Сочинение Почему жизнь сравнивают с путешествием?

Машино
Прочитала вот это
 
и захотелось написать сочинение на одну из тем. Была не была. Вот оно - сочинение на заданную тему. 

                ПОЧЕМУ ЖИЗНЬ СРАВНИВАЮТ С ПУТЕШЕСТВИЕМ
               
                Часть1.

Если бы ...
 эту тему для сочинения я писала девчонкой,   то при всём моём ученическом усердии я услышала бы её только как одно слово – путешествие.

Не могу сказать, что оно было обыкновенным , будничным в моём бытовом языке и в моём сознании, да и опыта путешествий у меня не было, но ...

Я и сейчас твёрдо убеждена , что услышала бы только это слово и стала бы писать о Чукотке и  Аляске, об Алитете, который уходит в горы.

Книгу Семушкина Тихона Захаровича «Алитет уходит в горы» я уже знала почти наизусь, - читала и перечитывала.

Спросили бы меня, что я там вычитывала, - не объяснила бы.

Да никто и не спрашивали, а я ... и не подозревала, что мечтаю о путешествии, когда думала о том, что вырасту и обязательно стану учительницей и поеду работать на север.

Именно работать, а не путешествовать...

Не ветер странствий, а работа , - работа учительницей в школе, за окнами которой сопки и метель, и олени..и багульник..., а я учу ребятишек читать и писать, сама учусь у них ...

Так бы и написала это сочинение, уйдя от темы в ту жизнь, которая манила как будущее...

В советских тогда журналах , которые в неописуемом количестве  были в школьной библиотеке, я видела репродукции картин Рокуэлла Кента. Никто и не догадывался, что я смотрела на них как пейзажи страны, в которой  я буду жить, когда вырасту.

На страницах книги, где Алитет уходил и уходил в горы,  возникало Будущее моей жизни,  и оно стало на время воображаемой целью того движения, которое каждый человек ощущает в себе как свою живую  душу.

                Часть 2.

Если бы ...я должна была писать на эту тему в то время детства, когда  уже прочитала стихи Александра Блока « Ты помнишь? В нашей бухте сонной...», то всё уже было бы другим.

 Именно  тогда моё сердце  замирало  от ритма, от того, что можно назвать очарованием слов.

Я уже расставалась с детством,  и вот эти слова стали словами  прощания и благодарности ему  :

«Как мало в этой жизни надо
Нам, детям, - и тебе и мне.
Ведь сердце радоваться радо
И самой малой новизне.
 
Случайно на ноже карманном
Найди пылинку дальних стран -
И мир опять предстанет странным,
Закутанным в цветной туман!

Вот  этот мир, что может быть странным, эти дальние страны, возникшие в стихах , именно в стихах, а не в фильмах или приключенческих книгах,  как-то наполнили мой , ещё совсем детский, мир пространством – тем , неизмеримым шагами или километрами,  пространством,  куда можно найти дорогу.

 Это я сейчас так объясняю то необыкновенное волнение, которое  вызывали эти строчки, где соедилилось узнаваемое и близкое- пылинка, карманный ножик и необъятный простор возможного .

Ребёнком я  не признаюсь никому, что читая эти стихи , не понимаю значения многих слов.
 Словно продираясь сквозь чащу, читала первые четыре четверостишья, но два последних – их я перечитывала и перечитывала.
 Да и перечитывать не надо было- запомнила стихи .
Как окажется, - на всю жизнь.

Нет, во мне не родилось жажды путешествий и даже книги о путешествиях я читала неохотно, только если не было под рукой другого чтения.  «Дети капитана Гранта» были прочитаны запоем, но не из-за красот  экзотических стран , а скорее из-за сопереживания ребятам, искавшим папу.
Прерии, саванны, ковбои и индейцы...- мир Майн Рида  не остановил надолго, но Джек

Лондон был зачитан до дыр... Там же о севере, о людях севера...

Через книги открывались разные  пространства жизни  в разных  же временах- «Хижина дяди Тома» и «Динка» , «Волшебник изумрудного города» и « Человек- амфибия» ...
Это сейчас я могу сказать, что путешествовала в них, невольно выбирая близкие именно мне пространства и времена ...

Не увлекла история, не заманила физика, не стала страстью жизни медицина ,  оставила равнодушной геология..., но книги «про ребят и зверят»  всё отчётливее становились  необходимыми.

Как происходил и происходит этот выбор, за которым прячется то, что могу сейчас назвать целью жизни как путешествия ?
И сегодня для меня это остаётся одной из тайн жизни.

                Часть 3.
Продолжу об «если бы...»
Нет  в моей жизни путешествий, но уже есть поездки.
Есть и опыт поездок , - мне уже четырнадцать лет.
 
Задайте  тему сочинения,  и, прежде, чем начинать думать и писать на  тему я обязательно спрошу: «Чем же поездка отличается от путешествия?» 

Не думаю, что я была любимой ученицей.

Мне  часто хотелось уточнить вопрос, который мне задавали, вот и эта тема...

Если у меня есть читатель, то он-то знает, чем отличается путешествие от поездки... Хотя бы тем, что путешествовать можно и пешком, а поездка предполагает транспорт..
Может быть, и другие отличия знает.. .

Я тоже знаю, но не об этом речь.

Речь, как уже очевидно,  о восприятии слов родной речи в формулировке темы девочкой- подростком, которая  ещё не подозревает, что через полгода всё изменится ...

Изменится так, что слово « жизнь», которое есть и  в формулировке  темы  сочинения ,  станет ключевым для её мышления  на долгие – долгие годы.

Смерть вошла в мою жизнь , - смерть близкого,  нежно любимого человека – младшей сестрёнки.
Вместе со смертью  жизнь из бесконечного и  как бы неощутимого  явления стала завершённой , жёстко ограниченной реальностью .

Границы- вот они: даты на памятнике, где на фотографии – родное,  милое, детское лицо.

Тема для сочинения , где есть слово « жизнь» слышалась бы через боль переживания  и  первый опыт суждений о всей человеческой жизни , первый опыт философствования о её  цели и  смысле...

Опыт, родившийся в переживаниях семейного  горя потери, словно открыл мне мир  людей, со всеми их разными жизнями, в каждой из которых свои горе и свои радости.

Думаю, что именно в то время , если бы мне пришлось писать это сочинение, то я спросила бы о чьей жизни идёт речь- о жизни младенца, старика или школьника... Мне бы  нужна была  ясность...
               
                Часть 4.

Ясность нужна мне и сейчас, когда я захотела  написать сочинение на эту тему.

 Я  знаю, кому принадлежат слова о том, что жизнь – это путешествие, так получилсь, что я живу в стране, где родился автор этих слов – Ганс Христиан Андерсен. 

Сегодня я могу прочитать его знаменитые стихи на датском и понять их, могу проанализировать этот текст, так как умею, как научилась сама и как меня научили мои учителя.

Контекст и подтекст, авторская позиция и позиция литературного героя, изобразительные средства – эти понятия могут помочь при анализе стихотворения, где есть знаменитые слова о жизни – путешествии.
 
Я могу сделать это и дополнить их впечатлением об Одензе- городе, где родился великий сказочник, могу рассказать и о странном стечении обстоятельств, когда ...

( Нет, не раскажу... О них я написала  историю, которую  и сама считаю мистической.  )

Не выбрала мистику жанром этого сочинения, пусть та история  и останется  воспоминанием  о несостоявшемся будущем.

Если бы я стала так писать  сочинение , то была бы   точная  ссылка  на Г.Х. Андерсена  ( вот эта, например, - http://visithcandersen.dk/d-hca-det-er--at-rejse.htm) , да и на других, не менее знаменитых , авторов  слов о путешествиях в поисках Я, своего Пути , путешествиях в глубины бессознательного и т.п.

В том, не написанном сочинениии, было бы упоминание и об исследовании, которое стало для меня последним научным исследованием.

Увлечённая идеей, о том, что у каждого человека есть Концепция Жизни ( такое обобщённое представление о ней, которое можно выразить в слове ) , я проводила исследование среди университетской молодёжи . что жили тогда в нескольких странах -бывшего уже - СССР.

Методика исследования была проста- надо было закончить предложение « Я думаю, что жизнь – это...»  Среди множества ответов не было ни одного, где бы жизнь назвали путешествием...

Этот факт – среди множества других жизненных наблюдений и переживаний – мог бы стать специальным предметом анализа в моём сочинении.

Сколько разных  вариантов интерпретации этого факта в сравнении с суждением Г.Х. Андерсена можно было бы найти !?

Многие из них так просты и очевидны, что не требуют специальных научных знаний, достаточно воскликнуть:» О времена,! О,  нравы.. « и добавить:»
У каждого времени – свой язык!»
Исследование моё  было уже в прошлом- двадцатом -  веке.
          
 В этом веке я  не повторила его. 
Мне и не хочется этого делать – столько всякого разного , написанного людьми на русском языке , прочитано на  мониторе компьютера  , что я уже , кажется, тону в обилии информации, не придавая ей значения истины.

Слова о жизни , произносимые и написанные, словно стираются до пустоты смысла...

 Нет, я не должна так обобщать – искренняя поэзия и проза- она есть, она тоже прочитана на мониторе.
Она  есть , есть и я могу привести на неё ссылки, назвать имена и процитировать  слова о жизни души, о движении её в разных пространствах и временах...
 
Об этом писала и Хельга Ноябрьская .
 Это  можно прочитать здесь:   http://www.proza.ru/2011/09/29/775

Есть это и у Татьяны Вассы  здесь: http://www.proza.ru/2013/09/04/498,
а я сошлюсь на её строчки:
«...Богатство Времени несметно.
И вновь учусь воспринимать,
что в каждом миге всё бессмертно,
всё начинается опять…»


                Часть 5.

Заданную тему сочинения я так и не раскрыла, - не очень  понятно как её раскрывать, ведь не сказано же, кто , когда и почему сравнивает жизнь с путешествием...

Да,чтобы окончательно не запутаться в словах, буду называть путешествием  передвижение в пространстве и времени с определённой целью.
Какая цель у жизни ?
Разве не очевидно, что - смерть...

Моя жизнь позволяет мне говорить, что это не так уж и очевидно, потому что жизней у человека может быть несколько ( нет, речь не об инкарнации), - билогическая жизнь, социальная, психологическая, историческая , соответственно и смертей может быть несколько...

Об этом я  писала и в своих книгах и статьях, называя свои тексты научными, научно- популярными или учебно- методическими. В каждом из них хотелось поделиться тем переживаанием о жизни как данности и  даре  каждому человеку.
            
 Очевидно, что каждая форма жизни человека осуществляется в специфическом пространстве и специфическом времени, именно они создают неповторимое изменение как движение к  цели( к целям ) , а значит  возможности путешествия ( путешествий) , - в собственном ли теле человека, в истории ли его страны, его семьи или в его воображении...

В этом движении одна цель сменяет другую, одна форма жизни пересекается с другой или  они даже совпадают ...

Движение- путешествие  не заканчивается  с физической  смертью тела, потому что  это – только одна из форм жизни, одна из форм путеществия в неисчислимых пространстах и временах...

Я знаю это, у меня есть и свой опыт ухода из тела и возвращения в него. . Бесконечно доверяю подобному опыту других людей- он описан в статьях и книгах.
Назвать их ?
Думаю, что нет смысла загромождать сочинение.

                Часть 6.

Путешествие как движение в пространствах и временах с определённой ( или не очень ) целью существует в человеческой жизни как проявление жизни его души.

Если душа жива, то она не может не находться вне пристанища – она находит себя в каждый момент любого измерения времени ( прошлое, настоящее, будущее) в какой-нибудь точке пространства.

Эта точка всегда осязаема как моё, как мне  - вдруг- ставшее – необходимым... Это может быть и слово, и предмет, и звуки музыки, и взгляд прохожего , и собственое тело... – всё, что человек называет своей жизнью, в том числе и свою смерть – без неё нет жизни...

Похоже, что этого пристанища  для своей души  очень многие люди, говорящие на русском языке, ищут в слове .

 Достаточно , даже мельком, проанализировать  виртуальную жизнь сайтов Проза. Ру и Стихи. Ру.

Сегодня за словом путешествие стоит не только движение, но и огромный огранизованный интернациональный сервиз туризма ...

Мне кажется, что эта возможная ассоциация как бы стирает ту остроту  восприятия значимости путешествия как жизни, которая была свойственна ей во времена Г.Х.Андерсена.

Для нашего современника чаще проще и даже безопаснее отправиться путешествовать в далёкие страны, чем осуществить путешествие же в свой внутренний мир, где  его родная душа, живая родная душа ищет  пристанища и впечатления о самой себе. .

Вполне возможно, что я заблуждаюсь в этом своём суждении, потому  что моя работа часто сводила меня  с людьми, которые  мучались поисками целей движения  для своей собственной души.



Картинка - моя. Это - отсканированная страница из тетради по письму ученицы первого класса. Моя тетрадка. На память о школе, о сочинениях на заданную тему...