К Л А Д

Нина Салина
    Наша улица одна из главных в городе. Названа она в честь нашего вождя И.В.Сталина. На ней стояли дома старой застройки, в которых до революции жили купцы, именитые сановники, духовенство. Где они сейчас? Одному богу известно. Дом в который поселились мы, был деревянный особнячок на шесть семей. После революции там сделали перепланировку. Получилось шесть квартир по две на каждую сторону. Два окна нашей квартиры выходили на центральную улицу и одно в сад. Видимо раньше на усадьбе был большой и красивый сад, поэтому под окном остались кусты вишни и одна яблонька, которые достались нашей семье. Ещё три семьи у которых окна квартир выходили в сад, претендовали на кусты и деревья. Остальные соседи чьи квартиры выходили окнами во двор, завидовали нам, особенно ребятишки. Но мы были не жадными и когда поспевал урожай, угощали всех. Варенье раньше никто не варил. Не было денег на покупку сахара. В основном жили от получки до получки. Семья наша состояла из четырёх человек: отец с матерью, да я с братишкой. Хоть дом наш не большой, а ребятишек  жило в нём много. У каждой семьи было по двое, а то и трое детишек. Только нас десятилетних набиралось пять человек, три мальчика и две девочки. Когда начиналась игра, к нам присоединялись младшие ребятишки, а так же ребятишки из соседних домов.
Город наш стоял на горе. А под горой текла речка Белая. На ней жаркими летними днями, пропадала вся ребятня. Помню, не успеешь проснуться, а перед окном уже стоит Борька из соседней квартиры и кричит: "Петька, айда купаться." Родители наши работали на производстве, уходили из дома рано и приходили поздно. Мы ребятишки, были предоставлены самим себе. Бывало придут с работы и спрашивают старушек не видели ли они детей. На весь дом у нас было три старушки, которые следили за порядком во дворе,  за ребятишками, чтобы не озоровали. Чужие во двор заглядывали редко, но  их они быстро выпроваживали. Калитку закрывали так, что чужой не знал, как её открыть и только свои знали её секрет. Однажды, шли цыгане. Они прошлись по всем домам нашей улицы. Многие после их ухода, не досчитались: кто вещей, кто одежды, а у некоторых и деньги украли. И только в наш двор они не зашли. Пытались было силой открыть калитку. Но наши бабульки были на чеку. Они подняли такой гвалт, что цыганам пришлось убраться во свояси. Этот набег обсуждала вся улица. Мы гордились нашими бабушками и слушались их. Не дай бог, кто-нибудь из них пожлуется родителям, непременно жди наказания. Авторитет у них был большой. И ребятня старалась не попадаться им лишний раз на глаза. Самый хулиганистый на нашей улице был Сенька-Кукрян. Он был постарше нас на четыре года, водился с такими же, как он сам хулиганами с соседней улицы. Мы его честно говоря побаивались, потому, что все вопросы он решал при помощи кулаков.
Откуда к нему прилипла кличка "Кукрян" мы не знали    так его звали все пацаны. Он очень злился на это и лез в драку. Многие за это прозвище были биты им. В глаза его звали уважительно Семён, а за глаза он был Кукрян. Поговаривали,что он состоит на учёте в милиции и водится с ворами. Не дай бог с ним столкнуться на улице. Обязательно остановит, обшарит все карманы, а потом даст подзатыльник и скажет:-" Живи пока, мелюзга". Если пожаловаться на него родителям, то будет ещё хуже. Обязательно изобьёт, не сам, так его дружки. Поэтому на него никто не жаловался, а старались не встречаться с ним и обходить его стороной.
Летом он тоже пропадал целый день на речке. Плавал он отменно. И кролем, и брассом ,и по собачьи, также на спине. А нырял так, что все завидовали ему. Он мог нырнуть, задержть дыхание и вынурнуть в метрах семи от того места где нырнул. Никто не мог с ним сравниться. Он спорил с незнакомыми пацанами на деньги. Указывал место, где он вынырнет и всегда выигрывал. На пляже он играл в карты, даже со взрослыми мужиками. И тут он приуспел и его брали в игру на деньги. Кукрян был авторитетом для всей округи.

     Но меня он не трогал и вот почему. Однажды мы с ребятами играли в прятки во дворе. Водил соседский Борька. Все потаённые места, куда можно было запрятаться, были всем известны. Я лихорадочно думал, куда бы залезть, чтобы меня подольше искали? Взгляд упал на соседскую яблоньку, стоящую рядом с домом. Она была старая, разросшаяся во все стороны. Толстый сучок упирался прямо в крышу дома, не далеко от слухового окна. Лазил я по деревьям отлично, как кошка. Я быстро залез по ней на крышу и через слуховое окно попал на чердак. Конечно на чердак можно было залезть и по лестнице. Массивная железная лестница, лежала вдоль стены дома и её могли поднять только два взрослых мужика. Поэтому на чердак попасть нам ребятишкам не было возможности. И чердак по этой причине не был освоен нами.
 
    Я застыл от удивления. И чего там только не было. Целый угол был завален разным хламом, покрытый пылью. Было видно, что всё это лежало годами и никто к нему не прикасался. Тут стоял большой кованный сундук с ржавыми петлями, закрывающийся на два замка по бокам, и сломанная этажерка, стопка старых газет и книги, и другой хлам. Я взял в руки книгу и раскрыл её. Пыль взвилась во все стороны и я стал громко чихать. От этого я сам напугался и сообразил, что на чердаке надо вести себя тише, не то шум услышат и быстро прогонят меня. А мне хотелось посмотреть, что же находится в сундуке и потихоньку разобрать весь этот беспорядок. Может найду, что-нибудь полезное для себя. Книга была старая, дореволюционная. Слова оканчивалась на твёрдый знак. Я открыл страницу и стал читать, но она меня не заинтересовала. Через слуховое окно я слышал, как ребятишки ищут меня. И не только Борька, но и все сразу. Потом я слышал, как они собрались в кучу и рассуждали, что я наверное спрятался на соседнем дворе. А это не честно, не по правилам, такого уговора не было. Да ну его, решили они, пусть себе  сидит, прячется. Пойдём на речку купаться. И они стайкой пошли к реке. Я же потихоньку стал разбирать весь хлам и относить его в другой угол чердака. Работал я тихо, старался не шуметь.

    Часа через два я добрался до сундука. С большим трудом я открыл его. Массивная крышка была тяжёлой, да и ржавые петли поддавались с трудом. Какого же было моё разочарование, когда я увидел там тряпьё, и меха поеденные молью. Но я хотел непременно посмотреть, что таится под ними на дне сундука. Как только я брал, какую-нибудь вещь, как она рвалась от старости и у меня в руках оказывался кусок ткани или меха. На дне сундука ничего стоящего я не обнаружил. Разозлился, что потерял столько времени и сил, перепачкался в пыли. Лучше бы я пошёл на речку с ребятами. Как вдруг из кармана какого-то пиджака к моим ногам упала монета. Это была царская дореволюционная серебрянная монета с двухглавым орлом. Вот это находка! Я стал более внимательней осматривать всё тряпьё, проверять карманы. И вот удача! Нашёл всего 14 монет! Это были царские монеты. На одной стороне был портрет царя, а на другой двухглавый орёл. Золотые, достоинством в 5 и 10 рублей  год выпуска 1900-1903  и несколько серебрянных монет по 25 копеек 1900года выпуска. Я потёр их об рубашку и они заблестели в руках. А ещё в каком-то платье были завёрнутые бумажные дореволюционные деньги. Я завернул это богатство в газету и перепрятал в другое место. Одну золотую монету я положил в карман. Мне хотелось показать её нашему учителю по истории, с которым я часто сталкиваюсь в магазине, когда меня посылает мать за хлебом. Он жил в нашем районе и мы ходили в один магазин за покупками. Перепачканный, но счастливый я слез с чердака. Обратно слезать было гораздо сложнее, чем залезать и я чуть не сорвался в низ и не упал. Я побежал к ребятам на речку, чтобы смыть с себя всю пыль.- "Где ты прятался? Мы тебя никак не могли отыскать."- Говорили они мне, обступив со всех сторон. -"Чем это от тебя так пахнет?"- спросил Борька. Я загадочно улыбнулся и сказал:- "Места знать надо. Ни за что не угадаете."- "Больно надо"- недовольно сказали они. А я разделся и вошёл в речку. Долго и тщательно я смывал с себя пыль. Особенно голову, в волосах которой застряла паутина. О своей находке я решил никому не говорить.

На другой день мать послала меня за хлебом в магазин. "Скоро отец с работы придёт, а у нас хлеба маловато. Сходи по быстрому"- сказала она. Я шёл по улице с оглядкой. Не нарваться бы на Кукряна? Только я так подумал, как полетел со всего маху и упал на тратуар. Подняв голову я увидел ухмыляющегося Кукряна. Как это ему удаётся не заметно подловить нас? Было просто загадкой. -"Ну чего разлёгся, как у себя дома?"- ехидно сказал он.-"Вставай. Ушибся небось, бедненький? А запылился то как? Дай - ко я тебя отряхну." Он стал отряхивать меня и бить ладошками по карманам. Ого, да тут что-то есть! Он вывернул карман и забрал деньги, которые мать дала на покупку хлеба. У меня всё похолодело внутри. Что я скажу матери, если приду домой ни с чем? Он вывернул другой карман и на тратуар упала царская монета. Ого! Глаза у Кукряна округлились и заблестели. - "Ты это где взял? Говори! Не бойся бить не буду. Если скажешь, то деньги отдам обратно."- притворно ласково говорил он.

Я рассказал ему, что нашёл на чердаке своего дома. "Много их там?" -спросил он. "Десять штук ещё осталось."-соврал я. -"Десять? А не врёшь?"- "Честное пионерское!"- сказал я.-"Пять жёлтых и пять белых". -"Ну, ладно! Если все мне принесёшь, то я обещаю не трогать тебя никогда. И другие пацаны тебя бить не будут. Я обещаю." -"А не врёшь?"- спросил я. -"Честно пацанское! Слово даю!"- поклялся  Кукрян. "И не только меня, но и моего братишку."- осмелев сказал я. "Ладно"- ухмыльнулся он. "Так и быть." Он отдал мне деньги, а я купив хлеба, пошёл домой. На душе у меня было муторно. Только нашёл клад и собственными руками пришлось отдавать его. И кому? Не государству, а хулигану. На другой день я отдал десять монет Кукряну, оставив себе на всякий случай 3 золотые монеты.
   Вскоре Кукрян пропал. Никто не знал куда он делся? Мы вздохнули свободно. Можно было спокойно без оглядки ходить по улице, не опасаясь, что тебе могут накостылять. Родители Кукряна тоже беспокоились, что он пропал и заявили в милицию. Его стали искать. Участковый милиционер заходил к нам во двор. Расспрашивал нас ребятишек, кто и когда в последний раз видел Семёна Курицына и где? Только тут мы узнали, что у него есть фамилия и такая смешная, как нам показалось. Мы охотно ответили на все вопросы милиционера. Вскоре все забыли об этом. Нашли Кукряна через месяц. В низу по течению реки, был обнаружен труп подростка. Это был гроза нашей улицы Кукрян. Никто не поверил, что он утонул сам. Все решили, что это было убийство. Не мог он утонуть, потому, что чувствовал он себя в воде,  как рыба. Об этом в милиции заявляли все, кого допрашивали. Дело приостановили и никто не знал, как ведётся расследование. И ведётся ли оно вообще?

    Настала осень. Ребятишки пошли в школу. На уроке истории я достал монету и показал её учителю и всему классу. Учитель рассказал нам, что есть такая наука нумизматика. Она занимается изучением денег, с тех времён, как только они появились на свете и до наших дней. Есть такие люди, которые коллекционируют монеты, покупают их для своей коллекции за большие деньги. "А тебя, Петя, я попрошу зайти ко мне после уроков"- сказал он. Когда я зашёл к нему, он спросил:- "Ты, что, Петя, клад нашёл? Откуда у тебя пять рублей золотом?"- Я всё ему рассказал без утайки. Рассказал кому пришлось отдать деньги, иначе бы меня били, оправдывался я. -"Это Семён Курицын. Отъявленный хулиган, которого нашли утопшим?"- уточнил он. Я кивнул головой. -"Хорошо, что ты не оказался на его месте."- добавил он.

    Вечером к нам пришёл участковый и ещё один мужчина в штатском. Своим приходом они взбудоражили всех жильцов дома. Они вышли на улицу, столпились у нашего крыльца и гадали. Чего же такого я натворил, что к нам в дом пожаловала милиция? Отец с матерью тоже переполошились, но когда узнали в чём дело, стали меня ругать, что я им не рассказал об этом. Милиция допросила меня, всё записали на бумаге и отец расписался там. Потом вышли во двор, приставили к чердаку лестницу и я вместе с ними и отцом полезли на чердак. Я показал, где всё нашёл. Они забрали бумажные деньги и мой золотой, как вещественное доказательство.-"А не зря был утоплен Семён Курицын. Вот за это золото его и утопили. А мог бы и ты быть вместо него"-и милиционер многозначительно посмотрел на меня. -"Вот к чему ведёт непослушание"- назидательно сказал он. Они ушли. А двор гудел, как улей. Расспрашивали меня и я в который раз пересказывал эту историю. Взрослые ругали ребятишек за то, что они ничего им не говорили, как их тиранит Кукрян. Они бы быстро с ним разобрались и поставили его на место.

    Милиция потянула за эту ниточку и вышла на местного воришку, который подтвердил, что у Семёна Курицына было золото и он хотел его продать. Вот тут он свёл его с приезжими залётными ворами. Они-то и утопили Кукряна. А он боялся расправы над собой и залёг на дно. А потом они смылись и он вздохнул свободно.

    Нашла ли милиция этих бандитов неизвестно? Только мать всё ругала меня, за то, что если бы я сдал клад государству, то получил бы вознаграждение. Мне это надоело и однажды вечером я позвал отца с собой в сарайку. Там я достал спичечный коробок, который прятал под половицей и подал её отцу. Он открыл его. Там лежали две золотых монеты 5 и 10 рублей, которые я утаил от всех. Отец посмотрел на меня долгим взглядом и спросил: "Всё тут или ещё где есть?" -"Все"-ответил я. -"Никому об этом не говори. А то посадят в тюрьму и тебя и меня за укрывательство." Я кивнул головой. Дальнейшая судьба этих монет мне не известна.