и естественно обижать хороших людей непродуманным поступком совсем не хотелось.
  Я по инерции еще разделал рыбу, при этом удивился большой печенью, которая действительно оказалась в налиме. Вид ее был очень аппетитный, и я решил, что ее- то я уж точно пожарю, и что печень  местные наверняка едят. Налив в сковородку обильно масла, я положил туда максу, предварительно порезав ее на кусочки.
  По истечении нескольких минут кипения, с удивлением обнаружил, что печень стремительно уменьшается в размерах, а количество жира увеличивается и грозит перелиться через край сковородки. Излишний жир пришлось отчерпывать ложкой, а от максы в итоге осталось всего ничего!
  Это окончательно убедили меня в том, что налим  действительно только  для собак и  тут я услышал, как в прихожую заходит Брониславовна. Я почти успел спрятать все свои кулинарные заготовки от греха подальше, но женщина  как-то хитро посмотрела на меня, что от них спрячешь, да и запах видимо был!
  Вечером, уже сидя за столом, разговорились и Брониславовна со смехом напрямую меня спросила: «Ты чего там прятал от меня?» И получив честный и развернутый ответ, долго смеялась вместе с дядей Васей!  Отсмеявшись, сказала: «Завтра дядя Вася поедет по удочки, привезет свежего налима, я сварю уху, вот тогда ты и скажешь, едят ли местные налима!
  В своей  жизни могу назвать не очень много случаев, когда испытывал такое истинное наслаждение от  поедания этой ухи из налима в исполнении Коноваловой Анны Брониславовны. Ну что еще бы могло оставить такой,   столь заметный след в моей гастрономической жизни вообще!
  По аналогии вспоминаю большой кочан белой  капусты, который,  мы, мальчишки сначала увлеченно попинали на убранном поле и бросили. Но, проплутав целый день по полям на выпасах без крошки во рту, мы потом, на обратном пути,  этот кочан просто разорвали в одно мгновение.
  Вспоминается Душанбе, когда с отцом заехали в кишлак и нас угостили прекрасными персиками, вкус которых не поддается описанию, половина  века прошло с тех пор, видимо уже и не попробую такой фруктовой вкуснятины!
  Очень вкусны были пельмени у тети Моти Андреевой; однажды, будучи подростком, чуть не объел их за столом, просто помутнение рассудка на почве вкусности! По аналогии с этим, видимо аналогичное помутнение рассудка произошло на путовском рынке в Душанбе, когда с Юрой Бессоновым, впервые ел манты!
  Понимаю, что молодость, когда вкусно все, понимаю, что видимо неизбежно сказывался  фактор новизны, который присутствовал во всех этих случаях, но помню я ведь только эти эпизоды! И уж точно отдельно, особняком, будет стоять  уха от Брониславовны! Это была не просто песня, в своеобразном, кулинарном исполнении, это была Пища Богов, на меньшее я не согласен! И уж  конечно, это  единственный случай в моей жизни, когда я мог точно сказать себе, что кушать больше не хочу, но при этом  самой ухи, так и не наелся!
  И все было бы здорово и так, но в конце той  трапезы, Брониславовна заметила, что в разгар зимы, в самые морозы, налим будет еще вкуснее! Но это  уже за гранью моего понимания до сих пор!!!
  Бедный Макаревич со своим «Смаком», все эти телевизионные Верники, со своими кулинарными изысками и заумными рецептами; они и ломаного гроша не стоят по сравнению с ухой из налима, которую приготовила русская женщина в Туруханске, на улице Лыткина 10! И что тогда можно будет сказать, если уха будет приготовлена из январского вылова этой рыбы!?