Описание пыток и мук

Дед Артемьев
                Время пришло
                Д.Артемьев

          Рядом со мной оказался пожилой человек. Это был тот самый. Я устроился в кресле, двигатели самолета заработали, командир корабля начал обычное приветствие по радио.
-В Москву? – спросил попутчик, - или дальше, с пересадкой.
-В Москву? - удивился я. – Хотя, впрочем, конечно в Москву. А Вы куда? Тоже в Москву?
-В белокаменную. Выступаю на семинаре по теологии.
-Как интересно, - воскликнул я. – Это большая удача встретиться с профессиональным теологом. Можно расспросить Вас подробнее?
-Сделайте милость, - доброжелательно ответил попутчик.

Пока мы разговаривали, самолет вырулил на взлетную площадку. Двигатели взревели, разбег, и вскоре самолет взлетел. В салоне стало тише, можно было беседовать.
-Итак, - спросил я, - о чем ваш доклад на семинаре?
-Проблема наказания за грехи, - ответил попутчик. – Однако, как правило, мирян эта тема совершенно не интересует. Если же вы изъявите желание, я непременно изложу свои соображения по этому вопросу.

Он взглянул на меня, и прочел на моем лице нетерпение.
-Так вот, - сказал попутчик, - в сознании людей наказание ассоциируется с физической болью. И в священных книгах и в обычных романах описываются с большой любовью к деталям кровавые сцены, чудовищные пытки, потоки крови, леденящий душу вой. Черти с хвостами и копытами, вооруженные вилами, закопченные языками пламени, котлы и сковородки, истошные крики грешников.
-Да, пожалуй, - согласился я.
-Однако позвольте рассмотреть этот вопрос серьезно. Человек попадает в рай или ад без своей телесной оболочки. Что происходит с телом после кончины хорошо известно; менее известна дальнейшая трансформация уже бестелесного существа. Но, одно можно сказать точно: боль присуща только нашему бренному телу. Боль передается в теле по нервным волокнам, которые также как и само тело подвержены тлению. Следовательно, в загробном существовании человека боль полностью отсутствует.

-Душа не знает боли! – сказал я.
-Это не совсем так. Душа не знает физической боли. Но позвольте вновь вернуться к привычному для всех описанию наказания за грехи. Тут мы сталкиваемся с большой путаницей. Тысячи фолиантов описывают невероятные физические мучения грешников. Понятно, что эти описания являются попытками уберечь живого человека от впадения в грех. Попытки, однако, бесплодные, несмотря на крайне реалистические описания пыток и мук.
Допустим невероятное; пусть грешники испытывают в аду абсолютно такие же муки, какие они могут себе только представить в реальной жизни.

Механизм физической боли таков, что ее нельзя испытывать вечно. Уже греческие боги, придумывая наказание Прометею за безвозмездную передачу огня, пришли к выводу, что надо давать перерыв в сеансах боли. И они посылали орла клевать печень виновника только после того, как она полностью заживала от предыдущего прилета трудолюбивой птицы. Действительно, непрерывная боль в течение бесконечного времени физиологически бессмысленна. Крики, стоны и скрежет зубовный в любом месте, а не только в геенне огненной, могут происходить часами, днями, в конце концов. Но, вечный скрежет! Как вы это себе представляете?
-Да, - восхитился я логике собеседника, - как-то об этом никогда не задумывался. Хотя совершенно очевидно, что болевой шок должен в конце концов приводить к смерти, которая уже давно наступила, и…. В общем, ерунда получается.

-Вот видите. Следовательно, наше допущение несправедливо. Но, тем ни менее я приведу еще один довод. Что происходит, если боль появляется после некоторого затишья, и так повторяется в течение долгого времени. Ну, например, зубная боль. Не возникает ли здесь привычки к боли, привычки, которая может свести на нет всю глубочайшую педагогичность наказания.
-Согласен, - сказал я. – Люди с хроническими болезнями привыкают к боли, часто просто не замечают ее.
Мой спутник склонил голову в знак согласия.

-Вы очень вдумчивый молодой человек и приятный собеседник, - сказал он. – Теперь позвольте остановиться на действенности описания адских мук. Миллионы людей прекрасно осведомлены о наказании в аду. Тем ни менее они продолжают совершать грехи, злодеяния, подлости, мерзости и гадости. Конечно, отцы церкви учат нас, что без греха не может быть праведности. Очень интересная и поучительная мысль. Но знакомство с этой жемчужиной философии не приближают к решению поставленного вопроса: так что же происходит с грешниками в аду?
-Сгораю от нетерпения узнать, - сказал я.

-Я не делаю открытия, - сказал попутчик. Наказанием является душевная боль. Абсолютно так же, как происходит это с реальными людьми, обладающими физической оболочкой. Они страдают от несправедливости, или испытывают боль от предательского поступка, а иногда они страдают, сделав кому-то гадость. И если в реальной жизни есть толстокожие, не испытывающие душевной боли, то в аду толстая кожа перестает их защищать. Поэтому в аду все грешники без исключения испытывают вечные душевные муки, вечные муки совести. Они хотели бы испытать физическую боль, чтобы отвлечься от посланного им наказания, но это им не дано. И это обстоятельство делает их мучения еще более глубокими. А, как известно, глубина мучений совести бесконечна.
Некоторое время мы оба молчали. Я раздумывал над его словами, он ждал моей реакции.

-Во многом вы правы, - сказал я, - хотя имеются два обстоятельства, нарушающие целостность вашей теории. Во-первых, вечная душевная боль – нонсенс. Вы, вероятно, знаете, что даже при потере родного, самого близкого человека нестерпимая душевная боль стирается с годами. Не зря же говорят, что время лечит. Поэтому душевными муками можно наказывать за грехи в течение короткого по человеческим меркам времени.

Собеседник задумался. Мое возражение внесло некоторое сомнение в его вполне законченный взгляд на загробный мир.
-Это мне предстоит обдумать, сказал он, - а какое же второе обстоятельство?

-Второе обстоятельство более существенно. В своих построениях Вы пользовались земной логикой. Если нет тела, то нет и физической боли. Если есть боль, то она не может длиться вечно. Если боль длится вечно, то возникает привычка. Вы понимаете мою мысль?
-Пока еще не вполне.
-Смотрите, такие понятия как время, место и физическое тело в загробном мире не существуют. Боль не разделяется на физическую и душевную. Есть только бессмертная мысль, только дух человека, обладающий воображением. А вообразить он может бесчисленное множество разнообразных ужасов. Поэтому наказание за грехи еще страшнее, чем это представляется в земной жизни.
-Эти предположения, - возразил собеседник, - невозможно проверить.
-Почему же невозможно. – Я посмотрел в его глаза. Кажется, он начал кое-что понимать. – Вот Вы сейчас и проверите.


Я поднялся, прошел за занавеску, и сообщил стюардессе, что моему спутнику плохо. Она поспешила, но помощь уже не понадобилась. Сердечный припадок был очень короткий.

А все-таки как право поэтично: котлы, языки пламени, черти дробно стучащие копытами и обмахивающиеся хвостами. А вилы!
Интересно, кто бы при посадке пропустил меня в самолет с вилами?


  #######################################
Новые публикации помещаются на странице Дедушка Артемьев: http://www.proza.ru/avtor/vefri
  #######################################