Краткий обзор и анализ методик развития ребенка

Павел Тюленев
Чтобы помочь родителям предотвратить и преодолеть отставание в развитии ребенка, необходимо познакомиться с кратким обзором и анализом методик раннего развития, сделанным на основе материалов сайта, статей и книг П.В, Тюленева, который поможет вам избежать непоправимых ошибок.
     Действительно, наилучшей методикой, по определению,  может быть только одна методика, дающей наилучшие практические результаты. Выбрать методику - означает выбрать судьбу. Рассмотрим эту тему в следующем порядке:   
     1. Генетические методики раннего развития, в конечном счете, оказались несостоятельными.
     2. Практические методики раннего развития (Авиценна, Моцарт, и др.)  не поддавались объяснению и воспроизводству: родился гений, и всё тут!
     3. Научные или оптимальные методики раннего развития - система МИРР.
     4. Традиционные методики в детских садах сдерживают развитие
     5. Главный закон методик раннего развития и пути преодоления его последствий
     6. Факты, подтверждающие этот "главный закон": как нам не наступать на те же грабли?
     7. Анализ западных методик раннего развития с целью поиска в них "вирусов" и "троянов"... Нейтрализация атак на наших детей.
     Методика Монтессори
     Методика Домана
     Методика Зайцева
     Какие открытия дают возможность родителям А - сформировать, Б -сохранить и В - развить способности и таланты детей?
    Два миллиона детских садов семейного типа по системе МИРР?
     Всё гениальное, в том числе воспитание и обучение ребенка, должно быть простым
     Цели и результаты системы раннего развития ребенка П. В. Тюленева.
     Сравнение с результатами других методик .

***
     1. Генетические методики раннего развития, в конечном счете, оказались несостоятельными. Так, раньше всё списывали на гены, но оказалось, что гены почти ни при чем и они всегда дают способностей с большим запасом. Методы евгеники столетиями пользовались большой популярностью среди элиты, но они никогда не давали однозначных результатов. Пытались формировать династии, в течение столетий специально подбирали супружеские пары... Но, несмотря на фантастические возможности, методики на основе рекомендаций евгеники так и не привели ни одну династию к созданию сверхчеловека... Скорее, получилось наоборот. "Виноватыми" в появлении выдающихся личностей в прошлом были изобретательные родители, которые случайно нашли  и применили некоторые особые приемы и методы воспитания ребенка. Генетические теории и методики оказались несостоятельными. Так, дети же самых одаренных родителей, попадавшие к животным или оказывавшиеся в неблагоприятных условиях воспитания, превращались в животных или необратимо отставали в развитии. Не проявлялась "генетическая одаренность" и в большинстве с случаев в состоятельных и благополучных семьях.   
     2. Практические методики раннего развития не поддавались объяснению и воспроизводству. В поле зрения исследователей. как правило оказывались только старшие годы учебы выдающихся личностей. Что же происходило в раннем возрасте никто подробно не интересовался или умалчивал и искажал. Как же развивались в детстве и как сформировались Авиценна, Моцарт, Норберт Винер, Есенин, Эйнштейн и многие другие выдающиеся способности и таланты, нобелевские лауреаты, писатели и ученые, инженеры и полководцы, изобретатели и художники? Как объяснить эти методики и дать их родителям России, которая находилась в застое и теряла свои позиции? Необходимо было разработать единый подход, который объяснит, найдет ключи и сделает воспроизводимым всё многообразие практических методик, приводивших к появлению выдающихся и гениальных людей. 
     3. Научные или оптимальные методики раннего развития - система МИРР. Эта проблема, наконец, впервые была решена в России в 1988 - 1995 году, когда были получены доступные для каждой семьи, и в то же время уникальные, до сих пор не превзойденные в других методиках, результаты обучения чтению, счёту, музыке и т.д.  Из новой, оптимальной системы методик - МИРР - для развития детей в раннем возрасте, зарегистрированной в РАО (1995 г.), следовали все известные методики раннего и даже, в качестве ошибочных - методики позднего развития детей.
    
     Впервые в истории эти результаты и читающие и печатающие младенцы были продемонстрированы по ТВ во второй половине 90-х годов, что положило начало родительскому движению за раннее развитие детей.
      4. Традиционные методики в детских садах сдерживают развитие    - сегодня этот вывод не подлежит сомнению. В частности, результаты П.В. Тюленева, Б.П. Никитина и В.Ф. Шаталова показали, что дети в России, в результате сохранения отсталой "традиционной" системы образования, отстают в интеллектуальном и креативном развитии от конкурентов на 6 - 7 лет уже к началу школы. Далее это отставание еще более увеличивается и усугубляется вредными привычками и потерей здоровья. В результате сохранения "традиционного образования" по уровню развития потенциала человека принятого в ООН,  наша страна давно покинула число развитых стран мира и занимает 70 - 80-е место в мире. Отставание российских детей по методике АОСЭР можно оценивать по меньшей мере, равным 10 - 15 годам к моменту окончания вуза. При этом эта система, как все хорошо помнят, хвалила без устали ... сама себя, тогда как в развитых странах уже слышались утверждения, что Россия отстала ... навсегда.
     5. Главный закон методик раннего развития. Методы интеллектуального развития (МИР) ребенка, рассматриваемые на этом сайте, предоставляют возможность избежать катастрофических последствий "традиционной системы образования" и позволяют воспитать ребенка одаренным и, если родители захотят, даже выдающимся или гениальным человеком. Но откуда же берутся проблемы и почему страна топчется на месте или её отбрасывают назад?
     Анализ многовекового опыта России и других стран позволил, увы, вывести один из важных законов методик раннего развития: "Тот родитель, кто воспитывает детей по западным рекомендациям и методикам, останется без страны и  без пенсии. Его дети будут кормить западные армии". На самом деле, некоторые методики, может быть и хорошие, но Вы никогда их не получите в достоверном виде, поскольку их внедрение контролируют конкурирующие и продвинутые спецслужбы, и вы получите совсем не то, что ожидали. Но чтобы избежать проблем, необходимо, чтобы не только вы, но и абсолютно все вокруг вас знали об этом - только тогда будет будущее у ваших детей и у вас. Рекомендуем вам и вашей семьи скачать и  посмотреть видеофильм "Дух времени", Zeitgeist («Дух времени») — фильм, созданный Питером Йозефом, в котором сами представители спецслужб рассказывают, как они осуществляют контроль над созданием, образованием и экономикой других стран и, прежде всего, России... 
     Когда в 90-х годах в страну через высших чиновников образования,  получавших "гранты", хлынули западные методики "сексуального воспитания в школах", "планирование семьи", "вальдорфская школа" и т.п., для того, чтобы спасти потерянное поколение, система МИРР была положена в основу демографической программы из 10-ти национальных проектов, которая была получила одобрение правительства в 1998 году. Но на пути снова встали чиновники традиционного образования. Сегодня некоторые из национальных проектов поддержаны, но в развитии детей и образовании нас опять пытаются  отбросить на 300 лет назад.
     Вместе с тем, чтобы получить положенную по закону финансовую поддержку за воспитание детей, родителям необходимо выбрать программы развития, познакомиться с ними, зарегистрироваться и получить консультации.
     Между тем, возникла неожиданная проблема.
     Сегодня колоссальный вред родителям наносят коммерческие организации, магазины, дилетанты и сайты, выдавая за методики раннего развития всё подряд, без должного анализа и научных рекомендаций основателей раннего развития. Так что, родители, будьте бдительны!

     6. Факты, подтверждающие главный "закон западных методик". 
     За доказательствам закона далеко ходить не надо. Так, в Советском Союзе не послушали великих педагогов - новаторов Никитина и Шаталова, и не внедрили в 1970 году предложенные ими системы дошкольного и школьного образования. Вместо этого, ссылаясь на "западный опыт", АПН (ныне РАО) навязала переход на 10-летку, а потом и на 11-летнее обучение в школах. В результате педагоги подорвали не только экономику, но и интеллект населения, что в конечном счете привело к перекачке ресурсов, сбережений, акций предприятий на Запад на суммы порядка 10 триллионов долларов. Многие годы вырученные от продажи нефти деньги - "линия отсечения" - 18 долларов за баррель - прямиком отправляются на поддержку западных армий уже фактически давно ведущих или развязывавших "горячую войну" против нас в Чечне, Югославии, Приднестровье, Грузии, Украине... Так что нынешние дети тех, кто учился по западным рекомендациям, действительно "не ведают что творят" и, по сути, кормят сейчас США и Европу. Мировой финансовый кризис больше всего ударит по России и накопленные резервы и золотой запас улетучатся, потому что воспитанные и "обученные" по западным программам специалисты не способны управлять экономикой, финансами - только в угоду тем странам. кто их учил и готовил...
     Сегодня снова дети учатся по 12-летке и ЕГЭ, которые без каких то исследований и обсуждений по "совету" западных советников незаконными методами навязали населению во времена нахождения у руля главных ставленников сдерживания развития страны. И т.п. и т.д. Снова, на те же грабли...
     т7. Тайны и секреты западных методик раннего развития.
     Если вы познакомитесь с тайнами и секретами этих западных методик в Обзоре, который следует ниеже, то, возможно, сами придёте к таким выводам.

 Что сделано для родителей в системе раннего  развития: какие открытия дают возможность родителям возможным А -  сформировать, Б - сохранить и В - развить способности и таланты детей?

 Два миллиона детских садов семейного типа
     Сегодня каждый родитель, познакомившийся с новой системой, может выбрать для своего ребенка короткий и эффективный путь развития, игрового обучения и воспитания творческой личности. ..

      Всё гениальное должно быть простым
     До недавнего времени некоторыми секретами, приёмами особого развития одаренности и успешности ребенка владела лишь небольшая часть элиты общества и эти знания хранились за "семью печатями". ...

     Обзор и анализ методик раннего развития детей
     Получить подобные результаты далеко не просто, если не знать специальные правила и рекомендации. Устаревшим методикам это не под силу, потому, что их их авторы даже не предполагали таких возможностей раннего развития у ребенка. Все значительные открытия в области наук о человеке и психологии ребенка произошли намного позже, чем возникла традиционная система обучения (300 лет), появился метод Монтессори (100 лет) и программы Домана (50 лет).
    Итак, запомним: фундаментальные открытия в области нейрофизиологии были сделаны через 300 лет после возникновения традиционной педагогики почти в нынешнем её виде, и на десятилетия позже распространенных известных, новаторских и других нетрадиционных педагогических методик прошлого. В том, что западные методики безнадежно отстают, легко убедиться, внимательно почитав книги, высказывания самих авторов известных, но устаревших методик: Монтессори, Штайнера, Домана и других. Это не означает, что в этих методиках нет рациональных элементов, наоборот, их бывает немало. Но в том и беда, что вред нашим родителям и детям наносится по принципу: "в бочке мёда - ложка яда", иначе бы просто никто и не читал западные рекомендации. Возможно нищета и зависимость наших популяризаторов и переводчиков книг по педагогике, психологии и экономике нередко заставляет их идти на поводу у лукавых редакторов и спонсоров. В результате они часто умалчивают недостатки, истинные  цели и результаты заморских методик и скрывают достоинства отечественных технологий.

     Установлено, что не даёт сохранить природную одаренность и здоровье, и почти на 350 лет назад отбрасывает развитие ребенка существующая, "традиционная", консервативная система образования и её варианты, со своими устаревшими методами и сроками дошкольного развития и воспитания детей.
    Против традиционной педагогики (обучения с 7 лет) выступили Коменский, Песталоцци, Макаренко, Никитин, Шаталов и многие другие.

      Методика Монтессори
      Так, традиционные педагоги, начиная с 17-го века и до настоящего времени следуют догме Монтессори: "Ребенок до 3-х лет характеризуется таким типом ментальности, подступиться к которому взрослые не в состоянии. Следовательно, оказывать прямое воздействие на него невозможно", - цитируется по книге: М. Монтессори "Помоги мне это сделать самому", "Разум ребенка. Стадии роста. М., 2001.  Таким образом, мы видим, что самый известный, прогрессивный западный педагог, итальянский врач и психолог XX века, Мария Монтессори (1870-1952 г) при создании и даже после 40 лет практики "метода Монтессори" не подозревала о тех возможностях развития и обучения ребенка в раннем возрасте, которые были открыты к началу 90-х годов в России. Не догадывались об этих возможностях и её последователи. Так, публикации лидеров этого метода доказывают, что более ста лет, вплоть до 2000 года, до появления книг Тюленева  "Читать, считать, знать ноты ... - раньше, чем ходить" во всем мире в "центрах Монтессори" до сих пор запрещено принимать детей до исполнения 3-х лет. Лишь после десяти лет после публикации программы "Начальное образование - до 4-х - 5-ти лет", после 2003 года стали появляться "центры лже - Монтессори", которые под видом методики Монтессори, запрещавшей обучать до 3-х лет, то же стали заниматься заимствованием идей раннего развития и методов основателей раннего развития:  Никитина, Домана, Тюленева, Зайцева...
      Методика Домана
      Кроме того, благодаря "системе МИРР", удалось раскрыть недостатки и ошибки рекомендаций  американских врачей - новаторов под руководством Глена Домана. Оказалось, что их методики (программы) тоже задерживают развитие и обучение ребенка на несколько лет. Так, прямо  ссылаясь на традиционные, "общепринятые педагогические догмы", они исходят из явно ошибочного положения, что: "Ничто не может быть более абстрактным для двухлетнего ребенка, чем буква "А". Лишь благодаря своей одаренности дети когда-нибудь смогут выучить эту букву." - так пишет Глен Доман в книге "Гармоничное развитие ребенка, М. 1996 г., на стр. 345, и во всех других своих книгах по данному вопросу.
      Однако, к 1989 году П. Тюленевым впервые было показано, что эти представления ошибочны. ему удалось при которой ребенок, будучи еще "ползунком", может составлять новые слова именно из букв!
      В дальнейшем оказалось, что при правильных занятиях, ребенок к возрасту 7-8-ми месяцев может определять - читать заданные слова, то есть читать и показывать их в ряду совершенно новых для себя слов.
      После достаточно несложных занятий, ребенок в девять месяцев может начинать по буквам и слогам не только читать, но и составлять из букв целые слова. Например, из букв карточной или магнитной азбуки, простые слова.
     К полутора годам, занимаясь по системе МИР, ребенок уже не только может научиться свободно читать, но и установлено, что по методике "Читать - раньше, чем ходить" к двум годам ребенка можно научить  печатать по буквам под диктовку, то есть, пишет диктанты -  осваивает школьную программу второго класса, на уровне восьмилетнего ребенка!
     Конечно, занимаясь более десяти раз на дню c ребенком, как пишет Доман, можно таки добиться, что малыш начнет понимать буквы и читать по ним в три с половиной года, как утверждает американский врач. До этого срока ребенок будет "читать" только выученные, запомненные благодаря зрительной памяти слова. Но, следует зафиксировать, что это будет достигнуто ценой многократных упражнений, занятий, то есть затрат, превышающих в сотни раз те, которые требуются по методикам Тюленева и в десятки раз выше, чем затраты по методике Зайцева.   
     Печатая в полтора годика слова и предложения по буквам на пишущей машинке и компьютере, своими результатами сами малыши, занимающиеся по системе Тюленева, опровергли в начале 90-х годов не только традиционную педагогику и психологию, но и положения известных педагогов - новаторов, которые занимались обучением чтению в раннем возрасте 3-х - 4-х лет.

     Методика Зайцева
     На половине пути методики обучения по слогам, или складам.
     Вот что пишет категоричный противник обучения по буквам Н.А. Зайцев до знакомства с методом Тюленева: "Как никто и никогда, мы резко отказываемся от фонемного принципа и берём за основу складовой. ... Отвергаем мы и широко распространенное заблуждение, что прежде, чем научиться читать, нужно знать названия букв, алфавит." - см. Н. Зайцев. Письмо. Чтение. Счет. Учебник нового типа. С.-Петербург., "Лань". 1997 - с. 14.

      Как показали результаты П.В. Тюленева, все это, как и категоричные утверждения Г. Домана, оказалось далеко не так. Да и сегодня почти каждый родитель подтвердит слова Тюленева, что годовалый ребенок прекрасно разбирается что такое буква и может из них складывать, по меньшей мере, слоги...
      Перечисленные выше "фундаментальные" положения традиционной педагогики оказались наивными заблуждениями или даже, возможно, чьим то злым умыслом. Иначе трудно объяснить, почему вновь и вновь приходится напоминать об ошибках Домана и других методик, вводящих родителей в заблуждение и, - вы только подумайте! - вынуждающих терять ребенку несколько лет. Вам это надо?
      Но истинные возможности и резервы психологического развития ребенка оказались, наконец, раскрыты и в виде системы МИРР теперь они предоставлены в распоряжение родителей.
     Сразу напомним, что для преодоления этих ошибок и недостатков традиционного подхода к  образованию в специально разработанном комплекте РК МИР-3 также предложены рекомендации, которые может реализовать каждый родитель. Кроме того, в системе "Методы Интеллектуального Развития ребенка" преодолены ти ошибки известных, выдающихся педагогов - новаторов разных стран, которые задерживали получение результатов на несколько лет.   
      Таким образом, самые эффективные методы интеллектуального развития, благодаря специальной игровой форме, доступны всем. Они предназначены родителям и позволяют реализовать программу П.В. Тюленева "Каждой семье - одаренных детей" - независимо от материального положения и уровня образования семьи.
      Обратимся к источникам.
      В результате почти 30 лет исследований и экспериментов было «Установлено, что при созданных по рекомендациям системы МИР нормальных, современных условиях развития, за счет правильно организованной развивающей обстановки, ХОДИТЬ, ГОВОРИТЬ и ЧИТАТЬ по буквам ребенок может начинать практически одновременно – в период между первым и вторым годом жизни."  - см. в книге "Читать - раньше, чем ходить. Авт.: П.В. Тюленев, М., 1995, 1996". Серия "Эра Человека Развитого".
      В книгах представлены многочисленные документы, показывающие, что ребенка можно научить не только читать и печатать слова и предложения, но так же считать, знать ноты, и даже элементам менеджмента, финансов, то есть "руководить и предпринимать - раньше, чем ходить"!
     Дальнейшие наблюдения и результаты показали, что началась совершенно новая эпоха, и показатели превзошли самые смелые фантазии. Специалисты в области одаренности только развели руками: начавшие рано читать дети в системе МИР были феноменально, фантастически одаренными во многих областях... 
    В итоге, дети, занимающиеся в соответствии с рекомендациями системы МИР смогли не только кончить среднюю школу но и, окончили государственный вуз играючи, за три года вместо положенных пяти лет обучения(!) получили первый диплом в 12 - 14 лет.
     Что же дальше? К возрасту 18-ти лет уже получили три высших образования и опубликовали по нескольку научных работ.
     Стало очевидно, что теперь каждому свободно мыслящему родителю доступно следующее: до исполнения 18-ти лет дать своему ребенку так называемый полный цикл образования по-Тюленеву", который предусматривает освоение практически в игровой и состязательной форме ребенком от двух до четырех высших образований, а также получение научной степени, как показателя способности решать новые задачи и защищать свое мнение и предлагаемые решения в открытой, научной и демократической форме. 

      Примечание. Почему же результаты новой, оптимальной системы образования, до сих пор не стали общепринятыми в России?
      В этом виноваты, как всегда бюрократы и чиновники, тогда как в других странах, повторяем, например, в США с 2001 года уже приняты и действуют, на основе результатов системы МИРР, федеральные программы по раннему чтению

      Замечательно и то, что при использовании новых методов обучения затраты времени уменьшаются на порядок, а большинство существующих и рекомендуемых пособий, дорогостоящих занятий, игрушек и методик оказывается не только ненужными и бесполезными, но даже и вредными.
      Так, в настоящем раннем развитии ребенка по "системе МИР" совершенно излишними оказались многочисленные дорогостоящие пособия, рамки, шнуровки, кубики, сотни и тысячи больших карточек, многочасовые занятий с ребенком. Всё это делало развитие способностей детей дорогостоящим и недоступным для занятых родителей. Теперь эти проблемы преодолены.
     Но часто именно такими, устаревшими и сдерживающими развитие методиками ошибочно заменяется настоящее раннее развитие на многих сайтах и  телеконференциях. Почему? О причинах и намерениях таких горе - консультантов можно только догадываться.

Но мы считаем, что Ваш ребенок достоин лучшей методики мира, такой, которая вбирает в себя все до сих пор известные методики воспитания гениев и выдающихся людей человечества в качестве частных случаев.
- см.:  http://rebenokh1.narod.ru/analiobzranraz.htm