Встречи

Лев Ефремов
               
          Зимой теплоход «Сормовский» с грузом металлолома подходил к порту Неаполь. Погода, как обычно зимой, штормовая, но на самом подходе к порту около  острова Капри погода резко ухудшилась, ветер NW – 23м/сек, сразу волна увеличилась до 5 метров, судно стало испытывать сильную смешанную качку. Возникла опасность смещения груза и было принято решение укрыться от ветра под островом Капри. Глубины моря около острова за территориальной зоной большие, на якорь не встать. Решили не заходить в  территориальные
воды, а дождаться улучшения погоды под прикрытием острова. Легли в дрейф, подрабатывая машинами, чтобы ветром не относило от острова. Ночью ветер стих и можно было продолжить движение к Неаполю.
         Утром ошвартовались в порту Неаполь, начали выгрузку груза. Появилась возможность у капитана сходить в город. Захотелось пройтись по твердой земле, посмотреть, как изменился город, в котором он был лет десять тому назад. С ним за компанию пошел старший механик, которому надо было купить  в городе что-то из инструментов для работы.
        Для начала решили сходить на городской рынок. Идут, городом любуются.
Проходят мимо старинного памятника. На ступеньках  памятника сидят молодые парни и  девушки, и в стороне от них сидит неряшливо одетый мужик неопределенного возраста, на вид от тридцать до сорока лет.
       - Смотри Алексеевич, у итальянцев, оказывается, тоже «бомжи» имеются.
Показывает на него стармех. Поговорили немного на эту тему, поудивлялись и следуют дальше по улице. Городской рынок огромный, чем только там не торгуют. Прошли к рыбным рядам – глаза разбегаются. На прилавке лежит половина меч- рыбы. Отрублена половина от хвоста. Голова с мечом и от нее полтуши на прилавке.
      - Эх, как бы эту голову купить для коллекции, сделать из нее чучело - говорит стармеху капитан.
      - А, вы ее вместе с тушей покупайте, - на чистом русском языке предлагает
продавец.
      Разговорились, продавец из Украины, приехал к своему дальнему родственнику в Неаполь.  Здесь теперь живет и работает на рынке.
      - Давай «дед» купим на колпит для экипажа этой рыбки, - предлагает стармеху капитан.
      -Сколько стоит мясо этой рыбы?
      - 20 евро килограмм.
      А, в этой полутуше килограммов более десяти. Для покупки на коллектив-ное питания экипажа дороговато.
      - Слушай, а одну голову нельзя купить?
      - Нет, она же как реклама товара. Без нее и рыба не смотрится.
      - Продашь ты рыбье мясо, а с головой, что будешь делать?
      - Одна башка никому не нужна, отдам собакам, вон их сколько бегает,  а то  вы приходите в конце рабочего дня, если останется, я вам  ее отдам, даром.
      Побродили по рынку, купили кое-чего по мелочи. Возвращаются в порт на судно. Встали на переходе перед светофором, ждут зеленого сигнала, на той стороне улицы проходная порта. Подходит компания -  четыре мужика и женщина. Одеты в рваные, грязные куртки, такая же обувь   и запах от них специфический. Запах грязных, давно не мытых тел. Возраста неопределенного, от тридцати до пятидесяти лет. Стоят, ждут сигнала светофора и разговаривают на русском языке, добавляя в свою речь русский мат. Среди них мужик, на которого обратили внимание раньше, когда он сидел на ступенях памятника.
        Хотел капитан с ними пообщаться, уж больно встреча необычная. Понятно,
что после смены режима в СССР и последующего за ним отделения республик, выехать за границу стало легче, и поехали за кордон  люди грамотные, энергичные. Моряки начали устраиваться на суда иностранных кампаний. Артисты, спортсмены, с ними все понятно, но как наши «бомжи» здесь оказались? Загадка.
        - Алексеевич, не надо к ним подходить. Пристанут, не отвяжешься.
        Следующая, не менее интересная, встреча с соотечественником произошла
в Греции в порту Волос. Пошли гулять по городу капитан, стармех и начальник
судовой радиостанции. Зима, пасмурно. Город небольшой, живут в нем, в основном, рыбаки. В рыбном порту видно множество небольших рыбацких судов. Нагулялись, устали. На судно идти еще рано, да и надоело постоянно находиться в замкнутом пространстве, в окружении железа. Стоят на улице, под окнами одного дома и советуются, куда еще сходить. На первом этаже
открывается окно и на балкон выходит покурить мужчина. Послушал он переговоры моряков и на чистом русском предлагает:
       - Чего вы мучаетесь, залезайте ко мне на балкон. Посидим, поговорим, вина выпьем. Мне кампанию составите, а то одному тошно, да и жена пилит.
       Залезли на балкон. На балконе столик, стулья.
       - Садитесь, я сейчас что-нибудь принесу.
      Приносит стаканы, вино, апельсины. Сидят, беседуют.
       - Как ты сюда попал, чем занимаешься?
       - Жил в Украине, работал в рыбартели, ловили рыбку. Все было хорошо, потом жизнь изменилась, артель распалась, остался без работы. Думал, что делать и решил податься за границу на заработки. Один, семьи нет, отчитываться не перед кем. Сначала перебрался в Румынию.
      - А, как же граница? Там же проверка документов.
      - Граница охраняется только на автомобильных и  железной дорогах, а в
малых поселках кто будет охранять. Пограничников столько не наберешь.В Румынии работы не нашел, решил попробовать в Болгарии. Проработал у болгарских рыбаков где-то с полгода, там услышал, что рядом в Греции и заработки выше, да и условия получше. Перебрался туда.
     - А, как же с языком? Как объяснялся? Греческий сильно от русского отличается.
     - В Греции жил в разных городах пока не остановился в Волосе. А язык? Я подхожу к рыболовному судну, жестами показываю, что хочу у них работать. Берут  на судно в рейс, а там уже видят, на что я способен. Здесь живу и работаю уже четыре года. Купил квартиру, съездил домой, женился и перевез сюда жену.
     - А почему твоя жена сюда к нам не выходит?
     - Ну, ее. Ни с друзьями посидеть, ни вина выпить. Все меня контролирует.
Посидели хорошо, но в квартиру не заходили.
      Вот жены какие бывают вредные. И мужики, даже такие  авантюристы, ходят у них под каблучком. Но, вероятно, жизнь под таким каблучком мужикам нравится. И, конечно же, человек сам выбирает, как ему жить. Катиться по течению, или работать и сделать свою жизнь яркой, достойной.