Серьезное дело нельзя поручать никому

Валентина Кочубей
     СЕРЬЁЗНОЕ  ДЕЛО  НЕЛЬЗЯ  ПОРУЧАТЬ  НИКОМУ
Отгремели  военные  марши  на  вокзале,  отзвучали  речи  командиров  из  военкомата,  раздалась  команда: «По  вагонам!»
Илья  подбежал  к  Косте: «Я  тебя  прошу,  береги  Оксаночку,  как  зеницу  ока.  Я  её  люблю,  и  как  только  демобилизуюсь,  мы  поженимся.  Ты  меня  понял?  Не  разрешай  парням  дажн  подходить  к  ней.  Ты  меня  понял?»
«Да  понял  я,  понял,  иди  уже  в  вагон,  а  то  старшина  тебе  ещё  наряд  вне  очереди  припаяет»  «Чего  это  вдруг,  я  ещё  не  солдат».  «Беги,  беги!»  Повернул  Илью  к  вагонам  и  слегка  подтолкнул,  а  про  себя  подумал: «Вот чудак,  кому  она  нужна,  твоя  подружка».
Оксанка  немного  не  успела  к  поезду,  последняя  пара  фармацевтика – очень  трудный  предмет,  просто  грех  было  отпрашиваться.  Помахала  платком  вслед  уходящему  поезду  в  надежде,  что  Илюша  смотрит  в  окно  и  заметит  её  прощание.  Подошёл  Костя: «Ну.  что  проводила  своего  милого?»  «А  чего  ты  ехидничаешь?»  «А  ты  не  могла  сбежать  с  последней  пары?  Просил  беречь  тебя,  как  зеницу  ока,  так  и  сказал:  «как  зеницу  ока» -  кривляясь,  сообщил  Костя,  он  был  уже  пьяненький.
«А  когда  это  ты  уже  успел  приложиться?»  Друга  провожал  на  целых  на  2  года,  как  это  в  песне: «Не  плачь,  девчонка,…»  «Ладно.  Продолжай  ломать  комедию.  Мой  трамвай». «А  я  с  тобой».  «Зачем  это?»  «По  пути.  Нам  куда  бы  не  идти,  лишь  бы  с  вами  по  пути».  Вышли  на  остановке.  «Оксана,  давай  погуляем».  «Мне  некогда,  у  меня  зачёт.  Да  и  чего  ради  я  буду  с  тобой  гулять?»  «Так  Илья  сказал,  чтобы  я  берёг  тебя  «как  зеницу  ока!» -  опять  с  насмешкой,  ёрничая,  сказал,  будто  выплюнул.   «Дурак!»  Это  как  посмотреть,  может,  я  самый  умный».
Оксана  училась  в  медучилище,  мечтала  работать  в  детском  садике,  любила  детей,  любила  возиться  с  ними,  ухаживать.
Костя,  Илюшин  друг,  заканчивал  железнодорожный  институт,  учился  посредственно.  В  армию  не  попал:  в  институте  была  военная  кафедра.  Будущая  профессия  его  мало  привлекала:  трудная  и  ответственная.  ВУЗ  престижный,  а  для  Кости  главное – получить  диплом,  а  там  «трава  не  расти»,  можно  вообще  не  работать,  нужно  только   «нос  утереть»  этой  зазнайке -  медичке.  При  встрече  часто  злословил: «Ха –ха,  устроишься  в  детсад  и  будешь  сопли  подтирать  малышне.  Вот  работёнка!  Стоит  учиться  в  таком  трудном  училище,  чтобы  на  горшки  малышню  сажать».  А  что  в  медучилище  трудно  учиться,  знал  он  не  понаслышке:  у  него  мама  фармацевт.
На  следующий  день  он  ждал  Оксану  во  дворе  училища.  «О,  припёрся!»   -  подумала  она  с  досадой,  сделала  вид,  что  его  не  заметила,  ускорила  шаг.  «Ну,  ты  куда  так  мчишься?  Еле  догнал».  «Мой  трамвай.  А  как  ты  здесь  оказался?  В  институт  опять  не  ходил?»  «Да  пару  отменили», - солгал  он.  «Опять?  Отстань  от  меня,  я  спешу».  «А  как  же  наказ  Ильи?»  «Он  пошутил,  а  ты  поверил.  У  меня  же  голова  на  плечах,  а  не  тыква.  И  не  ходи  больше  за  мной,  понял??»  «А  ты  хоть  зачёт – то  сдала?»  «Сдала.  А  тебя  это  вообще  не  касается».  «Я  переживал»  «С  чего  бы  это?»
Подошёл  трамвай.  «Я  с  тобой».  Трамвай,  звеня,  тронулся.  «На  остановке  выйди,  а  то  выйду  я»,  На  первой  же  остановке  Оксана  выскочила  из  трамвая  и  пошла  пешком.  Костя  был  ей  противен.  Хилого  телосложения,  глаза  бесцветные,  пустые,  немного  навыкате,  большой  нос  с  горбинкой.  Руки  длинные,  худые,  пальцы  цепкие,  жёсткие,  холодные.  Она  всегда  брезгливо  вздрагивала,  когда  он  к  ней  прикасался.  Она  не  могла  понять,  что  их  связывало  с  Илюшей.  Она  вспомнила  своего  синеглазого  блондина,  и  сердце  замерло  от  восторга.  Добрый,  открытый  взгляд.  Когда  улыбается,  солнечный.  Ямочки  на  щеке  и  на  подбородке.  Руки  мягкие,  тёплые.  Большой,  сильный,  но  удивительно  добрый.  И  снова  подумала; « И  что  их  может  связывать?»  Илья  учился  в  пединституте  на  физмате,  но  хорошо  знал  и  любил  литературу,  часто  читал  Оксане  стихи.  Вообще  Оксана  и  Илюша  так  были  похожи  во  всём,  что  трудно  было  представить,  что  они  когда – нибудь  расстанутся.
Костя  остался  в  трамвае  и  сквозь  зубы: «Подумаешь,  королева!  Иди,  иди  пешком,  мне  не  жалко!»
Когда  Оксана  подошла  к  дому,  увидела  на  скамейке  у  подъезда  Костю.  Он  курил,  развалившись,  положив  ногу  на  ногу.  «Ну,  что,  прогулялась?»  «Не  твоё  дело!»  «А  вот  не  в  пример  тебе,  твоя  мама  встретила  меня  очень  ласково».  «Ты  что,  к  нам  заходил?»  « Да,  справлялся,  пришла  ты  или  нет».   
Оксана  поднялась  в  квартиру : «Мама,  я  тебя  очень  прошу,  гони  эту  пьянь  и  не  разговаривай  с  ним!»  «Хорошо,  как  скажешь,  я  думала,  что  это  у  вас  серьёзно».  «Серьёзно  у  меня  только  с  Илюшей!»  « А  он  тебе  пишет?  «А  как  же?  Я  получаю  письма  на  почте.  Кстати,  сейчас  загляну  туда».  Оксана  побежала  на  почту.  «Здравствуйте,  а  ме  письма  нет?»  « Было,  но  тот  парень,  с  которым  вы  ходите  ,  забрал  его,  сказал,  что  передаст».  «Ни  в  коем  случае  не  отдавайте  ему  моих  писем».  «Хорошо,  но  я  думала,  что  у  вас  доверительные  отношения».
Кости  во  дворе  уже  не  было.  Наскоро  перекусив,  Оксана  помчалась  к  нему  в  институт,  нашла  аудиторию.  На  удивление  всем,  он  был  на  лекции.  «Давай  письмо!»  «Какое  письмо?  Не  было  письма».  «На  почте  сказали,  что  ты  взял».  «Да  нет,  что  ты?  Она  перепутала.  У  нас  было  распределение.  Меня  направляют  на  станцию  Зима.  Я  написал  им  письмо,  чтобы  узнать,  как  там.  Мне  пришёл  ответ.  Вот  почитай».  «Дай  письмо,  которое  было  адресовано  мне».  «Я  не  брал,  хочешь,  поклянусь?  Она  перепутала.  Клянусь,  я  ничего  не  брал».  Почему  Оксана  тогда  поверила  его  клятве,  она  и  сама  не  знает.  Она  не  имела  привычки  лгать,  и  не  допускала  мысли,  что  кто –то   может  так  бессовестно  соврать  ей.  Расстроенная,  пришла  домой.
На  следующий  день  Костя  опять  пришёл  встречать  Оксану  после  занятий.  «Оксана,  привет!  Идём  ко  мне,  я  покажу  тебе  письма  от  Ильи».  «А  не  врёшь?»  «Ну  что  ты?»    «Ты  знаешь,  он  пишет  мне,а  письмо  всё  про  тебя.  Вот  втюрился,  мужик,  как  в  кино!  Ну  ты  чего  встала?  «Не  хочу  я  к  тебе  идти,  ты  их  лучше  вынеси,  я  их  здесь   почитаю».   «Ты  что  меня  боишься?  Или  родителей  моих?»  «Никого  я  не  боюсь,  просто  не  хочу  к  тебе  заходить».  «Мама  морс  из  чёрной  смородины  сделала,  пойдём,  выпьем  по  стаканчику».  Она  нерешительно  шагнула  за  Костей.  «А  где  твои  родители?»  «Наверно,  на  дачу  умотали,  да  ты  не  стесняйся,  проходи!»  Налил  по  стакану  морса,  предложил  печенье.  «А   где  у  тебя  можно  руки  помыть?»  «По  коридору  направо».   
Пока  Оксана  мыла  руки,  он  насыпал  ей  в  морс  снотворного,  подумал,  что  мало,  распечатал  ещё  один  порошок,  не  успел  размешать.  «А  что  это  там  белое  в  морсе?»  «Да  я  сахару  добавил,  показалось  кисловат».  Выпила,  заела  печеньем.  Голова  резко  заболела,  в  глазах  помутилось,  она  не  помнила,  как  уснула,  свернувшись  калачиком  на  том  диване,  на  котором  сидела.  Сквозь  сон  слышала,  как  кто – то  раздевает  её,  ей  снилось,  что  это  мама.  «Мама,  я  сама,  посплю  немного  и  сама».   Костя  стал  целовать  её.  «Ой,  что  это?  Что  ты  делаешь?»  «Тс – тс,  я  люблю  тебя,  это  совсем  не  больно»
Утром она  поняла,  что  с  ней  что –то  случилось,  что – то  непоправимое,  грязное,  противоестественное.   «Дрянь,  ты  что  наделал?»  «А  мне  показалось,  что  тебе  это  нравится».  «Не  смей  меня  провожать  и  больше  не  ходи  за  мной!»
Илья  писал  хорошие  ласковые  письма.  Оксана  первое  время  отвечала,  а,  когда  поняла,  что  беременна,  писать  перестала.  После  первого  года  службы  Илье  дали  отпуск  «за  успехи  в  боевой  и  политической  подготовке».
Оксана  боялась  встречи,  ведь  уже  было  заметно.  Рассказала  всё  маме,  но  попросила  ничего  не  говорить  отцу,  хотела  сделать  аборт,  мать  рассоветовала.  «А  вдруг  больше  детей  не  будет?  Ведь  очень  часто  бывает  так,  что  после  первого  аборта  теряешь  способность  рожать».  Отец,  добрый  по  натуре  человек,  долго  не  стал  разглагольствовать,  поставил  дочь  перед  собой:  «Смотри  мне  в  глаза.  Кто?»  «Костя»  «Я  его  убью.  Тамара  бросилась  к  мужу: «Голубчик,  не  надо,  из = за  этого  подонка  в  тюрьму  попадёшь.  Давай  лучше  познакомимся  с  его  родителями,  узнаем,  что  они  за  люди.  Теперь  уже  ничего  не  поправишь»  «Ноя  не  люблю  Костю»  «
Раньше  надо  было  думать! « - как  приговор  вынес  отец. 
Илья  не  выдержал,  что  Оксана  не  встречала  его  на  вокзале,  хотя  он  дал  ей  телеграмму,  примчался  к  ней  домой  и  оторопел:  шёл  седьмой  месяц,  уже  было  заметно.  Бросился  было  обнимать,  целовать  Оксану,  но  она  отшатнулась  от  него.  «Мне  стыдно  даже  смотреть  тебе  в  глаза.  Прости  меня!»
Он  сорвался,  прибежал  к  Косте  домой: «Иди  сюда,  поговорить  надо», -   и  наотмашь  ударил  прямо  по  длинному  горбатому  носу.   «Ах  ты,  поддонок,  дрянь,  ублюдок!»  Он  бил  его  так,  как  в  армии  на  тренировках  кожаную  грушу.  «Уходи,  и  чтобы  больше  я  тебя  не  видел.  Боюсь,  что  убью,  а  попасть  в  тюрьму  из –за  такой  дряни  не  хочется.»  Размахнулся,  ещё  раз  двинут  по  физиономии,  потом  пинком  под  зад.    Бегом  примчался  к  своему  дому,сел  на  бревно  под  забором  и  горько  разрыдался.  Как  жить  дальше?  Что  делать?  В  душе – пустота!
Отпуск  был  в  тягость,  засобирался  в  часть.  Мама  рыдала,  не  хотела  отпускать.  Отец  молчал:  он  понимал  сына.  Илья  был  неумолим.  Его  родной  район – Нахаловка -  когда – то  был  расцвечен  любовью,  а  сейчас  он  показался  Илье  грязным,  неуютным,  убогим,  даже  враждебным.  «Прости,  мама,  я  поеду».

               ЭПИЛОГ
Илья  не  рассказал  друзьям,  почему  он  так  рано  вернулся  из  отпуска.  Да  и  кому  это  нужно?  Кто – то  посочувствует,  кто – то  посмеётся,  кто – то  скажет: «Подумаешь,  из – за  девчонки  так  переживать,  плюнь  на  всё  и  береги  здоровье!»  Ни  первого,  ни  второго,  ни  третьего  ему  было  не  нужно..  Он  попытался  с  головой  уйти  в  заботы  службы,  тем  более,  ему  присвоили  звание  сержанта,  работы  прибавилось.
Перед  отбоем  пошёл  проверить  посты.  На  одном  новобранец  безмятежно  спал,  обняв  ствол  автомата.  Илья  не  хотел  докладывать  начальству,  подошел  к  солдату  и   тихонько  потряс  его  за  плечо: «На  посту  спать  не  полагается,  проснись».  Солдат  подскочил,  и  с  перепугу  дал  очередь.  Что – то  обожгло  внизу  живота.  Илья  старался  устоять,  но  не  получилось,  присел  от  боли,  а   потом  потерял  сознание.  Очнулся  в  госпитале.  «Что   со  мной?»  «Тебя  спросонья  ранил  солдат,  -сказал  доктор. -  Мы  тебя  прооперировали,  но  ранение  очень  серьёзное.  Посмотрим,  как  будет  заживать».  Через  две  недели  доктор  собрал  консилиум  и  объвил  Илье  о  досрочной  демобилизации,  дал  бумагу  с  заключением  врачей.  «А  здесь  написано  по  латыни,  что  это  значит?»  Доктор  тяжело  вздохнул,  погладил  Илюшу  по  плечу  и,  опустив  глаза,  сказал:  «А  это  значит,  молодой  человек,  что  у  вас  прострелены  все  половые  органы  и  восстановить  их  невозможно». 
Через  неделю  рыбаки  выловили  из  Обского  моря  солдата.  ЭТО  был  Илья. 
Когда  его  родные  рассказали  мне  эту  трагедию,    в  моей  памяти  выплыли  мудрые  строки:  «В  любви  надо  действовать  смело,  вопросы  решать  самому,  и  это  серьёзное  дело  нельзя  поручать  никому».